Идеологическая форма духовного отчуждения


Идеологическая форма духовного отчужденияОбъективная форма социального от­чуждения, отражаясь в человеческой голове, приобрета­ет характер идеологической формы духовного отчужде­ния. На основе указанных положений классики марксиз­ма выразили глубокую мысль о том, что философский идеализм также является формой всеобщего отчуждения человеческой деятельности, в том числе и ее духовной сферы. Они рассматривают становление философского идеализма на основе разделения общественного труда и отделения умственного труда от физического. Когда ум­ственный труд формируется в особую сферу, человек мо­жет вообразить себе, что продукты его головы представ­ляют собой нечто самостоятельное, независимое от ре­альной действительности. Здесь обнаруживаются соци­альные и гносеологические корни идеализма. Известны замечания В. И. Ленина о том, что раздвоение познания человека и возможность идеализма даны уже в первой элементарной абстракции. Процесс математизации наук также чреват возможностью отрыва абстрактной мысли от реальной действительности.Мысль человека способна не только воспроизвести непосредственно реальное окружение, с которым она со­прикасается, но и оторваться от него: оторванная от ре­альной жизни абстрактная мысль человека способна рождать мистику, религиозные, иррациональные, идеа­листические представления. Здесь и обнаруживаются гносеологические корни духовного отчуждения сознания личности.
Указанные выше формы проявления социального, идеологического и гносеологического отчуждения созна­ния личности не только меняют взгляды людей на мир как в познавательном, так и в эмоциональном отношени­ях, но и воздействуют на характер и поведение. Таковы результаты влияния отрицательной стороны труда на, личность в классово-антагонистическом обществе. Любой человек лишь постольку и является лично­стью, поскольку он имеет свою историю и включен в ис­торию человечества. Будучи членом общества, личность формируется под влиянием общественных идей, а также подвергается отрицательному воздействию различных форм духовного отчуждения в условиях старого обще­ства.
Однако как в индивидуальной, так и в коллективно? своей жизни человек не только оказывается продуктом условий социальной среды, но сам способен создать се­бе условия, способствующие относительно независимому и свободному преобразованию природы и общества. Именно так нужно понимать известное выражение В. И. Ленина о сознании человека, которое не только отражает мир, но и творит его.
Классово-антагонистические этапы прошедших социально-экономических формаций вовсе не способствовала этому творческому, независимому и свободному развитию человека труда. В одной из ранних работ К Маркс отмечает, что все формы духовного отчуждения происхо­дят лишь в сфере сознания личности, в свете ее внутрен­него мира, но «…экономическое отчуждение есть отчуж­дение действительной жизни,- его упразднение охватывает поэтому обе стороны». Для иллюстрации извращенного губительного воздей­ствия фактора экономического отчуждения на морально-этические представления людей Маркс приводит в «Ка­питале» следующий отрывок из трагедии В. Шекспира «Тимон Афинский»:

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.