История учения о способностях


История учения о способностяхСвоеобразным этапом в истории учения о способностях яви­лась сначала кандидатская диссертация, а вслед за ней статья и монография Н. С. Лейтеса ,09. Всесторонне и в течение длитель­ного времени изучив нескольких особо высокоодаренных уча­щихся, он пришел к выводу, что основным компонентом их таланта являлась «склонность к труду», понимаемая как особая ум­ственная активность, потребность в деятельности. Исследование велось с позиций Б. М. Теплова (и в дальнейшем «склонность к труду» стала пониматься как проявление сильного типа). Впос­ледствии Н. С. Лейтес пришел к выводу, что одаренность в дет­ском возрасте проявляется не столько в результате деятельности, сколько в самих особенностях формирования способностей’10. Многолетние исследования проблемы становления общих умст­венных способностей в школьном возрасте Н. С. Лейтесом были оформлены в докторскую диссертацию. Для общей теории способностей здесь представляет бесспорный интерес некоторое уточ­нение определения: «Способности – свойства личности, от кото­рых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности» 111 (курсив наш.- К. П.). Понятия, выделенные курсивом, сближают это определение с данным во Введении к настоящей книге.Сама формулировка «склонность к труду», чаще не так пони­маемая, как ее понимал автор, оказалась очень созвучной тому периоду в педагогике, который с достаточным основанием мож-П6 определить ошибочным тезисом: «нет плохих учеников, есть плохие учителя». Признание генетики лженаукой, наклеивание «вейсманизм-морганизм» на любые попытки учесть вли­яние наследственных факторов, доведение до абсурда прогрес­сивных взглядов учения Мичурина о влиянии среды – все эти ошибки в биологии, сомкнувшись с ошибочным пониманием по­становления ЦК о педологии, привели к вульгарной социологиза-личности школьника. Любой неуспевающий школьник стал рассматриваться как «жертва ошибок педагога», любые дисцип­линарные нарушения и преступления – только как результат влияния среды. О невольной роли теории «культурно-историче­ского развития» Л. С. Выготского мы скажем в следующей главе, поскольку она относится скорее к учению о личности. В этот период А. В. Веденов в книге, вошедшей в «Педагоги­ческую библиотеку учителя» (глава «Суеверия и предрассудки подростков как недостатки воспитания воли»), писал: «Всякие суждения о плохих и хороших способностях учеников средней школы должны быть прекращены как вредные, антинаучные, де­морализующие как детей, так и учителей и родителей» 112. Дальнейший этап развития учения о способностях связан с концепцией А. Н. Леонтьева о развитии психики. Создавая эту концепцию и разбирая онтогенез способностей, он исходил из по­ложения Маркса, что каждое из человеческих отношений к пред­метному миру является «присвоением человеческой действитель­ности»113. Еще в «Очерке развития психики»114, а потом в до­кладе на XIV Международном конгрессе психологов (1954)Ы5 он развивал мысли о развитии психики, которые применял и к спо­собностям.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.