Смешение стереотипов


Смешение стереотиповОдним из очень интересных примеров является то, что у детей младшего дошкольного возраста часто отмечается своего рода соскальзывание с одного стереотипа на другой как в речи, так и в рисунке. В речевых реакциях такое соскальзывание проявляется в том, что случайно возникшая ассоциация приводит к перескоку с одной темы в рассказе на другую, с одного стиха на другой и т. д. Рома Т., 3 лет 2 мес, декламирует стихотворение:
Котик беленький Хвостик серенький, Вот как, вот как, Серенький козлик!

Мальчик начал одно стихотворение — про котика, а кончил другим — про козлика. Дима В., 3 лет 4 мес, рассказывает сказку о курочке-рябе. Когда он дошел до слов, «плачет дед, плачет баба», то произошел перескок на другую сказку: «Как же мне не плакать? Лиса забралась в мой домик и не уходит!». У Ромы причиной перескока с одного речевого стереотипа на другой явилось слово «серенький», которое входит в оба стереотипа; у Димы причиной перескока также явилось общее для обоих стереотипов слово «плачет».
Явление соскальзывания с одного упроченного стереотипа на другой отчетливо выражено у детей и в рисовании. Е. И. Игнатьев (1961) приводит следующий пример: ребенок рисовал кошку, но, сделав несколько штрихов, сказал, что это — башня, потом добавил несколько прямоугольников (окна) и заявил: «Хороший дом!». В наших наблюдениях подобные случаи отмечались часто. Например, Катя Е., 3 лет 6 мес, начала рисовать маму, но, сделав несколько петель на голове у нее, сказала: «Это бант!», «Это я пошла гулять!», а потом стала чертить все толще ноги и наконец с удовлетворением сказала: «Вот какой большой мост!». Как и в речевых реакциях, в рисунках подобные перескоки объясняются тем, что какой-то элемент вызывает ассоциацию с другим, ранее упроченным зрительным образом.
А. И. Счастный (1972) в исследовании, проводившемся на шимпанзе, наблюдал аналогичное явление: наличие общего элемента в двух стереотипах вызывало часто перескоки в реакциях животного.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.