Объединение нескольких словесных сигналов


Объединение нескольких словесных сигналов, КПК особая форма обобщения словом, чрезвычайно интересный и важный период в развитии обобщающей функции мозга ребенка составляет появление фраз, т. е. объединение сначала двух, а затем трех и более слов в стереотипы или, по терминологии Н. И. Красногорского (1954), в словесные шаблоны. При правильном развитии ребенка это происходит в 1 год 8 мес — 1 год 10 мес.
Лингвистами (Рыбников, 1926; Гвоздев, 1961), психологами (Piaget, 1932; Люблинская, 1959) достаточно подробно описаны проявления развития фразовой речи детей. По наблюдениям упомянутых авторов, первые фразы ребенка совершенно стереотипны и представляют собой воспроизведение словосочетаний, наиболее часто повторяемых окружающими людьми: «Иди сюда!», «Дай мне!» и т. п. Для детей второго года жизни подобные фразы являются нерасчлененными пока единицами речи, и только возрасте двух лет и старше ребенок начинает более свободно использовать слова в фразе, комбинируя их различным образом. Например, слова «иди», «дай», «на», «возьми» адресуются теперь то отцу, то матери, то другому ребенку. Это свидетельствует о том, что каждое слово, употребляемое ребенком, получило самостоятельное сигнальное значение) Только у детей, запущенных в педагогическом отношении, фразы длительно сохраняют неизменяемый стереотипный характер.
Что же представляет собой процесс объединения слов в фразы с физиологической точки зрения? Несомненно, это есть одна из форм образования системности, имеющая, однако, ряд особенностей. Очень большую роль играет подражание: ребенок более или менее точно имитирует слышимые им фразы, но при этом следует подчеркнуть, что повторение слов и фраз происходит избирательно и зависит от тех потребностей или аффективных состояний, которые в это время преобладают у ребенка. Отмечено, что ранее других появляются фразы, связанные с удовлетворением потребности в пище: «Мама, ням-ням!», «Дай ням-ням!» (дай есть), «Дай моко!» (дай молока) и т. п.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.