Идеологическая форма духовного отчуждения
Объективная форма социального отчуждения, отражаясь в человеческой голове, приобретает характер идеологической формы духовного отчуждения. На основе указанных положений классики марксизма выразили глубокую мысль о том, что философский идеализм также является формой всеобщего отчуждения человеческой деятельности, в том числе и ее духовной сферы. Они рассматривают становление философского идеализма на основе разделения общественного труда и отделения умственного труда от физического. Когда умственный труд формируется в особую сферу, человек может вообразить себе, что продукты его головы представляют собой нечто самостоятельное, независимое от реальной действительности. Здесь обнаруживаются социальные и гносеологические корни идеализма. Известны замечания В. И. Ленина о том, что раздвоение познания человека и возможность идеализма даны уже в первой элементарной абстракции. Процесс математизации наук также чреват возможностью отрыва абстрактной мысли от реальной действительности.Мысль человека способна не только воспроизвести непосредственно реальное окружение, с которым она соприкасается, но и оторваться от него: оторванная от реальной жизни абстрактная мысль человека способна рождать мистику, религиозные, иррациональные, идеалистические представления. Здесь и обнаруживаются гносеологические корни духовного отчуждения сознания личности.
Указанные выше формы проявления социального, идеологического и гносеологического отчуждения сознания личности не только меняют взгляды людей на мир как в познавательном, так и в эмоциональном отношениях, но и воздействуют на характер и поведение. Таковы результаты влияния отрицательной стороны труда на, личность в классово-антагонистическом обществе. Любой человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю и включен в историю человечества. Будучи членом общества, личность формируется под влиянием общественных идей, а также подвергается отрицательному воздействию различных форм духовного отчуждения в условиях старого общества.
Однако как в индивидуальной, так и в коллективно? своей жизни человек не только оказывается продуктом условий социальной среды, но сам способен создать себе условия, способствующие относительно независимому и свободному преобразованию природы и общества. Именно так нужно понимать известное выражение В. И. Ленина о сознании человека, которое не только отражает мир, но и творит его.
Классово-антагонистические этапы прошедших социально-экономических формаций вовсе не способствовала этому творческому, независимому и свободному развитию человека труда. В одной из ранних работ К Маркс отмечает, что все формы духовного отчуждения происходят лишь в сфере сознания личности, в свете ее внутреннего мира, но «…экономическое отчуждение есть отчуждение действительной жизни,- его упразднение охватывает поэтому обе стороны». Для иллюстрации извращенного губительного воздействия фактора экономического отчуждения на морально-этические представления людей Маркс приводит в «Капитале» следующий отрывок из трагедии В. Шекспира «Тимон Афинский»:
Метки: идеализм, сфера, характер
Страницы: 1 2