Искусство врачевания


М. Я. Мудров ставил в прямую зависимость искусство врачевания от умения учитывать психологию больного: «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпываются из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, серди­того умягчишь, нетерпеливого успокоишь, бешеного остано­вишь, дерзкого испугаешь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благодетельным. Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания и которая самые болезни, например, нервические, иногда покоряет воле боль­ного».О роли психологии в медицинской практике писали также С. П. Боткин, А. И. Остроумов, И. М. Сеченов, Г. И. Россолимо, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и др. И. П. Павлов; неоднократно говорил, что врачу непременно нужно быть! еще и психологом, а Г. И. Россолимо характеризовал психологическое взаимодействие врача и больного как наиболее существенную черту медицины: «Обращаясь к врачу, боль-i ной идет как человек к человеку, но как человек более слабый к более сильному, потому что он в нем нуждается»2.
Преимущества одного врача перед другим обусловлены не только лекарственной терапией, так как лекарства в руках всех врачей в основном одни и те же. Отличительным фактором являются профессиональные знания и умение применить их к каждому конкретному больному с учетом его психологических и других особенностей. В одних случаях врач может убеждать больного в возможности улучшения его состояния, но его убеждения не достигают цели и не; успокаивают больного, в других – врач, не распространяясь] о многом, умеет возбудить у больного доверие, веру в выздоровление, что вызывает хорошее настроение и приво­дит к благоприятному течению заболевания. Если врач смог вызвать доверие больного и добился веры его в радостнук перспективу, он с наибольшим эффектом применяет лекар­ственную терапию. Следовательно, врач должен обладать не только суммой знаний, но и высокими нравственными качествами, умением распознавать личность и психологию боль­ного, располагать к себе больного. Единство доброты, спокойной мудрости, готовности понять и помочь, надеж­ность, добродушие и теплота – все эти душевные качества объединяются понятием личного обаяния, которое, к сожа­лению, в педагогической практике вспоминается редко.
Для понимания психологических особенностей человека важен учет всего комплекса факторов биологического и социального порядка. С началом заболевания соотношение этих факторов изменяется и биологическая сторона болезни, во-первых, ставит социальную сторону деятельности челове­ка в более узкие рамки, во-вторых, оказывает влияние на психологическую структуру личности. К. Маркс характери­зовал болезнь как стесненную в своей свободе жизнь. Пока человек здоров, он не ощущает своих органов. «Здоровье, как тождественное с собою состояние,- писал К. Маркс,- само собой забывается, в здоровом состоянии не приходится заниматься телом; это различие начинается лишь при заболевании».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.