Нормирование видимой радиации


Научное решение вопроса о необходимости возрастного нормирования видимой радиации имеет несомненный практический интерес. При проведении исследований, направленных на сравнение работ способности зрительной системы детей и подростков, переменным является именно возраст наблюдаемых. Условия внешней среды (помеще­ние, время исследования, температура, относительная влажность воз­духа, а также световая обстановка, предшествующая наблюдениям,  во время их проведения и др.) были строго постоянными.
У детей и подростков были исследованы не все, а лишь наиболее ин­формативные параметры функционального состояния зрительного ана­лизатора и центральной нервной системы, к ним относятся скорость зри­тельного восприятия, латентный период простой условнорефлекторной двигательной реакции на световой раздражитель, пропускная способ­ность зрительного анализатора и реакция зрачкового рефлекса.
Как показали исследования, при одинаковой яркостной ситуации де­ти и подростки затрачивают различное время на опознание предъявляе­мого теста и неодинаково реагируют на предъявление светового стиму­ла. По характеру ответа детей и подростков возрастного диапазона от 10 до 17 лет можно разделить их на две четко обозначенные группы – дети 10-12 лет и подростки 15-17 лет. Так, дети младшего возраста (10-12 лет) на опознание предъявляемых тестов затрачивают больше времени, чем подростки 15-17 лет.
Интересно, что «переломным» можно назвать возраст 15 лет, так как именно в этом возрасте изменение, например, скорости зрительного вос­приятия происходит в значительно большей степени (на 10%) и в даль­нейшем почти не изменяется. По ответной реакции дети 14 лет занимают как бы промежуточное положение между детьми 10-12 лет и подрост­ками 15-17 лет. Эти данные подтверждают имеющиеся в литературе сведения о том, что у детей 14 лет имеются свои специфические функ­циональные особенности, позволяющие авторам выделить их в специ­альную, как бы в особую, возрастную группу.
Для получения ответа о необходимости возрастного нормирования видимой радиации, проводились исследования зрительной функции у Детей и подростков не при одном, а при различных уровнях яркости по­ля адаптации.
При всех уровнях яркости поля адаптации дети способны перерабо­тать меньшую по объему информацию, чем подростки, причем в значи­тельной степени (на 35% и даже на 50%)
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что и для детей Ю-12 лет и для подростков 15-17 лет существуют единые оптималь­ные уровни яркости и, очевидно, необходимость в повышении уровня яр­кости поля адаптации будет диктоваться не возрастом работающих, а сложностью зрительной работы, которую необходимо выполнять. Чем сложнее работа и в первую очередь чем меньше угловой размер детали, который необходимо разделить в процессе работы, тем выше должен быть уровень яркости рабочей поверхности. Правда, чем сложнее зри­тельная работа, тем меньше вероятности, что она будет поручена детям 10-12 лет, которые функционально не готовы к ее выпол­нению.
Весьма интересным как с теоретической, так и с практической точки зрения было оценить особенности регуляции силы раздражителя сет­чатки у детей и подростков при разных уровнях яркости поля адапта­ции.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.