Созревание сигнальных систем


Результаты этих исследований отчасти уже опубликованы (Антропова и др., 1976; Антропова, Кольцова, 1978), и в них впервые показатели созревания первой и второй сигнальных систем сопоставлены с созреванием других систем: данными антропометрии, соматической зрелости, установлением биологического возраста и многими другими. Все данные, полученные как при массовых обследованиях детей, так и при углубленном индивидуальном изучении, были подвергнуты математическому анализу (определялись разности показателей, коэффициенты согласия и корреляции).
Показатели, характеризующие взаимодействие сигнальных систем, степень силового преобладания второй сигнальной системы, стабильность временных параметров изучавшихся реакций на непосредственные и словесные сигналы, как оказалось, имеют очень высокие корреляционные связи с другими показателями школьной зрелости (при втором и третьем уровне значимости).
Учитывая сказанное, мы сочли целесообразным дать здесь более детальный анализ тех показателей функциональной зрелости мозга, которые оказались наиболее информативными и надежными. Из них прежде всего — силовое превалирование второй сигнальной системы, которое определялось по возникновению отрицательного индукционного воздействия на первую. Развитие второй сигнальной системы совершается через посредство слова, поэтому было естественно искать один из основных показателей созревания в уровне развития речи (связность речи, развитие высоких степеней обобщения словом).
Тесно связаны с уровнем развития речи те электрографические характеристики, которые проявляются лишь при выраженном функциональном превалировании второй сигнальной системы: возникновение ФМА в левом полушарии при действии словесных сигналов, при синфазных отношениях ассоциативных областей между собой и с височными и моторными зонами.
Несомненно, одним из проявлений силовых отношений Является более или менее выраженная стабильность временных параметров реакций. Этот показатель заслуживает внимании при определении зрелости высшей нервной деятельности ребенка.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.