Детский интеллект
Детский интеллект, как и все другие стороны детской организации, обладает гораздо большими возможностями, чем те, которые он обычно проявляет. Господствующие в структуре ребенка и в динамике его развития эмоциональные механизмы обычно оттесняют работу интеллекта на задний план и не дают ей развернуться. Ребенок не рассуждает, а действует, и действиями его, как мы говорили, руководят эмоции. Однако в тех случаях, когда он непосредственно сталкивается с простыми, часто повторяющимися реальными явлениями, и особенно в условиях общения со взрослыми, он обнаруживает способность к правильным, логическим умозаключениям, сначала более простым, а затем более сложным.Приведу несколько примеров, взятых из дневников и затем из монографии Эльзы Келер, посвященным личности трехлетнего ребенка.
«Н. (2,1). «Дождик перестал, грязно, нельзя гулять».
(2,4). Н. рассматривает картинки, на которых изображены животные: лошадь, корова, верблюд и др. Она правильно сосчитывает ноги. Отец: «У всех этих животных по четыре ноги». Н., немного (3 секунды) подумав: «А у нас две ноги».
(2,10). Н.: «Мамочка, дай мне копеечку навсегда». – «Зачем тебе копеечка?» – «Куплю шар, коляску, бабочку, без денег ничего не продают».
(2,11). Н. в десять часов утра спросила: «Сейчас день?» – «Нет, утро». – «А когда , бывает день?» – «Когда обедают».- «А вечер когда бывает?» – «Когда ужинают». Этот день был пасмурный, и в столовой в 4 часа во время обеда было довольно темно. Н. за столом спросила: «Теперь вечер, мы ужинаем?» – «Нет, обедаем».- «А ты говорила, когда обедают – день, а сейчас темно».
Днем за обедом Н. (2,11,10) ест курицу. Н. тихо, ни к кому не обращаясь: «Прежде это была курочка, потом зажарили, стало мясо, была хорошая курочка, ее зажарили, не знаю сама почему».
Из записей Эльзы Келер: разговор с племянницей Анхен. Тетя: «Почему Евочка не умеет откусывать?» А. (2,7): «Потому что у нее нет зубов». Тетя: «Почему тетя Эльза не умеет надевать своих перчаток?» А.: «Они очень малы».
Страницы: 1 2