Нормирование видимой радиации
Научное решение вопроса о необходимости возрастного нормирования видимой радиации имеет несомненный практический интерес. При проведении исследований, направленных на сравнение работ способности зрительной системы детей и подростков, переменным является именно возраст наблюдаемых. Условия внешней среды (помещение, время исследования, температура, относительная влажность воздуха, а также световая обстановка, предшествующая наблюдениям, во время их проведения и др.) были строго постоянными.
У детей и подростков были исследованы не все, а лишь наиболее информативные параметры функционального состояния зрительного анализатора и центральной нервной системы, к ним относятся скорость зрительного восприятия, латентный период простой условнорефлекторной двигательной реакции на световой раздражитель, пропускная способность зрительного анализатора и реакция зрачкового рефлекса.
Как показали исследования, при одинаковой яркостной ситуации дети и подростки затрачивают различное время на опознание предъявляемого теста и неодинаково реагируют на предъявление светового стимула. По характеру ответа детей и подростков возрастного диапазона от 10 до 17 лет можно разделить их на две четко обозначенные группы – дети 10-12 лет и подростки 15-17 лет. Так, дети младшего возраста (10-12 лет) на опознание предъявляемых тестов затрачивают больше времени, чем подростки 15-17 лет.
Интересно, что «переломным» можно назвать возраст 15 лет, так как именно в этом возрасте изменение, например, скорости зрительного восприятия происходит в значительно большей степени (на 10%) и в дальнейшем почти не изменяется. По ответной реакции дети 14 лет занимают как бы промежуточное положение между детьми 10-12 лет и подростками 15-17 лет. Эти данные подтверждают имеющиеся в литературе сведения о том, что у детей 14 лет имеются свои специфические функциональные особенности, позволяющие авторам выделить их в специальную, как бы в особую, возрастную группу.
Для получения ответа о необходимости возрастного нормирования видимой радиации, проводились исследования зрительной функции у Детей и подростков не при одном, а при различных уровнях яркости поля адаптации.
При всех уровнях яркости поля адаптации дети способны переработать меньшую по объему информацию, чем подростки, причем в значительной степени (на 35% и даже на 50%)
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что и для детей Ю-12 лет и для подростков 15-17 лет существуют единые оптимальные уровни яркости и, очевидно, необходимость в повышении уровня яркости поля адаптации будет диктоваться не возрастом работающих, а сложностью зрительной работы, которую необходимо выполнять. Чем сложнее работа и в первую очередь чем меньше угловой размер детали, который необходимо разделить в процессе работы, тем выше должен быть уровень яркости рабочей поверхности. Правда, чем сложнее зрительная работа, тем меньше вероятности, что она будет поручена детям 10-12 лет, которые функционально не готовы к ее выполнению.
Весьма интересным как с теоретической, так и с практической точки зрения было оценить особенности регуляции силы раздражителя сетчатки у детей и подростков при разных уровнях яркости поля адаптации.
Метки: возраст, зрительный, радиация
Страницы: 1 2