Взаимоотношения
Это взаимоотношение, по-видимому, изменяется в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. Как мы видели, наиболее резкие изменения свойств темперамента наблюдаются в раннем детстве. Но в раннем детстве темперамент еще в наименьшей степени раскрылся. Лишь немногие свойства темперамента достигли такой степени выраженности, что проявляются вопреки общим возрастным особенностям. На ранних ступенях возрастного развития внешние условия жизни и деятельности в наибольшей степени обусловливают развитие темперамента именно потому, что раскрылись лишь немногие природные свойства темперамента, и они оказывают наименьшее сопротивление внешним воздействиям. В раннем детстве возможно наибольшее отклонение нового направления развития темперамента под влиянием внешних условий от первоначально раскрывавшего. Прогрессивная сторона концепции Лазурского заключается в том, что, вводя понятие отношений личности, он впервые в истории психологии подошел к характеристике личности с точки зрения ее активного взаимодействия с окружающей действительностью. Если раньше личность всегда характеризовалась лишь формальными качественными особенностями отдельных психических процессов или отдельными мотивами, то в характеристиках Лазурского впервые на передний план выступило объективное содержание свойств личности в целом. По своему содержанию отношения личности характеризуют ее направленность. Поэтому Лазурский вместе с тем, впервые показал, что в чертах характера проявляется направленность личности. Однако, несмотря на эти прогрессивные стороны учения Лазурского о личности, по существу оно носило чисто идеалистический характер. Идеалистическая сущность концепции Лазурского заключается, прежде всего, в понимании происхождения и развития отношений личности. Несмотря на то, что отношение личности — это отношение к внешней среде, объективные внешние условия отнюдь не всегда играют решающую роль в их происхождении и развитии. Роль объективной социальной детерминации в происхождении и развитии отношений личности зависит от уровня личности. Лишь на низшем уровне личности, «подчиняя себе слабую, разрозненную психику малоодаренного человека, среда накладывает на нее свой отпечаток, насильственно приспособляя ее к своим запросам и требованиям и очень мало считаясь с эндоособенностями каждого отдельного индивидуума», Только здесь «влияние внешней среды и влияние внешних обстоятельств является, безусловно преобладающим» там же. Наоборот, чем выше уровень личности, тем в большей степени отношения личности определяются эндопсихическими конституциональными ее особенностями.
Метки: возраст, особенности, развитиеСтраницы: 1 2