Антиципация взаимодействия


Близость позволяет открывать друг в друге черты сходства и обмениваться знаками внимания. Возникновению приязни способствует и простая антиципация взаимодействия. Позитивное ожидание – антиципация того, что он или она непременно будет приятным человеком, и что вы будете прекрасно совместимы, – повышает шансы на то, что между вами сложатся самые благоприятные отношения .
Этот феномен является адаптивным. Наши жизни пронизаны отношениями с самыми разными людьми, и со многими из них, нравятся нам они или нет, мы вынуждены постоянно взаимодействовать . Симпатия, безусловно, способствует установлению наилучших взаимоотношений с ними, что, в свою очередь, делает нашу жизнь более счастливой и продуктивной.
Простое нахождение в поле зрения. Близость ведет к приязни еще по одной причине: более 200 экспериментов показали, что близкое знакомство способствует возникновению глубокой симпатии. Когда разные виды ранее неизвестных раздражителей – заумные слова, “китайские” иероглифы, фрагменты мелодий, фотографии незнакомых людей – просто постоянно находятся в поле зрения, уже это само по себе заставляет людей оказывать предпочтение именно им.
Эффект “простого нахождения в поле зрения” не оставляет камня на камне от навязываемого здравым смыслом предрассудка относительно ослабления интереса к неоднократно слышанной музыке, к пище, которую уже не раз пробовал. И до тех пор пока повторения не становятся навязчивыми, симпатия обычно возрастает . Достроенная в 1889 году Эйфелева башня была осмеяна как гротеск. Сегодня она излюбленный символ Парижа. Такого рода перемены делают удивительным первоначальное противодействие, оказываемое всему новому.
На самом ли деле все посетители парижского Лувра – такие уж страстные обожатели Моны Лизы, или они просто рады увидеть знакомое лицо? Возможно, и первое и второе правильно: она – наша знакомая и уже потому привлекательна.
Нахождение в поле зрения приводит к чувству симпатии, даже если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. На самом деле простое нахождение в поле зрения дает более сильный эффект как раз в тех случаях, когда люди воспринимают раздражители, не осознавая их присутствия.
Иногда у нас возникает иррациональное чувство симпатии или антипатии к чему-либо или кому-либо. Это можно объяснить тем, что эмоции, более непосредственные, более примитивные, опережают мысль. Благоговейный ужас или иррациональная неприязнь – это не всегда выражение стереотипных убеждений; иногда убеждения возникают позже в качестве обоснования интуитивных ощущений.
Эффект “простого нахождения в поле зрения” влияет на то, как мы оцениваем других: знакомых людей мы любим больше. Даже себя мы любим больше, когда мы такие, какими мы привыкли себя видеть, например, в зеркале. (Неудивительно, что наши лица на фотографиях иногда кажутся нам не вполне правильными.) Если же близким друзьям показывать те же два снимка (“снимок-отражение” и обычный – В.С.), они предпочтут настоящий – изображение, привычное им.
Рекламщики и политики широко используют этот феномен. Когда у людей нет определенности в отношениях к какому-либо продукту (или кандидату), просто постоянное упоминание о них может повысить количество продаж (или число голосов) После многократных повторений названия товара покупатели, не задумываясь, совершенно автоматически одобрительно отзываются о рекламируемом продукте. Если кандидаты сравнительно малоизвестны, побеждают обычно те, кого чаще упоминают в средствах массовой информации. Политические стратеги, которые понимают эффект “простого нахождения в поле зрения”, заменили обоснованные аргументы короткой видео- и аудиорекламой, которая, словно молотом, вбивает имя кандидата в мозги избирателей.
Физическая привлекательность. Что вы нашли (или искали) в своих возлюбленных? Искренность? Красивую внешность? Умение вести беседу? Умные, искушенные люди равнодушны к таким поверхностным качествам, как красивая внешность; они знают, что “красота лишь на поверхности” и что “нельзя ценить книгу по ее обложке”. По крайней мере, они знают, как они должны ощущать это. Цицерон советует: “Высшая доблесть и главная обязанность мудреца – не пленяться внешностью”.
Вера в то, что внешность ничего не значит, может быть другим примером отрицания тех влияний, которые мы в действительности на себе испытываем, потому что сейчас у нас полным-полно исследовательских работ, показывающих, что внешность на самом деле имеет большое значение. Постоянство и распространенность этого эффекта приводит в замешательство. Красивая внешность – очень ценное качество.
Привлекательность и успех у противоположного пола. В среднем физическая привлекательность молодой девушки является хорошим показателем того, что она часто ходит на свидания. Привлекательность молодого человека является несколько мене надежным средством прогнозирования его успеха у противоположного пола. Означает ли это, как полагают многие, что женщины более склонны брать себе в качестве девиза слова Цицерона. Или это просто отражает тот факт, что мужчины более инициативны и любвеобильны? Философ Бертран Рассел так не считал: В целом женщины любят мужчин за характер, тогда как мужчины склонны любить женщин за внешность”.
Исследованиями доказано, что чем привлекательнее была женщина, тем больше она нравилась мужчине, и тем больше он хотел встречаться с ней впредь. И чем привлекательнее был мужчина, тем больше он нравился женщине, и тем больше она хотела продолжить знакомство. Красота нравится.
Феномен “ровни”. Не всем достается ошеломляюще привлекательный партнер. Так как же двое находят друг друга? Судя по исследованию Б. Марстейна, люди формируют пары с теми, кто настолько же привлекателен. Несколько исследований позволили обнаружить строгое соответствие между привлекательностью “половинок” супружеских пар, пар, встречающихся на свиданиях, и даже членов тесных дружеских компаний. Люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности.
Феномен “ровни”: тенденция мужчин и женщин выбирать в качестве своего партнера того, кто является “ровней” по привлекательности и другим чертам.
Эксперименты подтверждаю этот феномен “ровни”. Решаясь к кому-нибудь подойти для знакомства и зная, что другой может ответить “да” или “нет”, люди обычно подходят к тому, чья привлекательность примерно соответствует их собственной.
Хорошие соответствия на физическом уровне могут приводить также к хорошим взаимоотношениям.
Большее соответствие в привлекательности демонстрируют супружеские пары, а не встречающиеся.
Если же привлекательность в паре была различной, то менее привлекательный человек имеет компенсирующие качества. Каждый партнер приносит активы на социальный рынок, и соответствующие активы создают равную стоимость. Брачные объявления демонстрируют этот обмен активами. Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности; женщины делают обратное. Процесс согласования активов помогает объяснить, почему юные красавицы часто выходят замуж за немолодых мужчин, занимающих высокое положение в обществе.
Стереотип физической привлекательности. Действует ли эффект привлекательности только в ситуациях, имеющих сексуальную окраску? Оказывается, нет. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам. Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица. Взрослые проявляют ту же склонность, когда судят о детях.
Стереотип физической привлекательности: презумпция того, что физически привлекательные люди также обладают социально желательными чертами: что красиво, то и хорошо.
Мы искренне считаем, что красивые люди обладают несомненными привлекательными чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Собранные вместе, эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво – то хорошо. Дети усваивают этот стереотип весьма рано. Белоснежка и Золушка красивые – и хорошие. Колдунья и сводные сестры безобразные – и плохие. Как сформулировала одна маленькая девочка из детского сада, когда ее спросили, что значит быть красивой: “Это значит быть как принцесса. Все тебя любят”.
Это мнение Д. Майерса на природу симпатии.

2. ВЛИЯНИЕ СИМПАТИИ НА РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ

Во второй половине ХХ века ученые разных областей наук пытались углубить наше понимание природы симпатии. Процесс этот шел не безуспешно. В каждой из областей были достигнуты определенные результаты.
Некоторые ученые-биологи, убеждены в существовании своего рода «био-логики» в поведении индивидуумов при знакомстве. Исследователи склонны считать, что мы инстинктивно выбираем себе тех партнеров, которые наилучшим образом способны обеспечить продолжение рода. Мужчин привлекают красивые, в классическом смысле этого слова, женщины: с чистой кожей, выразительными глазами, пышной прической, хорошим телосложением, красными губами и розовыми щеками. Причем это не просто прихоть сильного пола или очередное веяние моды, дело в том, что перечисленные качества подчеркивают молодость и крепкое здоровье партнерши, что в свою очередь, означает, что женщина находится в расцвете сил и может рожать и выхаживать детей.
В то же время женщины выбирают мужчин, руководствуясь несколько другими, закрепленными в подсознании, соображениями. Так как мужчине для того, чтобы он был способен продолжать род, вовсе не обязательно быть очень физически крепким и молодым, женщины инстинктивно в выборе предпочитают мужчин, обладающих так называемыми базовыми качествами, то есть способностью доминировать в обществе и обеспечивать семью деньгами. Таким образом, для женщины важнее будущее семьи, а не внешность и молодость избранника. Поэтому пятидесятилетний преуспевающий бизнесмен для женщины более привлекателен, чем молодой, смазливый, но не очень удачливый мужчина.
Следовательно, привлекательность противоположного пола, по мнению этих ученых, основывается лишь на оценке потенциала продолжения рода и добывания пищи и денег.
Нравится нам это или нет, но внешность и молодость женщины, так же как и сила и социальный статус мужчины, на самом деле играют роль при выборе партнера. Это можно уподобить брачному объявлению такого рода: «Преуспевающий сорокапятилетний бизнесмен, имеющий личный самолет, познакомится с привлекательной, стройной двадцатилетней девушкой…». Но, хотя биологические факторы играют ключевую роль в выборе партнера, должно быть что-то еще, чтобы это называлось любовью.
В социальной психологии существует феномен, известный под названием теории «биржевого обмена». Суть идеи «биржевого обмена» заключается в том, что человек выбирает себе такого партнера, которого считает эквивалентным себе. То есть при выборе пары мы в чем-то уподобляемся биржевому маклеру, придирчиво и взвешенно осматривающему объект обмена. Мы оцениваем внешние данные, финансовый статус, социальное положение, а также всякого рода личные качества, например заботливость, способность к созиданию и чувство юмора. С космической скоростью наш мозг обрабатывает поступающую информацию, выдавая рейтинг интересующего нас человека, и, если мы считаем его равным тому, что имеем со своей стороны, он нам становится симпатичен, и мы выступаем с «бизнес-предложением», начиная «торги».
Теория «биржевого обмена» дает более полное представление о принципах возникновения симпатии к партнеру, чем простая биологическая модель. Социальные психологи утверждают, что, помимо молодости, внешности и социального статуса, нас интересует в избраннике еще целый комплекс свойств. Например, тот факт, что мужчина имеет не очень престижную работу, может перекрываться тем обстоятельством, что он или она обаятельны, имеют высокий интеллект, темпераментны.
Существует еще одна теория – «теория личности», – которая вводит новое измерение в понятие симпатии. Согласно этой теории, важным фактором при выборе партнера является то, насколько потенциальный поклонник (поклонница) способен содействовать вашему самоутверждению. Мы ходим в масках, которые и считаются нашими личностями, и это именно тот образ, в котором мы предстаем перед окружающими. «Теория личности» гласит, что мы выбираем партнера, который будет усиливать производимое нами впечатление. То есть человек как бы спрашивает себя: «Как меня будут воспринимать окружающие, если я свяжу свою жизнь с этим человеком?» Рациональное зерно в этой теории бесспорно есть. Все мы временами испытывали некоторую гордость, а иногда и смущение, наблюдая за реакцией окружающих на появление наших спутников, что говорит о том, что нам небезразлично, что о нас думают другие люди.
Для Елены положительный отзыв матери, когда та из окна квартиры увидела дочь в первый раз вместе с другом на улице, имел немаловажное значение. Будущая теща сказала: «Вы хорошо смотритесь». Тем самым она подтвердила мнение самой Лены.
Одна однокурсница как-то поделилась со мной своими сомнениями на счет выбора своего избранника. Всем он был хорош: хозяйственный, самостоятельный, бережливый, материально обеспеченный. Только на два сантиметра ниже ее ростом. Это отмечали и ее мама и две бабушки. Как, мол, неприлично выше потенциального супруга будет смотреться их Светочка, когда оденет туфли на каблуках. Муж в их представлении должен быть выше ростом жены в любом случае. Света выбрала в мужья однокурсника выше ее на 10 сантиметров. Родственники были довольны.
Теория врача-психотерапевта Х. Хендрикса, возможно, более других раскрывает особенности механизма симпатии. По его мнению у симпатии есть своя забавная сторона: мы гораздо более разборчивы при выборе, чем это утверждается любой теорией. В подтверждение этой мысли прикиньте в уме, со сколькими людьми на протяжении вашей жизни вы встречались. Хотя бы примерно. Это были, скорее всего, тысячи людей. Давайте предположим, что несколько сотен из них физически привлекали вас или достаточно преуспевали, чтобы вы обратили на них внимание. Если мы примем во внимание основные положения теории «биржевого обмена», то круг претендентов сузится до нескольких десятков людей, «суммарное количество баллов» которых будет примерно равно или выше вашего. Таким образом, получается, что мы должны были проявить симпатию и влюбиться в десятки людей. Тем не менее, большинство из нас испытывает по-настоящему сильную симпатию лишь к единицам. Более того, те немногие, что для человека являются привлекательными, имеют очень много схожего, между собой. Вспомните личные качества тех людей, которые воспринимались вами как потенциальные кандидаты в партнеры по совместной жизни. Если вы перечислите их качества, то, к своему удивлению, обнаружите много общего между ними, в том числе и нехорошие привычки. Нередко мужчина после развода женится второй раз на женщине с характером, как у его первой жены, которую он считал подлой сварливой и эгоистичной. Дело, видимо, в том, что каждый из нас подсознательно ищет партнера с очень строго заданным набором положительных и отрицательных качеств.
По большому счету, мы в жизни стремимся найти того одного-единственного человека с неповторимым набором положительных и отрицательных качеств, который, как нам кажется, предназначен нам судьбой. Словом, свою вторую половинку.
После многих лет теоретических исследований и клинических наблюдений Х. Хендриксу стало ясно, что мы симпатизируем тому и выбираем того, у кого в характере преобладают черты воспитывавших нас людей. Наш «старый мозг», анализирующий только прошлый опыт и почти игнорирующий внешний мир, подталкивает нас к воссозданию атмосферы, окружавшей нас в детстве. Это происходит потому, что все мы стремимся залечить раны, полученные в нежном возрасте.
Автор теории Х. Хендрикс считает: «Вы влюбляетесь, потому что ваш «старый мозг» заставляет видеть в партнере ваших родителей! Ваш «старый мозг принял решение, что именно этот человек является идеальным кандидатом в супруги, потому что способен компенсировать обиды, сгладить переживания и залечить травмы, полученные вами в детстве» .
Многие люди не могут осознать, что ищут для себя партнеров, которые хоть чем-нибудь напоминали бы им родителей, воспитывавших их в детстве. Объективно мы считаем, что ищем партнера только с положительными чертами характера – человека, который бы, помимо всего прочего, был бы отзывчив, способен любить, обладал приятной внешностью, умом и желанием создать крепкую семью. Фактически, если ищущий пережил трудное детство, он, несомненно, должен искать человека, который бы в корне отличался от воспитывавших его. Женщина, например, может твердить себе: «Никогда не выйду замуж за человека, который будет пьяницей вроде моего отца», а мужчина клянется себе: «Ни за что не женюсь на такой жестокой женщине, какой была моя мать». Но, что бы не говорило наше сознание, большинство людей испытывают влечение к тем, кто обладает как положительными, так и отрицательными чертами характера воспитывавших нас; более того, отрицательные черты, как правило, оказывают даже большее влияние на наш выбор.
Работая со множеством супружеских пар, Х. Хендрикс слышал следующее. В какой-то момент курса терапии почти каждый человек проявлял озлобленность по отношению к партнеру и говорил: «Ты со мной обращаешься так же, как моя незабвенная мамочка!» Или: «Ты, как когда-то мой отчим, приводишь меня в такое беспомощное и подавленное состояние…»
Еще отчетливее это проявлялось на занятиях, когда психотерапевт просил слушателей сравнить черты характера партнера с чертами характера своих родителей. Как правило, между ними наблюдалась определенная взаимосвязь, и за небольшим исключением наиболее сильное сходство было в отрицательных чертах характера!
В жизни люди выбирают партнеров обладающих недостающими у них самих качествами. Муж суетлив, говорлив, бесшабашен, а его жена задумчива, внутренне сосредоточена, пуглива. Один супруг обладает интуитивным мышлением, а другой руководствуется только логикой. Женщина хорошо танцует, а ее друг неуклюж. В таких союзах люди словно передают друг другу по доверенности управление утраченными частями самих себя.
В своих поисках идеального человека, который будет вам напоминать ваших родителей и одновременно сумеет восполнить недостающие вашему характеру качества, вы полагаетесь на подсознательный образ представителя противоположного пола, сформировавшийся в вашем мозгу с младенческого возраста. Этот образ, или имидж, который условно назовем имидж-»эго», представляет собой собранный из отдельных фрагментов портрет, сами фрагменты взяты от людей, оказавших наиболее сильное влияние на вас в раннем детстве. Ими могли быть наши родители, братья, сестры, воспитательница в детском саду или какой-то близкий родственник. Кем бы они не были, в мозгу каждого человека хранится вся информация об этих людях: звуки их голосов, степень их заботы о нас, когда мы плакали, цвет их лица в момент рассерженности, их улыбка в минуты счастья, осанка, походка, особенности характера, таланты и интересы. Наряду с этими впечатлениями наш мозг записал все важные моменты жизни, связанные с ними. Мозг никак не интерпретировал эти данные, он просто запечатлел их в полученном виде.
В нашем подсознании находится тщательно сохраненная информация о событиях первых лет жизни, которые мы при всем желании не сможем вспомнить в подробностях. Многие люди с огромным трудом восстанавливают в памяти события пяти-, шестилетнего возраста, которые должны были бы ярко запомниться. Но это научный факт – наш мозг хранит огромное количество скрытой от сознания информации. Нейрохирурги обнаружили это во время операций на мозге под местным наркозом. Они стимулировали отдельные участки мозга пациента слабыми электрическими импульсами, и он внезапно восстановил сотни забытых эпизодов детства, причем с поразительно мельчайшими подробностями. Словом, в нашем мозгу есть огромная «библиотека» данных, которые вычеркнуты из каталога и потому забыта.
«Уровень громкости» у этих записей, безусловно разный. Наиболее живо сохранились впечатления, произведенные на нас нашими воспитателями в самом раннем детстве. Примечательно, что из этих впечатлений прочнее закрепились те, которые связаны с психическими ранами, полученными от наших родителей и близких. Это неудивительно – ведь подобные столкновения вы тогда расценивали только как угрозу своему существованию. Постепенно, год за годом, эта информация о воспитывающих вас слилась и воплотилась в некий ясный образ.
По большому счету, романтическое влечение к кому-либо зависит лишь от того, насколько встретившийся вам человек соответствует хранящемуся в сознании имиджу-»эго». Скрытая часть нашего мозга колеблется, беспристрастно оценивая характеристики этого человека, а затем запрашивает свою базу данных для сравнения с образом. Если соответствие недостаточно, вам этот человек мало интересен. Он будет одним из тысяч людей, не оставивших сколько-нибудь заметного следа в вашей жизни. Если же степень соответствия образу будет достаточно высока, этот человек покажется вам весьма привлекательным. Не в этом ли разгадка симпатии.
Сделать такую быструю оценку характера, встретившегося человека, нам удается, так как мы опираемся при этом на так называемое, согласно Фрейду, «подсознательное восприятие». Мы интуитивно узнаем о людях гораздо больше, чем способны постигнуть рациональной частью разума. При первой встрече кем-либо мы мгновенно отмечаем походку незнакомого нам прежде человека, его умение держать себя, выражать свои эмоции, способность слушать, скорость речи и многое другое. Все эти черты характера и поведения мы анализируем за несколько минут. Едва бросив взгляд на человека, мы можем прочитать огромное количество информации.
Наш зрительный анализ бывает особенно тщательным, когда мы выбираем партнера для совместной жизни. И это не случайно: ведь мы ищем того, кто может удовлетворить наши подсознательные стремления. Каждого мы подвергаем одинаково подробному тестированию: сможет ли он опекать меня и помочь восстановить утраченное «я»? Когда встречается человек, соответствующий этим требованиям, наш «старый» мозг возбуждает к нему мгновенный интерес. Во время всех последующих контактов подсознание полностью мобилизовано на поиски признаков, подтверждающих, что рассматриваемая кандидатура может быть совершенным для нас партнером. Если первое впечатление «старого» мозга подтверждается, наш интерес возрастает еще сильнее. Однако, может случиться и так, что последующие контакты покажут, что соответствие только поверхностное, тогда интерес угасает, а мы, соответственно, уже меньше значения придаем отношениям с этим человеком.
Иногда подсознательному образу соответствуют только отдельные ключевые черты характера, в этом случае первоначальное влечение весьма умеренно. Такие отношения часто менее страстны и не такие драматические, как в случае близкого взаимного соответствия имиджа-»эго». Меньшая страстность отношений объясняется тем, что «старый» мозг продолжает подбирать «удовлетворяющего всем требованиям партнера», а драматизма меньше потому, что в подсознании не воспроизводятся ситуации борьбы за интересы в детстве. И если такие партнеры расстаются, то часто это происходит из-за того, что они перестают чувствовать интерес друг к другу, а не потому, что совместная жизнь причиняем им обоим нестерпимую боль. «Мы просто не можем оставаться больше вместе», – так могут объяснить свое расставание они. Или: «У меня появилось какое-то беспокойство. Я стала осознавать, что смогу лучше устроить свою жизнь с другим человеком».
Прилив положительных эмоций на первой стадии любви по предположению Х. Хендрикса обусловлен тем, что наше сознание верит в то, что рано или поздно мы опять вернемся под чью-то опеку и воскресим нашу детскую целостность. Стоит только оглянуться вокруг, и мы заметим бессчетное количество подтверждений этому.
В данном случае проанализируем четыре фразы, произносимые влюбленными. Первая фраза, характеризующая взаимоотношения на начальной стадии романтической любви, когда и возникает симпатия, обычно звучит так: «Мы знакомы всего несколько дней, а мне кажется, что я знаю тебя уже давно». Хендрикс назвал это «феноменом узнавания».
Высказанное в первом предложении странное ощущение того, что влюбленные знают друг друга давно, теряет свою загадочность, если вспомнить про уже описанный выше принцип выбора. Его основа – имидж-»эго», то есть человек подсознательно влюбляется в того, кто сильнее всего напоминает ему его родителей или воспитывавших его людей. Он словно вновь встречается со своим детством и на уровне подсознания надеется, что его самые глубокие, самые сильные, но неудовлетворенные в детстве желания будут наконец удовлетворены. И для этого есть основания: появился тот, кто возьмет на себя заботу о нем; он уже не будет одинок и беззащитен.
Второе предложение звучит так: «Мне кажется, что мы были рядом всю жизнь». Эта мысль является подтверждением того, что романтической любовью правит «старый» мозг. Когда люди влюбляются, их «старый» мозг совмещает образ партнера с образами родителей и воспитателей, и ощущение влюбленности эквивалентно ощущениям младенца, находящегося на руках у своей любящей матери. Возникает иллюзия надежности и безопасности.
Когда назревает третья фраза: «Я люблю тебя больше всех на свете», – человек верит, что раны его детства залечат не работа над собой и не самоутверждение, а тот, кого «старый» мозг отождествляет с родными.
Когда влюбленный говорит об обретенной им целостности, он допускает мысль, что выбрал себе партнера, владеющего тем, чего у него самого в детстве не было, то есть человек фактически стремится восполнить отсутствующие в нем самом качества. Подавляющий свои эмоции выберет эксцентричного партнера. Тот, кто не мог открыть свою сексуальность, выбирает нежного и раскрепощенного. Люди с дополняющими друг друга качествами как будто освобождаются от постоянного давления.
И, наконец, четвертое предложение: «Я не могу жить без тебя». Во-первых, это предложение подтверждает, что влюбленный не может оставаться без предмета своего обожания так же, как новорожденный не может без матери, так как он бессознательно переносит на нее заботу о своем выживании. Углубляясь в смысл этой фразы, мы поймем, что влюбленный боится потерять своего партнера, так как вместе с ним потеряет и чувство целостности, вновь овладевшее им. Он опять был бы разочарован, незащищен, отгорожен от мира. Одиночество, неудовлетворенность вытеснили бы все другие чувства, и он ушел бы в себя, оторвавшись от всего мира. В конечном итоге потерять друг друга для влюбленных – значит потерять себя.
К сожалению, в настоящее время черпать информацию о природе симпатии больше приходится из периодики. Приведенные ниже сведения также подтверждают, что в основе нашего выбора партнера задействован мозг.
Женщины выбирают себе партнера по запаху его тела. Исследование, проведенное в университете Чикаго, показало, что шансов завоевать женщину, больше у мужчины, запах тела которого похож на таковой у ее отца, но в то же время немного отличается от ее собственного.
В исследовании участвовало 49 незамужних женщин, которым предлагалось оценить запах тела мужчин по предпочтительности. В качестве образцов использовались футболки, которые мужчины носили два дня подряд. Ученые обнаружили, что женщины подсознательно предпочитают запахи, похожие на запах тела их отцов.
По словам исследователей, выбирая партнера по запаху тела, женщина подсознательно отдает предпочтение мужчинам, чьи гены иммунной системы аналогичны некоторым генам ее отца и ее собственным, что обеспечит ее детей надежной и проверенной системой иммунитета. С другой стороны, различие генов ее иммунной системы и партнера расширит возможный диапозон иммунных реакций организма ребенка .
На одну супругу успокаивающе действовал запах подмышки мужа после рабочего дня, и она предпочитала засыпать именно у него под мышкой, что доставляло ей удовольствие, она чувствовала себя умиротворенно и в безопасности. Стоило лишить ее этой радости несколько дней, как она становилась раздраженной, сама не понимая причину своей нервозности. Не был ли продиктован ее выбор будущего мужа его запахом в период ухаживания? Мужчина достаточно сильно потеет, а их близкое знакомство состоялась в очень жаркие дни июля. При чем он не употреблял ни каких дезодорантов, предпочитая каждый день менять рубашки.
По мнению женщин, запах парфюма может мешать вечером или ночью воспринимать естественный запах мужчины. Естественный запах мужчины более привлекателен, чем запах его одеколона. Исходя из этого, спорным выглядит сюжет в рекламе, когда девушка, награждая медалью победителя, вдруг привлечена запахом его туалетной воды. Скорее это больше свойственно мужчинам, так как они более резче чувствуют запахи. Возможно, иногда привлекательным может быть смесь одеколона с запахом тела.
Почему мужчин больше привлекают блондинки? Есть одна из версий, что причиной особой мужской симпатии к белокурым служит не столько вкус, сколько банальная физиология. Состоит она в том, что в каждом мужчине природой заложена программа реагирования в зависимости от того, кто оказывается перед ним – существо его пола или противоположного. В первом случае природой «предусмотрена» агрессия, а во втором – расслабление и симпатия. Ну а поскольку у блондинок кожа более прозрачная и тонкая, естественные запахи слабее, а волосы мягче, то «антиагрессия» мужчины как проявляет себя при встрече с блондинкой в более полной мере . Следовательно, менее выраженные запахи блондинок более привлекательны для мужчин.
Теорию Х. Хендрикса подтверждают исследования генетиков. Ученые выяснили, что на выбор партнера влияет код любви, основывающийся на генетических факторах, унаследованном своеобразии нашего характера и приобретенных привычках, которыми обладает каждый человек.
До сих пор среди ученых принято было считать, что в любви человек поднялся над природой. Теперь они точно знают: этого не произошло. В любовный код вкралась древняя команда эволюции. Она звучит следующим образом: индивид должен передать по наследству собственные гены. Вот почему мужчины, подчиняясь этой команде, подсознательно стараются распределить свое семя среди максимального числа способных к детородной функции женщин. Ну а те, также действуя по «приказу свыше», стремятся накрепко привязать к себе – для защиты и обеспечения – крепкого и надежного мужчину.
Последствия действия «команды эволюции» таковы: сильная половина человечества обращает внимание преимущественно на молодых дам (гладкая кожа, красота) и их плодовитость (узкая талия, широкие бедра, большие груди), слабая же берет во внимание рост партнера, его упругий зад, широкие плечи, а также социальный статус и финансовое положение.
Исследователи любовного кода сделали открытие: большую роль в выборе мужчины играет семейная наследственность. Американский антрополог Дэвид Бусс убедился: в семьях на протяжении нескольких поколений мужчины и женщины отдают предпочтение одним и тем же определенным партнерам. Предположим, ваш добродушный толстяк-дедушка женился на тихой, чувствительной бабушке-худышке. Значит, его похожий внук возьмет себе в жены тихоню-одноклассницу – только потому, что унаследовал черты характера, таланты и способности, симпатии и антипатии деда.
С мнением Бусса согласны британские генетики, предлагающие всем желающим узнать о типе своего избранника, открыв семейный альбом. Изучая старые фотографии ваших родственников, вы обязательно увидите, как примерно будет выглядеть ваш будущий партнер.
Оказывается, любовный код таит в себе и совершенно невероятные факторы. Как вы полагаете, чей взгляд впервые встретил вас на этом свете? Матери? Нет, врача, принявшего вас во время родов. Предположим, он немного косил. Когда, повзрослев, женщина заметит точно такой же мужской взгляд, она подсознательно отдаст предпочтение его обладателю.
А к чьему голосу мы привыкли с младых ногтей? Понятное дело – родителей. Но, может быть, и любимого дядюшки, который часто заходил к нам в гости, когда мы учились переворачиваться на бочок. В нашем подсознании зафиксировался его могучий бас. Когда он звучал, мы чувствовали себя спокойно. И невольно потянемся к обладателю похожего голоса, если услышим его сегодня.
Какая может быть взаимосвязь между модой и любовным кодом? Она существует утверждает немецкий психолог Урс Мархтгалер. Создают ее средства массовой информации. Лица знаменитых политиков, популярных артистов эстрады, знакомых до тошноты кинозвезд, так часто мелькающие на экранах телевизоров, вносят свою лепту в наши любовные притязания. Вот пример: сотни мальчуганов не только были названы Борисами в честь знаменитого теннисиста Беккера, но у женщин стали популярными и его рыжие волосы, а также веснушки на лице. Кому-то это покажется неприятным, но факт остается фактом: лики знаменитостей прочно запечатлелись в нашем любовном коде.
Немаловажное значение для мужчины имеет размер бюста подруги. Большинству мужчин нравится, когда там «все наворочено», т.е. женщины с большой грудью более привлекательны для сильного пола. Зигмунд Фрейд в свое время попытался проанализировать эту особенность мужской психологии. По его мнению, мы получаем первый опыт эротического удовольствия еще в младенческом возрасте, когда питаемся молоком матери. Потом нас от груди отлучают, что оставляет глубокую психологическую травму. Но образ «большой груди» остается глубоко в подсознании как символ утерянного рая.
Между тем критерии красоты меняются от мужчины к мужчине, от эпохи к эпохе, от страны к стране. На всех не угодишь. В древности женская грудь являлась символом жизни и плодородия, в моде был роскошный бюст. Таким же был символ сексуальности и в античные времена. А вот с наступлением эпохи Возрождения в моду вошли другие масштабы. Тонкий ценитель женской красоты Петрарка писал: «Они должны быть небольшими, белыми, круглыми, как яблоки, упругими». В ХVI веке требовалось полностью сгладить бюст. Чтобы грудь не развивалась, девочкам на ночь клали свинцовые плиты. А днем их сковывал корсет. В начале ХХ века в моде была плоская, почти мальчишеская грудь. А в 40-60-е годы пришла пора пухленьких дамочек с крупным бюстом.
Во многих странах Африки и Индии до сих пор силен культ материнства, и там без ума от пышной формы этой части тела. В Аргентине растет число операций по увеличению груди за счет имплантантов. В этой стране много испанцев и итальянцев, которым исторически нравятся такие формы. Французы предпочитают изящных женщин с аккуратным маленьким бюстом. В Японии до недавнего времени в традициях было стягивать грудь, чтобы сделать ее незаметной. Сейчас же большой популярностью в Стране восходящего солнца стали пользоваться упитанные стриптизерши из России.
Недавно группа американских ученых пришла к неожиданным выводам. Они считают, что с увеличением объема бюста падают интеллектуальные способности женщин.
Какой на данный момент в России моден размер груди. Она должна быть примерно такой, чтобы могла уместиться в мужской руке. Это соответствует третьему размеру .
Раньше исследователи полагали, что противоположности притягиваются. На самом деле они притягиваются лишь едва-едва: обычно с первого взгляда и на очень малый временной промежуток. Продолжительная связь, утверждают теперь специалисты, наблюдается только у «равного с равным».
В переводе на «любовный код» это означает: хорошую пару могут составить партнеры, вышедшие из одной социальной среды, равные по образовательному уровню, обладающие общими интересами, взглядами. Новейшие исследования показали, что удачные любовные пары составляли люди, походившие друг на друга ростом, весом, цветом глаз, даже объемом легких. Ученые считают, что похожесть на избранника поднимает в человеке чувство собственной значимости, уверенности в себе.
Второе объяснение носит биологический характер: гены запрограммировали нас на увеличение собственных копий. А это, естественно, лучше всего получится с партнером, похожим на нас .
Для женщин, по результатам последних исследований, более значимо, когда мужчина выше. Высокие мужчины дольше живут, следовательно, они смогут вырастить детей.
Заключение.
На наш взгляд понимание природы симпатии многогранно. На симпатию влияют очень большое, если не сказать огромное, количество различных факторов. Еще многое остается неизученным. Но человечество, хочется на это надеяться, приложит усилия, чтобы проникнуть вглубь этого до сих пор такого загадочного феномена, как симпатия.

Цель нашей работы сделать сравнительный анализ подхода к типологии человека в теориях К.Г. Юнга и А. Адлера. Задачами является рассмотрение типологий К.Г. Юнга и А. Адлера и нахождение общего между ними.
1. Общие типы по К.Г. Юнгу
К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов первоначально выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интровертным и экстравертным. Критерием для такого разделения послужило его наблюдение, что жизнь одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого может быть более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. Такую обусловленность можно наблюдать в той или иной степени у любого человека. Руководствуясь этим наблюдением, Юнг смог выделить вышеназванные группы людей, а саму эту обусловленность он назвал общим типом установки. Давайте рассмотрим более подробно, что Юнг подразумевал, делая такое разделение людей по общему типу их установки.
Общие типы установки отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. У интровертного типа отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится, как бы отвлечь свое «я» от объекта, как если бы ему надо оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный тип, напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеет для него достаточно ценности, поэтому значение его постоянно приходится повышать. С биологической точки зрения, отношения между объектом и субъектом есть всегда отношение приспособления, ибо всякое отношение между объектом и субъектом предполагает видоизменяющееся воздействия одного на другой. Эти видоизменения и составляют приспособление или адаптацию. Поэтому типическая установка по отношению к объекту суть процессы приспособления. Природа знает два, коренным образом различных варианта адаптации и две, обусловленные ими возможности самоподдержания живых организмов – это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности отдельного индивида, и вооружение отдельного индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой подвижности. У экстраверта есть особенность, состоящая в способности постоянно растрачиваться, распространяться и внедрятся во все, а у интроверта наблюдается тенденция оборонятся от внешних требований и, насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественное положение. Юнгу казалось, что эта биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общая основа двух психологических способов приспособления.
В своей работе Юнг показал, что общий тип установки не зависит от воспитания, общества или культуры, у двоих двойняшек, воспитывавшихся в одной семье, например, могут быть разные типы установки. Сам Юнг приписывает это различие к человеческой склонности к установке того или иного типа, то есть человеку полезнее или легче приспособляться тем, а не иным способом. Но с другой стороны, Юнг рассматривал эти две установки как противоположные механизмы психической деятельности, которые свойственны каждому человеку. Однако внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому. Естественно, это влечет перевес в сторону работы одного механизма. И если такое состояние по определенным причинам становится преобладающим, то вследствие из этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, считал К.Г. Юнг.
2. Типы личности по А. Адлеру
Адлер напоминает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком – они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от стиля жизни.Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Придерживаясь этого мнения, Адлер весьма неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни. В этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи.
Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое «степенью активности». Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень энергии». Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьироваться у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.
Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, – это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер отмечал, что ни одна типология, какой бы хитроумной она ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.
Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы – два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.
Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.
Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.
Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.
В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация: высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям .

3. Сравнительный анализ.
Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, два представителя психоаналитического движения, принципиально разошлись с Зигмундом Фрейдом по ключевым вопросам и пересмотрели его теорию в совершенно разных направлениях. Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующующегося и целостного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции и противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.
Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных либо на превосходство, либо на совершенство. Согласно Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.
Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Юнг выделил также четыре психологических функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувство являются рациональными функциями, ощущение и интуиция – иррациональными. Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности.
Заключение.
Юнг и Адлер рассматривали свои типы как жизненные установки. Только Адлер связывал установки со стилями жизни, а Юнг, как личностные ориентации. На этом сходство, по нашему мнению, заканчивается.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.).
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д.
Особое значение имеет развитие речи старшего дошкольника при подготовке к школе. От того насколько развита речь ребенка во многом зависит его успешное обучение в начальной школе.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.