Стремление рассматривать проблему с различных сторон и с единых позиций нашло отражение в возникновении в конце 40-х гг. нашего столетия новой научной дисциплины — эргономики, которая изучает деятельность человека не только в профессионально-трудовой, но и в спортивной сфере.
Комплексный подход в рассмотрении проблем не означает умаление роли физиологии и психологии. Взаимоотношения между эргономикой и другими научными дисциплинами похожи на взаимоотношения отдельных музыкальных инструментов в оркестре, где в каждый момент исполнения целостного музыкального произведения солировать, играть ведущую роль может тот или иной инструмент (как и в эргономике та или иная научная дисциплина). В другие моменты эти же инструменты должны быть подыгрывающими, и только тогда целостность музыкального произведения не будет нарушена. Эргономист должен выступать в роли дирижера, прекрасно знающего партитуру произведения и место солирования каждого из инструментов.
Таковы теоретические и методологические подходы, которые легли в основу курса психофизиологии физического воспитания и спорта. Курс возник из слияния двух учебных дисциплин — физиологии спорта и психологии физического воспитания и спорта, которые обычно читаются разными специалистами в этих областях.
Данный материал не представляет собою какую-то часть этих дисциплин, так же как неправомерно искать в его различных главах примат психологического или физиологического начала. Психологический и физиологический материал выступают как равноценный и используются по мере надобности в связи с логикой изложения.
Приступая к созданию этого материала, автор представлял реальные трудности и неизбежные недостатки, но некоторые «издержки роста», как нам представляется, перекрываются преимуществами такого курса.
Во-первых, он позволяет преодолеть многочисленное дублирование ряда вопросов, вызванное искусственным разделением изучения закономерностей физического воспитания и занятий спортом между научными дисциплинами. Достаточно сказать, что вопрос об утомлении, например, до сих пор излагается студентам в курсах физиологии, психологии, гигиены и врачебного контроля. Это нельзя признать нормальным, даже памятуя, что «повторение — мать учения».
Во-вторых, ряд вопросов с учетом данных из смежных наук можно изложить более полно, не односторонне. Сопоставление психологического и физиологического аспектов (где это возможно) открывает путь для системного рассмотрения ряда вопросов, устранения во многих случаях противоречий в трактовке одних и тех же фактов.
В-третьих, появляется возможность излагать психологический и физиологический материал (в случаях, когда из-за специфики вопроса синтезированное его объединение невозможно, например, при описании вегетативных сдвигов во время мышечной работы) в логической последовательности, которая обеспечивает понимание места того или иного вопроса в общем контексте курса психофизиологии.
В-четвертых, совместное и синтезированное психофизиологическое описание закономерностей деятельности человека в процессе физического воспитания и занятий спортом формирует новый образ мышления у будущих преподавателей и тренеров, понимание необходимости решения насущных практических вопросов совместными усилиями психологов, физиологов и врачей, которые пока, к сожалению, работают в научных бригадах по обеспечению спортивных команд в отрыве друг от друга.
Количество показов: 3029