Физическое воспитание школьников и занятия спортом — это процесс взаимодействия ученика или спортсмена, с одной стороны, с учителем или тренером, а с другой — с внешнесредовыми факторами: температурой и влажностью воздуха, шумом, зрительными, слуховыми и тактильными раздражителями, исходящими от партнеров по команде, противника, зрителей и т. п. Воздействуя на человека, эти факторы заставляют его реагировать на них, т. е. управляют его поведением, поступками, действиями, вызывают изменение состояния.
Однако ученик или спортсмен не является пассивным объектом этих воздействий. Во-первых, как отмечал С. Л. Рубинштейн, «внешние причины действуют через внутренние особенности», т. е. побудительные стимулы вызывают те или иные реакции человека не иначе как преобразуясь в мотивы деятельности и поступков. Во-вторых, сам ученик или спортсмен с помощью своего сознания, разума, воли управляет своей деятельностью и поведением, являясь не только и не столько объектом, сколько субъектом управления. Самоуправление (саморегуляция), сознательно осуществляемое человеком,— важная особенность спортивной деятельности. Собственно говоря, важнейшая задача физического воспитания и спортивной тренировки как педагогического процесса — научить ученика или спортсмена управлять собой (своими действиями, чувствами, мыслями, поступками). Рассмотрению психологических и физиологических закономерностей управления спортивной деятельностью и посвящена первая часть учебного пособия.
Количество показов: 2470