Объединение стереотипов


Объединение стереотиповЦелое же сообщение — ступень развития речи, отличающаяся тем, что несколько стереотипов — фраз — объединяются в новые, более сложные системыЛ В этом процессе вначале также еще много подражательного. Вот, например, Ира Р., 2 лет 3 мес, рассказала сказку, придуманную ею: «Жил-был Золотой Цветочек. А навстречу ему мужик. „О чем же ты плачешь?». — „А как же мне, бедненькому, не плакать?»». В этой сказке все фразы являются шаблонами, заимствованными из разных сказок, которые девочка часто слышит, и соединение их основано не на смысловом содержании, а на том, что один словесный стереотип влечет за собой другой, с которым он ассоциирован.
В более старшем возрасте использование словесных стереотипов также является одним из очень важных механизмов речи, но постепенно все большее значение приобретают общие представления и понятия, для выражения которых используются ранее усвоенные словесные стереотипы. Например, Рая Н. 4 лет 3 мес, также в сказке выразила такие общие понятия: «В третьем-де-вятом царстве жила-была принцесса. У нее была мама. Очень добрая и хорошая мама. Она покупала принцессе мороженое, а суп есть не заставляла. Мама услышала по радио, что деток надо закаливать мороженым, и вот закаливала принцессу».
Таким образом, процесс общения ребенка с окружающими людьми с помощью слова имеет разные уровни сложности: не только на каждое слово вырабатывается все большее количество ассоциаций, но слова объединяются во фразы, а фразы — в речевое сообщение; каждый этап открывает новые, огромные возможности расширения интеграции. Развитие обобщения через посредство слова имеет различную форму: развитие семантических (или ассоциативных) полей, носящее латентный характер, и образование фраз и далее речевых сообщений, доступных для непосредственного наблюдения и регистрации.

Рассматривая системность как механизм формирования различных форм интегративной деятельности мозга (в частности, и обобщения словом), мы сталкиваемся с необходимостью проанализировать и самый этот механизм.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.