Искусство врачевания
М. Я. Мудров ставил в прямую зависимость искусство врачевания от умения учитывать психологию больного: «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпываются из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, бешеного остановишь, дерзкого испугаешь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благодетельным. Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания и которая самые болезни, например, нервические, иногда покоряет воле больного».О роли психологии в медицинской практике писали также С. П. Боткин, А. И. Остроумов, И. М. Сеченов, Г. И. Россолимо, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и др. И. П. Павлов; неоднократно говорил, что врачу непременно нужно быть! еще и психологом, а Г. И. Россолимо характеризовал психологическое взаимодействие врача и больного как наиболее существенную черту медицины: «Обращаясь к врачу, боль-i ной идет как человек к человеку, но как человек более слабый к более сильному, потому что он в нем нуждается»2.
Преимущества одного врача перед другим обусловлены не только лекарственной терапией, так как лекарства в руках всех врачей в основном одни и те же. Отличительным фактором являются профессиональные знания и умение применить их к каждому конкретному больному с учетом его психологических и других особенностей. В одних случаях врач может убеждать больного в возможности улучшения его состояния, но его убеждения не достигают цели и не; успокаивают больного, в других – врач, не распространяясь] о многом, умеет возбудить у больного доверие, веру в выздоровление, что вызывает хорошее настроение и приводит к благоприятному течению заболевания. Если врач смог вызвать доверие больного и добился веры его в радостнук перспективу, он с наибольшим эффектом применяет лекарственную терапию. Следовательно, врач должен обладать не только суммой знаний, но и высокими нравственными качествами, умением распознавать личность и психологию больного, располагать к себе больного. Единство доброты, спокойной мудрости, готовности понять и помочь, надежность, добродушие и теплота – все эти душевные качества объединяются понятием личного обаяния, которое, к сожалению, в педагогической практике вспоминается редко.
Для понимания психологических особенностей человека важен учет всего комплекса факторов биологического и социального порядка. С началом заболевания соотношение этих факторов изменяется и биологическая сторона болезни, во-первых, ставит социальную сторону деятельности человека в более узкие рамки, во-вторых, оказывает влияние на психологическую структуру личности. К. Маркс характеризовал болезнь как стесненную в своей свободе жизнь. Пока человек здоров, он не ощущает своих органов. «Здоровье, как тождественное с собою состояние,- писал К. Маркс,- само собой забывается, в здоровом состоянии не приходится заниматься телом; это различие начинается лишь при заболевании».
Метки: врачевание, действие, искусство
Страницы: 1 2