Координирование различных методов и источников познания характер
Координирование различных методов и источников познания характера должно входить в план исследования, когда каждому методу отводится своя роль. Методы координируются далее в процессе исследования, который нередко дает материал, не предусмотренный даже самым четким планом. Наконец, при анализе результатов исследования совершенно необходимо давать сравнительную оценку примененных методов, степень их научной убедительности и перспективности в решении характерологических проблем типа того исследования, которое проводилось.
Вопрос о соотношении индивидуального и типического в характере имеет большое теоретическое и практическое значение. Следует считать глубоко ошибочными попытки свести характер только к общим или только к индивидуальным чертам. Если каждый характер рассматривать как носителя некоторого типа, к которому полностью сводится его своеобразие, то это приведет к отказу от рассмотрения живого человека со всеми его конкретными чертами и формами деятельности и к ограничению, лишь конструированием типологии. Практическим результатом принятия этой точки зрения в воспитательной работе будет игнорирование индивидуальных черт учащихся, поскольку учитель, прежде всего, будет иметь дело с типическими случаями, объединяющими широкую категорию учеников.
Став же на точку зрения существенности только индивидуального в характере, мы тем самым останавливаемся перед фактом бесконечного разнообразия совершенно различных характеров, в которых не отражаются общие черты. Если психология должна иметь дело только с индивидуальными характерами, отказываясь от рассмотрения типического, то она фактически не будет вправе пользоваться какого-либо рода характерологическими понятиями, так как каждое понятие основано на обобщении. В воспитательной работе подобное понимание характера привело бы к такой индивидуализации педагогического процесса, при которой практически нельзя было бы сделать каких-либо обобщений, так как индивидуальность ученика являлась бы основной мерой.
Метки: источник, познание, проблема
Страницы: 1 2