Анализ литературных рассказов


В рассказе «Сонная одурь» дано описание мучительного со­стояния скуки, но только как временного психического сос­тояния,— нет оснований приписать основному персонажу этого рассказа подверженность скуке в качестве черты харак­тера.
Во многих рассказах берутся такие эпизоды из жизни, в кото­рых ярко проявляется не временное состояние, а характер ге­роя. Таковы, например, рассказы Горького «Челкаш», «Дед Ар­хип и Ленька», «Старуха Изергиль», «Супруги Орловы» и мно­гие другие.
Наконец, есть рассказы, представляющие собой как бы раз­вернутую художественную характеристику, где все эпизоды бе­рутся для этой характеристики, как например рассказ А. П. Че­хова «Человек в футляре» или «Тина»,
Рассказы ограничены масштабом повествования, однако большие писатели-художники могут и в масштабе рассказа или новеллы дать глубокие художественные характеры.
Драма потому представляет богатый источник для изучения характеров, что в ней рисуются волевые усилия в борьбе. Поэто­му с полным основанием драму можно назвать поэзией воли. Борьба драматического героя имеет самые разнообразные цели и формы. Она может быть борьбой внутренних противоречий ге­роя, но всегда борьбой за преодоление внешних препятствий. Ча­сто борьба является показателем роста личности, когда она, овладевая более высокими формами деятельности, подни­мается на более высокую ступень в своем общественном раз­витии.
Для изображения характеров большой простор дает любая драматическая форма, в том числе и комедия. Достаточно ука­зать на типические характеры в комедиях Мольера («Тартюф», «Мнимый больной», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» и др.). В комедиях Чехова трагические элементы переплетаются с коми­ческими, и это создает особую живость и многосторонность изо­бражаемых в них характеров.
Богатый материал для психологического изучения характера советского человека содержится в лучших произведениях со­ветской художественной литературы. Многочисленные примеры художественного изображения характеров в нашей литературе были приведены в предшествующих главах этой книги.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.