Биологическая система человека


33Интерес к изучению надежности биологических систем человека появился в 50-е годы XX в. Особое внимание ученые уделяли изучению надежности мозга и органов чувств «как наиболее совершенного аппарата информации и управления», Был сформулирован принцип избыточности нервных клеток как средства повышения надежности. В основу его положено предположение о наличии в организме так называемых «резервных» клеток, т. е. клеток, функционирующих сравнительно пассивно и включающихся полностью в процесс в случае отключения «основных». Эта гипотеза в некоторой степени вскрывает механизм торможения процесса старения клеток и дает возможность продления жизнеспособности системы, а следовательно, и организма. Надежность биологической системы на каждом этапе онтогенеза имеет свои особенности. Например, в яичниках зародыша девочки закладывается от 40 ООО до 200 ООО первичных фолликулов. За период менструаций созревает только 500-600 яйцеклеток. Тромбином, содержащимся в 10 мл крови человека, можно свернуть кровь у 500 человек. Для свертывания же крови при кровотечении у одного человека его требуется ничтожно мало. Значит, системы организма имеют колоссальные резервные возможности, обеспечивающие его надежность. К тому же они способны к саморегуляции, закрепленной наследственностью, что расширяет границы жизнедеятельности. Таким образом, надежностью биологической системы организма называют такой уровень регулирования и соотношения элементов физиологического процесса, который обеспечивает оптимальную деятельность организма и его систем с резервными возможностями. Роль наследственности в процессах роста и развития Передача родительских признаков детям называется наследственностью. Одни наследственные качества (цвет волос, глаз, очертаний лица, музыкальный слух, певческий голос и т. д.) определяются без приборов, другие, касающиеся цитоплазмы и ядерной ДНК (обмен веществ, группа крови, полноценность набора хромосом и т. д.), – только путем сложных исследований. Рост и развитие ребенка зависят не только от полученных наследственных задатков, но и от окружающей среды. Различают благоприятную и неблагоприятную, или отягощенную, наследственность. Задатки, которые обеспечивают развитие способностей и гармоничность личности, относятся к благоприятной наследственности. В неподходящих условиях они угасают, не достигая уровня развития одаренности родителей, например не развивается хороший певческий голос, музыкальный слух, математические способности и т. д. Отягощенная наследственность даже в хорошей среде воспитания не всегда обеспечивает нормальное развитие ребенка. Она, как правило, является причиной аномалий (отклонений от нормы) и даже уродств, иногда – причиной длительной болезни и смерти. Корме того, причиной аномалий у детей бывает алкоголизм родителей и вредность профессии (радиоактивные вещества, вибрация, контакт с ядохимикатами).

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.