Зарождение опыта
Зарождение опыта у Н. «Меня поражала,- рассказывает Н.,- грубость некоторых детей, их гримасы, циничные слова, неприятные жесты. Я старалась бороться с ними, но была неудовлетворена результатами. Я долго думала и пришла к заключению, что лучшим средством к искоренению грубости является художественное воспитание. И я призадумалась над тем, как воспитать в детях чувство красоты, понимание красоты, потребность в ней. Разве можно все сразу? Вопросы эти меня преследовали. С чего начать? С линий, красок, форм, с живой природы?И я ответила на них следующим образом: начать надо с чего-то яркого, прекрасного, доступного и близкого детям и вместе с тем вызывающего и во мне самой радостное ощущение красоты. И я стала искать эту красоту в сказках, былинах и мифах».
Конечно, такая сложная задача, как та, которую поставила перед собою Н. (воспитание в детях чувства и понимания красоты), не решается одной только ясной постановкой цели педагогического опыта, но несомненно, что длительные и глубокие размышления над проблемой являются залогом успешного приближения к ее решению.
2. Второй этап в ходе педагогического опыта – это планирование или организация. Из последнего примера видно, что размышление над поставленной задачей, отчетливое выяснение конкретной цели опыта уже подготовляет почву для его организации и планирования.
Я остановлюсь на тех важных пунктах этого ответственного этапа в истории всякого педагогического опыта, которые заслуживают особого внимания и размышления, так как небрежное, с самого начала непродуманное отношение к ним неблагоприятно отражается на продуктивности опыта и в особенности на объективной ценности его результатов.
К таким пунктам я отношу: 1) выбор пути воспитательного воздействия для достижения намеченной цели; 2) создание тех условий, в которых это воздействие должно проявляться в наиболее эффективной форме; 3) выбор объектов наблюдения, т. е. того ребенка или тех детей, которые будут находиться в центре внимания воспитателя.
Метки: зарождение, красота, понимание
Страницы: 1 2