Нервная система ребенка


нервная системаПри заболевании ребенка тяжесть его состояния определяется степенью реакции нервной системы, проявляющейся вне зависимости от первичной локализации инфекции сложной клинической картиной токсикоза: расстройство сознания, судорожные состояния или нарушение тонуса мышц, сердечнососудистые и другие вегетативные расстройства и др. Поэтому в педиатрии тяжелые формы заболеваний нередко называются «токсическими» (токсическая скарлатина, токсическая дифтерия, токсическая пневмония, токсическая диспепсия и др.). Можно полагать, что действие токсинов сводится, прежде всего, к сверхсильному раздражению коры: после кратковременного возбуждения возникает ее разлитое торможение. Функция высших отделов центральной нервной системы неразрывно связана с деятельностью периферических воспринимающих механизмов – рецепторов. Различают интерорецепторы и экстерорецепторы. Первые передают раздражения, в кору головного мозга от внутренних органов, вторые передают раздражения, получаемые из внешней среды. К экстерорецепторам относятся периферические отделы органов чувств (анализаторов): рецепторы вестибулярного аппарата, кожные, вкусовые рецепторы, обонятельный, слуховой, зрительный рецептор. Каждый анализатор состоит из трех отделов: 1) рецепторного (периферического), 2) проводникового (промежуточного), 3) мозгового (центрального). Несмотря на известную специфичность анализаторов, все они функционируют не изолированно друг от друга, так как наряду с анализаторной деятельностью коре головного мозга присуща и синтезирующая деятельность. Совершенно ясно, что необходимым условием для анализаторной и синтезирующей деятельности больших полушарий является полное созревание клеток коры головного мозга. Вследствие незрелости нервной системы ребенка и проводящие пути, и клетки коры, воспринимающие раздражение, функционально недостаточны, а между тем с самого рождения ребенка внешняя среда создает для него огромное количество раздражений. При соприкосновении с внешней средой ребенок должен входить с нею во взаимодействие, устанавливать новые связи. Единство организма и среды осуществляется непрерывным уравновешиванием этой системы с внешней средой благодаря определенным реакциям живой системы на падающие на нее извне раздражения.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.