Испытания нечестности
Для первого испытания нечестности испытуемым предлагались тесты, в которых надо было решать простые задачи. По истечении даваемого на выполнение этих тестов срока бланки с ответами отбирались и незаметно для испытуемых эти ответы копировались. Затем бланки возвращались испытуемым, с тем, чтобы они проверили свои ответы по ключу и поставили соответствующие индексы. Разница между индексом, который поставил себе испытуемый, и тем, который показывал действительный уровень выполнения теста (по копиям ответов), служила для определения нечестности. В другом эксперименте испытуемые должны были с зажмуренными глазами поставить точку в кружок такого маленького размера, что «вслепую» попасть в него можно было лишь случайно. Это так называемый метод неправдоподобных решений. Числом неправдоподобных попаданий в кружки определяется уровень нечестности. Для испытания выдержки испытуемые должны были читать неинтересный текст, не подсматривая очень интересные рисунки и надписи, имеющиеся на полях. Быстрое прочтение текста без отвлечения считалось показателем выдержки. Теоретические основы данного исследования слабы. Нет хотя бы предварительного определения характера. Можно только сказать, что к характеру относится моральное поведение, рассматриваемое как следование «стандартам», принятым в США. С самого начала подчеркнута эмпиричность работы, отсутствие теоретической платформы выдается за достоинство, хотя в значительной мере в работе отразился распространенный в США прагматизм. Исследование фактически игнорировало личность. Авторы прямо заявляют, что на время исследования испытуемый теряется в массе и просто становится номером. Все исследования проводились по стандартизированным тестам, анкетам и шкалам. Правда, под рубрику тестов были подведены и некоторые довольно типичные эксперименты, против которых нет возражений (например, чтение с отвлекающими •раздражителями, решение головоломок), но в программу исследования вошли и недопустимые, с педагогической точки зрения, тесты. Так, тесты на нечестность в значительной мере стимулируют у испытуемых дурное в моральном отношении поведение. При обработке материала принята техника статистических расчетов. Индивидуальные характеры совершенно не показаны
Метки: обман, правда, честность
Страницы: 1 2