Координирование различных методов и источников познания характер


Координирование различных методов и источников познания характера должно входить в план исследования, когда каждому методу отводится своя роль. Методы координируются далее в процессе исследования, который нередко дает материал, не пре­дусмотренный даже самым четким планом. Наконец, при ана­лизе результатов исследования совершенно необходимо давать сравнительную оценку примененных методов, степень их науч­ной убедительности и перспективности в решении характероло­гических проблем типа того исследования, которое проводилось.
Вопрос о соотношении индивидуального и типического в ха­рактере имеет большое теоретическое и практическое значение. Следует считать глубоко ошибочными попытки свести характер только к общим или только к индивидуальным чертам. Если каждый характер рассматривать как носителя некоторого типа, к которому полностью сводится его своеобразие, то это приведет к отказу от рассмотрения живого человека со всеми его конкрет­ными чертами и формами деятельности и к ограничению, лишь конструированием типологии. Практическим результатом приня­тия этой точки зрения в воспитательной работе будет игнориро­вание индивидуальных черт учащихся, поскольку учитель, преж­де всего, будет иметь дело с типическими случаями, объединяю­щими широкую категорию учеников.
Став же на точку зрения существенности только индивиду­ального в характере, мы тем самым останавливаемся перед фак­том бесконечного разнообразия совершенно различных характе­ров, в которых не отражаются общие черты. Если психология должна иметь дело только с индивидуальными характерами, отказываясь от рассмотрения типического, то она фактически не будет вправе пользоваться какого-либо рода характерологиче­скими понятиями, так как каждое понятие основано на обобще­нии. В воспитательной работе подобное понимание характера привело бы к такой индивидуализации педагогического процес­са, при которой практически нельзя было бы сделать каких-либо обобщений, так как индивидуальность ученика являлась бы ос­новной мерой.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.