Гигиена учебных занятий в школе


С 7-летнего возраста дети начинают учиться в школе. Учебные занятия в школе и дома становятся основным содержанием их жизни. К этому времени кора больших полушарий, анализаторы, нервная система, опорно-двигательный аппарат в основном созрели и ребенок может справиться с теми новыми требованиями, которые встают в связи с обучением. Однако учебные занятия представляют известную и немалую трудность для учащихся. Задача гигиены заключается в том, чтобы, не исключая трудности (преодоление трудностей — фактор развития), обеспечить соответствие нагрузки возрастным возможностям детей и сохранить их работоспособность.
Для нормальной работоспособности необходимо оптимальное состояние возбудимости мозга. Н. И. Красногорский отмечал ее высокий уровень у здоровых детей в утренние и дневные часы, снижение после обеда, падение в вечерние часы и отсутствие ночью, т. е. во время сна.
Задача гигиенического построения занятий заключается в том, чтобы по возможности отодвинуть наступление утомления и предупредить быстрое падение работоспособности во вторую половину учебного дня. Это достигается: 1) правильной организацией преподавания на каждом уроке; 2) нормированием общего количества ежедневных и еженедельных уроков; 3) регламентацией продолжительности уроков и перемен; 4) рациональным построением занятий в течение учебного дня, недели; 5) числом и продолжительностью каникул.
Правильная организация урока особое значение имеет в начальных, особенно в первых классах, когда у детей еще в значительной степени сохранен стереотип, выработанный в детском саду, и отсутствуют навыки длительного напряжения внимания.
Присущая детям 7-летнего возраста легкая отвлекаемость, ограниченная концентрация внимания, конкретность мышления требуют в процессе работы с ними частого и умелого переключения с одного вида деятельности на другой. Слабое развитие мускулатуры, особенно мелкой, и связанная с этим трудность длительно выдерживать мышечное напряжение, особенно статическое, не позволяет им долго сохранять неподвижность, долго работать мелкой мускулатурой пальцев рук.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.