Научная ценность данных наблюдений


«Почему я так люблю заниматься своими переживаниями, бросать прожектор на свою психику? Чтобы лучше понять и оце­нить себя и далее вести борьбу с недостатками! Честно говоря, часто копаться в переживаниях я люблю из-за самого процесса» (студент Кв.).
«Люся сказала, что я плохо разбираюсь в тонкостях души, что я примитивен. Не понимаю, что это за тонкости, до которых я не дорос, и почему человек, предпочитающий не возиться со своими переживаниями, а действовать, примитивен» (студент Х-В).
Хотя у второго студента больше направленности не на внутренний мир, а на деятельность, он не избежал интроспек­ции.
Научная ценность данных самонаблюдения для характероло­гии зависит от ряда условий, которые можно выразить в форме вопросов: насколько объективны эти данные? Имеется ли в них фактический материал? Нет ли в них предвзятого мнения?
Как показывают жизненные наблюдения и экспериментальные исследования, люди более склонны переоценивать свои достоин­ства и умалять свои недостатки. Например, в X классе одной мо­сковской школы из восьми учеников, по общему мнению, страда­ющих недостатком чувства товарищества, лишь один внутренне согласился с этой репутацией. Из десяти учеников, искренне счи­тающих себя волевыми, лишь трое признаются волевыми у то­варищей по коллективу.
Насколько трудна данная черта характера для самонаблюде­ния? Гораздо легче анализировать те свои черты, которые хоро­шо внешне объективно выражены (например, аккуратность, чи­стоплотность, точность в работе, прилежание), чем черты более «внутренние» (например, владение своим настроением, целена­правленность) .
Какой и как пользоваться терминологией? Во избежание не­доразумений полезно давать некоторые предварительные разъяс­нения терминов, но этими разъяснениями не следует злоупотреб­лять, чтобы не лишать получаемые данные должной естественно­сти и искренности.
Следует ли вносить в самонаблюдение оценочные моменты? Обычно человек наблюдает за собой не со стороны, а старается как-то дать себе оценку. Эта оценка сама по себе может иметь характерологическое значение. Один человек резко критикует се­бя за пустяки, другой, наоборот, считает пустяком свой серьез­ный недостаток.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.