Нервная деятельность ребенка


нервыСпинной мозг почти готов к функционированию уже с рождения ребенка. Вес спинного мозга при рождении 2-6 г, и в дальнейшем нарастает менее энергично, чем нес головного мозга. Рост спинного мозга идет параллельно развитию двигательных функций: он утраивает свой вес к 5 годам, но в отличие от головного мозга уже со 2-го года строение его близка к строению взрослого. С возрастом увеличивается лишь количество двигательных клеток передних рогов. Ко времени половой зрелости спинной мозг увеличивается в 4-5 раз. При проведении спинномозговой пункции следует иметь в виду, что у новорожденного нижний отрезок спинного мозга расположен на III поясничном позвонке, к 4 годам – между I и II поясничным позвонком, как у взрослого. Внутричерепные нервы миелинизируются к 3 месяцам, периферические – к 3 годам, но рост миелинового влагалища и даже осевого цилиндра продолжается. Вегетативная нервная система функционирует уже с самого рождения. Таким образом, морфологической особенностью нервной системы у детей самого раннего возраста является слабое развитие коры головного мозга, недостаточная дифференцировка нервных клеток и недостаточная миелинизация нервных волокон. Соответственно этому функции нервной системы у детей имеют и ряд особенностей. В эмбриональном периоде в первую половину беременности все раздражения любой точки дают распространенную реакцию нервной системы. Во вторую половину беременности уже намечается некоторая локализация раздражения, но наклонность к распространенной реакции сохраняется и у новорожденного. Поскольку кора, пирамидные пути и стриарное (полосатое) тело к рождению ребенка недостаточно развиты, все жизненные функции регулируются у новорожденного межуточным мозгом, главным образом таламопалдарной системой, т. е. подкоркой. Так, pallidum регулирует моторные движения; с ним связаны характерные для новорожденного бессознательные, атетозоподобные движения. С функцией pallidum связывается присущее уже новорожденному движение обхватывания и в дальнейшем ползание. С возрастом ганглиозные клетки дифференцируются. С этим связано первое появление статических и двигательных функций – сидение, стояние, начало ходьбы. По мере созревания коры движения ребенка становятся более целесообразными, произвольными; подкорковые узлы сохраняют значение регуляторов миостатики мышечных групп.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.