МамамПапам

Физиологию и психологию спорта следует рассматривать в совокупности

Физиологию и психологию спорта следует рассматривать в совокупности
Закономерности физического воспитания и спортивной деятельности рассматриваются с позиций синтеза физиологии и психологии, что открывает новые возможности в управлении процессом обучения и тренировки, регуляции различных психофизиологических состояний спортсменов, совершенствовании системы отбора в различные виды спортивной деятельности.
В основу данного материала положен курс психофизиологии физического воспитания, который в течение ряда лет автор читает в Санкт-Петербургском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Особенностью этого курса является то, что обоснование процесса физического воспитания дается в нем с позиции не одной научной дисциплины — физиологии или психологии, а в их синтезе. В настоящее время, когда все больше проявляется стремление к интеграции различных научных дисциплин в изучении явлений, становится очевидной необходимость союза физиологии, психологии, гигиены и других дисциплин в изучении закономерностей деятельности человека. Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу пишут, что ограниченность нашего интеллекта заставила нас разделить область биологических исследований на отдельные отрасли, такие как анатомия, биохимия, физиология и психология. Барьеры эти искусственны, мы сами возвели их, и они заслонили от нас фундаментальное единство процессов, лежащих в основе всех функций организма. Биологические, процессы неумолимо идут своим путем независимо от того, изучаем ли мы их с точки зрения физиолога, эколога, психолога, биохимика или психиатра. Организм не располагает специальным набором явлений для каждого исследователя
Говоря о происхождении психических процессов, И. М. Сеченов еще сто лет назад указывал, что психология незаконно вырывает из целостного процесса, звенья которого связаны самой природой, его середину — психическое, противопоставляя его материальному.
Уместно вспомнить и слова С. Л. Рубинштейна, выдающегося советского психолога, что физиологическое и психическое — это одна и та же рефлекторная отражательная деятельность, но рассматриваемая в разных отношениях, и что психологическое исследование деятельности является логическим продолжением ее физиологического исследования.
Хорошие возможности для рассмотрения с единых позиций физиологических и психологических явлений и процессов деятельности человека открывает системный подход и «теория функциональной системы», развитые П. К. Анохиным. Изучение общих принципов целостной деятельности организма требует иного понимания детерминации психических и физиологических явлений, нахождения между ними причинно-следственных связей в рамках единой функциональной системы, все элементы которой подчинены решению одной и той же задачи.
Искусственное разделение изучения закономерностей физического воспитания между научными дисциплинами приводит к множеству дублирований (например, утомление рассматривается в физиологии, психологии, гигиене, врачебном контроле), к противоречиям в трактовке ряда положений, упускаются из вида многие факты, добытые в смежных научных дисциплинах.
Между тем, как отмечает Б. Ф. Ломов, в объяснении поведения в целом любая психологическая теория, не включающая нейрофизиологические механизмы, точно так же, как любая физиологическая теория, игнорирующая психическое, остаются односторонними. Не случайно на всех этапах развития эти науки были тесно связаны, однако и в настоящее время процесс их взаимопроникновения идет еще медленно, и это объясняется, с одной стороны, боязнью, что физиология поглотит психологию, а с другой — тем, что физиология с привнесением психологией субъективного потеряет объективный подход в изучении поведения человека. Это, конечно, мнимые опасности.
Высказывается и другая точка зрения, что физиология высшей нервной деятельности изучает то же самое, что психология, только делает это лучше — глубже и полнее. Такой взгляд на «второсортность» психологии освобождает исследователя от необходимости вникать в детали смежной науки, а на деле приводит к игнорированию важнейших фактов и ценных методических приемов, которые при изучении ряда явлений весьма полезны физиологу.
От этого проигрывает и наука и базирующееся на ней обучение студентов, которые часто оказываются в положении слепых из индусской притчи: когда дали задание узнать на ощупь слона, один из слепых, схватившись за хобот, сказал, что это шланг; другой, держась за ногу, сказал, что это дерево, и т. д., но никто не узнал слона. Естественно, что фрагментарность в освещении ряда вопросов в курсе физиологии и психологии не создает у студентов целостного понимания проблемы.

Количество показов: 2187

Возврат к списку


Материалы по теме:


kontras, 06.05.2011 09:26:50
:.zovknig.ru/detective/8837-doncova-darya-sobranie-knig81-kniga.html">скачать книги донцовой</a>, ://promast.ru/films/15138-zabavnaya-nauka-backyard-science-cbornik-1-37.html">backyard science</a>, ://mostgames.ru/">скачать pc игры бесплатно</a>, ://picta.ru/programs/46735-ukrasheniya-dlya-windows-xp-sp3.html">украшения для windows xp</a>
dxayjwzi, 05.03.2011 06:46:29
JYsR1K ://bkzxlpaeqisd.com/">bkzxlpaeqisd</a>, [url=http://uadpvjfbffnz.com/]uadpvjfbffnz[/url], [link=http://wjmmcmhcjicf.com/]wjmmcmhcjicf[/link], ://xyluioktdwry.com/
kristis, 27.12.2010 13:41:55
:.picta.ru/"> :.mostgames.ru/"> ://promast.ru/"> :.zovknig.ru/"> </a>информацию