Возрождение обычая париться


Возрождение обычая паритьсяУвлечение банями захватило и Древний Рим, там стали строиться термы – общественные бани. Они представляли собой роскошные, внушительных размеров здания, воз­двигнутые с учетом новейших достижений техники, водоснабжения, отопления и вентиляции. Термы, париль­ни и комплекс бань-горячей (кальдарий), теплой (тепидарий) и холодной (фригидарий) – имели залы для занятий спортом, собраний, библиотеку. В те времена был распространен девиз: «В банях – спасение!» И вот что примечательно: почти шесть веков римляне, регулярно пользовавшиеся термами, редко прибегали к помощи врачей.Развитие бань продолжалось вплоть до начала IV века. После распада Римской империи католическое духовен­ство наложило на бани запрет, отнеся их к учреждениям, нарушающим якобы каноны нравственности, да и сам культ тела рассматривался как греховный. Невежество привело к плачевным последствиям: то и дело начали вспыхивать эпидемии всякого рода инфекционных забо­леваний.
Возрождению обычая париться в странах Европы в известной мере способствовали русские солдаты. Сопро­вождая Петра Первого в Амстердаме и Париже, они привели в изумление голландцев и французов тем, что после бани, несмотря на мороз, купались в реке. Об этом поведал журнал «Сын Отечества» за 1819 год: «В 1717 го­ду, й бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан и, по мнению их, смерть приключающее действие, произвело многолюдное сборище зрителей.
Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по прика­зу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайся, г. Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русскою банею. У нас быва­ет сие и зимою: привычка – вторая натура». На Руси, впрочем, баня издревле использовалась для борьбы со всякого рода недугами. В баню шли здоровые, чтобы не заболеть; туда вели больных, чтобы выгнать ломоту из костей и хворь. И встречая идущего из бани знакомого, непременно приветствовали: «С легким паром!». Добрый старинный обычай переходил из поколения в поколение. Причем парились и в специальных пристрой­ках – банях, и прямо в печке – «по-черному». Примеча­телен такой факт: одной из форм дани у славянских племен были… березовые веники.
По свидетельству летописца – монаха Киево-Печорского монастыря Нестора, уже в X веке в Киеве и Новго­роде имелось множество бань, в которых пользовались вениками для хлестания по телу и обливались холодной водой или купались в проруби. Интересный факт привел в своих исторических исследованиях русский писатель pi М. Карамзин: «Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители Московии заключили из этого, что он не русский».
Испанский врач Санчес Антонио Нуньес Рибера, про­служивший немало лет в России при императорском дворе, написал трактат о русской бане. Назывался он так: «О парных российских банях, поелику споспешествуют они укреплению, сохранению и восстановлению здравия…». Книга, изданная в Москве в 1779 году и еще раньше – в Западной Европе, вызвала большой интерес. Бани, подобные русским, стали строиться во Франции, Германии, Англии, Швеции, Дании, Голландии и других странах.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.