Гиперспособности человека
У общественного развития есть свои взлеты и падения. Есть они и у таланта. Когда взлет таланта совпадает с взлетом общественного развития и создает в своей области эпоху, талант становится гением. Вот почему бывают высокоодаренные и талантливые дети, но гениальных детей не бывает. Они имеют возможность стать гениальными впоследствии.
Гиперспособности. Случаи, называемые иногда «феноменальными способностями», иногда «сверхспособностями», которые мы называем «гиперспособностями», пока еще ставят много загадок перед психологией, но вместе с тем вносят и немало ясности в учение о способностях.
Существует несколько форм гиперспособностей, иногда встречающихся независимо одна от другой, но чаще проявляющихся в разных сочетаниях друг с другом. Первая форма – это только более раннее проявление способностей, не вызывающих никакого удивления в более старшем возрасте.
Вторая форма – это более резко выраженные и более отчетливо, чем обычно, проявляющиеся способности, также по своему содержанию хорошо известные (или только считаемые таковыми?). Об этих двух формах уже шла речь. Обе эти формы психических гиперспособностей имеют аналогию и в проявлении тех способностей, которые Маркс называл «физическими».
Третья форма гиперспособностей, которая только частично встречалась у ряда из описанных выше лиц,- это своеобразные, редко наблюдаемые и потому малоизученные, чаще всего элементарные способности. Дети (а иногда и взрослые) с подобными способностями ранее иногда демонстрировались в цирках, хотя некоторые из них становились объектом научного изучения. Сюда прежде всего относится эйдетизм – относительно редкое психическое явление, встречающееся чаще у детей, но иногда и у взрослых, главным образом художников. Суть его состоит в том, что человек, перестав непосредственно воспринимать предмет, в частности закрыв глаза, продолжает его видеть, именно видеть, и притом во всех деталях! И видеть достаточно долго, иногда десятками минут и более!
Страницы: 1 2