Духовные потребности — специфические человеческие феномены, характеризующие высокий уровень развития личности. Духовные потребности привели к возникновению физической культуры как общественного явления, которая связана не только с физическим совершенствованием человека, но и с получением эстетического наслаждения. Физическая культура предоставляет большие возможности и для удовлетворения потребности в творчестве. Наглядным примером этого являются яркие и красочные массовые выступления на спортивных праздниках, разработка тактических «ловушек» в спортивных играх, создание новых методов тренировки и т. п.
Социальные потребности выражают общественную природу человека.
Одной из социальных потребностей является потребность в общении. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Потребность в общении стимулирует обмен знаниями и опытом, чувствами и мнениями.
Физическая культура и спорт служат хорошим средством удовлетворения в общении. Недаром, по данным французского психолога И. Буйо, около 50% опрошенных заявили, что они занимаются спортом, кроме всех прочих причин, еще и потому, что желают иметь коллег, товарищей, что спорт удовлетворяет их потребность объединения.
В каждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность движения. Для детей бегать наперегонки, скакать на одной ноге, толкаться стол? же естественно и необходимо, как дышать. Недаром в одной задорной ребячьей песне есть такие слова: «А у меня внутри есть вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель...».
Потребности формируются и развиваются в течение всей жизни человека. Можно развить потребность в ежедневной физической нагрузке и можно сформировать потребность в постоянном общении с определенной группой людей (например, с товарищами по команде).
К сожалению, не все возникающие в течение жизни потребности являются желаемыми. Некоторые, так называемые квазипотребности приводят к антисоциальному образу жизни (пьянству, воровству и т. п.), заглушая другие социальные стремления человека.
Среди множества потребностей, сосуществующих в человеке, устанавливается определенная иерархия их значимости. Развиваются потребности у каждого человека в соответствии с их значимостью. У зрелой личности ведущими являются духовные и социальные потребности, однако среди них одни могут иметь большее значение, чем другие. Например, у студентов факультета физического воспитания в одних случаях доминируют потребности, связанные с занятиями спортом, в других — с получением профессии учителя физической культуры. Ведущие потребности притормаживают менее значимые, отодвигают их на задний план. Например, у спортсмена, стремящегося побить рекорд, ведущая потребность временно подавляет другие духовные и социальные потребности (в получении эмоциональных впечатлений от общения с друзьями в компании, от общения с родными и т. д.). По мере изменения личности, ее интеллектуального развития и изменения социального статуса (положения в обществе) одни потребности могут сменяться другими.
Количество показов: 45484
Рейтинг:
3.47