Взаимоотношения


09Это взаимоотношение, по-видимому, изменяется в за­висимости от возраста и индивидуальных особенностей. Как мы видели, наиболее резкие изменения свойств тем­перамента наблюдаются в раннем детстве. Но в раннем детстве темперамент еще в наименьшей степени раскрыл­ся. Лишь немногие свойства темперамента достигли та­кой степени выраженности, что проявляются вопреки общим возрастным особенностям. На ранних ступенях возрастного развития внешние условия жизни и деятель­ности в наибольшей степени обусловливают развитие темперамента именно потому, что раскрылись лишь не­многие природные свойства темперамента, и они оказы­вают наименьшее сопротивление внешним воздействиям. В раннем детстве возможно наибольшее отклонение нового направления развития темперамента под влия­нием внешних условий от первоначально раскрывавшего. Прогрессивная сторона концепции Лазурского заклю­чается в том, что, вводя понятие отношений личности, он впервые в истории психологии подошел к характери­стике личности с точки зрения ее активного взаимодей­ствия с окружающей действительностью. Если раньше личность всегда характеризовалась лишь формальными качественными особенностями отдельных психических процессов или отдельными мотивами, то в характеристи­ках Лазурского впервые на передний план выступило объективное содержание свойств личности в целом. По своему содержанию отношения личности характеризуют ее направленность. Поэтому Лазурский вместе с тем, впервые показал, что в чертах характера проявляется направленность личности. Однако, несмотря на эти прогрессивные стороны уче­ния Лазурского о личности, по существу оно носило чис­то идеалистический характер. Идеалистическая сущность концепции Лазурского заключается, прежде всего, в по­нимании происхождения и развития отношений лично­сти. Несмотря на то, что отношение личности — это отно­шение к внешней среде, объективные внешние условия отнюдь не всегда играют решающую роль в их проис­хождении и развитии. Роль объективной социальной де­терминации в происхождении и развитии отношений лич­ности зависит от уровня личности. Лишь на низшем уров­не личности, «подчиняя себе слабую, разрозненную пси­хику малоодаренного человека, среда накладывает на нее свой отпечаток, насильственно приспособляя ее к своим запросам и требованиям и очень мало считаясь с эндоособенностями каждого отдельного индивидуума», Только здесь «влияние внешней среды и влияние внешних обстоятельств является, безусловно преобладающим» там же. Наоборот, чем выше уровень личности, тем в большей степени отношения личности определяются эндопсихическими конституциональными ее особенностями.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.