Алексия, аграфия, акалькулия


Затруднения при назывании предметов наблюдаются и у больных с сензорной афазией. При этом амнестическом компоненте височной афазии подсказ не облегчаем речи. Этот вид речевого расстройства нередко является одним из ранних симптомоотогенных абсцессов, локализующихся обычно в нижних отделах височной области. Больной с моторной афазией, с его резко ограниченным запасом слов и затруднением при их подыскивании также может произвести впечатление страдающего амнестической афазией, но и тут отличием служит полное отсутствие эффекта от подсказа Нужно, однако, помнить, что нередко выраженные речевые амнестические расстройства, «забывчивость» на слова, могут быть следствием диффузного нарушения корковых функций при различных органических заболеваниях нервной системы, после истощающих заболеваний, при умственном переутомлении и т. д. Амнестические нарушения речи очень часто сочетаются с сензорнымь и семантическими афазическими расстройствами. Расстройства чтения и письма- алексия и аграфия-наблюдаются в разной степени почти при всех видах афазии, но они могут наступать и изолированно. Чистая алексия, иногда совместно с аграфией, наблюдается при пора жении gyrus angularis, области, располагающейся между зрительным и слуховыми полями. В процессе обучения чтению устанавливаются ассоциации зрительных и звуковых (в известной степени также и моторных] образов букв. Разрушение gyrus angularis ведет к распаду оптическим систем букв, их сигнальное значение для больного делается непонятным они становятся для него ничего не значащими знаками; он не может читать, а при попытке писать рисует на бумаге какие-то каракули, иногда отдаленно напоминающие буквы. При моторной и сензорной афазии в тяжелых случаях чтение и письме совершенно невозможны; в более же легких случаях слова коверкаются (паралексия, параграфия). Иногда больные, у которых процесс чтения до болезни в значительно! степени автоматизировался, могут довольно сносно читать, схватывая непосредственно зрительный образ целого слова по его общей конфигурации Но, так как звуко-буквенный анализ слова им недоступен, они оказываются совершенно беспомощными при предъявлении им текста с незнакомыми или заведомо бессмысленными словами, а также если слова написаны не так, как обычно: например, когда буквы слова расположены вертикально или разделены большими промежутками.

Метки: , , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.