Служебная деятельность


Служебная деятельность сотрудников ФСИН России, в частности сотрудников отделов oхраны, является одной из наиболее сложных и опасных. Ее специфика, в первую очередь, определяется высоким уровнем нервно-психического напряжения, изменением привычного времени сна и постоянной готовностью к действиям в экстремальной ситуации.
Одной из составляющих служебной деятельности является возможность применения сотрудниками отдела охраны физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Задачами данных методических рекомендаций является рассмотрение психологических аспектов применения сотрудниками ФСИН огнестрельного оружия на поражение, и аспекты правового регулирования применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Целью рассматриваемого учебного материала является оказание методической помощи сотрудникам отделов охраны в преодолении психологического барьера в применении огнестрельного оружия на поражение.
Выполнение сотрудником охраны своих служебных обязанностей связано с определенным риском для его жизни и здоровья, а экстремальная ситуация может возникнуть в любой момент. Этого, к сожалению, многие недооценивают, особенно молодые сотрудники. Психологическая подготовка призвана подготовить сотрудника к такой ситуации. Для успешного выполнения служебных задач сотрудник охраны обязан уверенно владеть огнестрельным оружием. Однако, как правило, вся огневая подготовка сводится к поражению мишеней и с подсчетом суммы выбитых очков. Редко меняются условия выполнения упражнений, вид оружия, дальности до цели, количество боеприпасов и т.д.

Многие ли сотрудники осознают, что оружие предназначено совершенно для других целей? Его применение подразумевает, помимо всего прочего, и ведение огня на поражение, т.е. выстрел будет производиться в человека (пусть даже и в преступника), который может получить серьезное ранение или быть лишен жизни. Это накладывает на сотрудника серьезнейшую ответственность за свои действия. И далеко не каждый человек способен произвести выстрел на поражение, поскольку это сильнейшая нагрузка на психику.

Можно научить любого сотрудника делать первый прицельный выстрел в пределах короткого времени, но, сколько времени потребуется этому сотруднику для того, чтобы оценить обстановку и принять решение на производство этого выстрела? Кроме того, необходимо быть при этом и морально подготовленным к нему в реальной ситуации. Поэтому весь процесс подготовки сотрудника охраны необходимо рассматривать гораздо шире. Если при обучении пренебречь психологической подготовкой, то за пределами тира вся техническая подготовка останется практически не востребованной. Таким образом, при грамотном подходе к обучению сотрудника охраны при работе с оружием необходимо рассматривать и вопросы психологической подготовки.

Эффективная стратегия преодоления психологического барьера при применении огнестрельного оружия на поражение должна базироваться на реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий нормативно-правового, воспитательного, тактико-технического и психологического характера.

В книге Стивена Хантера «Снайпер» есть замечательная фраза:
«Человек способен выстрелить в другого человека только в двух случаях: когда он панически опасается за свою жизнь либо уверен в правомерности своих действий». Справедливость такого высказывания очевидна. Чтобы быть уверенным в правомерности своих действий, необходимо, знать основы законодательства, порядок применения оружия. Для этого правовые аспекты применения огнестрельного оружия на поражение необходимо рассматривать не как самостоятельный раздел, а как неотъемлемую и обязательную составляющую многосторонней системы подготовки сотрудника отдела охраны.

2. Правовые аспекты применения огнестрельного оружия на поражение.

Одной из мер направленных на поддержание правопорядка и безопасности в учреждениях исполняющих наказание, является предусмотренная действующим законодательством возможность применения сотрудниками УИС физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Учитывая данное положение, оправданным будет начать рассмотрение вопросов применения сотрудниками пенитенциарных учреждений физической силы, специальных средств и оружия именно с рекомендаций и требований международных документов.
Так, на уровне международных актов данный вопрос, прежде всего, затронут в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными.
Также п. 54 Минимальных стандартных правил определено право персонала в своих отношениях с заключенными прибегать к насилию, но только в случаях самозащиты, попыток к бегству, а также в случаях активного неподчинения приказам, основанным на действующих законах и правилах. Установлено, что прибегающие к насилию сотрудники обязаны оставаться в пределах необходимого противодействия и немедленно сообщать о такого рода инцидентах непосредственному начальнику.
В соответствии со ст. 3 и комментарием к ней Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей. Применение же огнестрельного оружия является крайней мерой и, как правило, в случае оказания правонарушителем вооруженного сопротивления либо когда правонарушитель иным образом ставит под угрозу жизнь других, а также когда другие меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для осуждения и задержания подозреваемого правонарушителя.
Существенное значение имеют также Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка.
Принципом 4 рассматриваемого документа закреплено, что должностные лица по поддержанию правопорядка при осуществлении своих функций, насколько это возможно, используют ненасильственные средства до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия и могут применять силу и огнестрельное оружие только в тех случаях, когда другие средства являются неэффективными или не дают каких-либо надежд на достижение намеченного результата.
Принципом 5 установлено, что во всех случаях, когда применение силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица по поддержанию правопорядка:
а) проявляют сдержанность в таком применении силы и действуют исходя из серьезности правонарушения и той законной цели, которая должна быть достигнута;
б) сводят к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений и охраняют человеческую жизнь;
в) обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в самые кратчайшие сроки;
г) обеспечивают, чтобы родственники или близкие друзья раненых или пострадавших лиц уведомлялись как можно в более короткий срок.
Принцип 6 определяет, что если применение должностными лицами по поддержанию правопорядка силы или огнестрельного оружия приводит к ранению или смерти, они немедленно сообщают об этом вышестоящему начальству.
Не вызывает сомнения, что рекомендации рассмотренных нами международных актов, касаются применения силовых мер в отношении осужденных и заключенных, в российском законодательстве в целом соблюдены.
Так, на уровне национального законодательства России данный вопрос регламентируют следующие нормативно-правовыми акты:
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
3. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений».

В соответствии с ч.1 ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации физическая сила, специальные средства и оружие применяются в случаях:
• оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений;
• злостного неповиновения законным требованиям персонала;
• проявление буйства;
• участия в массовых беспорядках;
• захвата заложников;
• нападения на граждан;
• совершения иных общественно опасных действий;
• побега или задержания бежавших из исправительных учреждений заключенных.

Закон определяет меры безопасности – это физическая сила, специальные средства и оружие. Представляется, что понятие «меры безопасности» в целом соответствует понятию «средства усмирения», обозначенному в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными.
Также закон определяет круг лиц, в отношении которых могут быть применены предусмотренные меры безопасности – это осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях.
В рассматриваемой статье определены цели применения мер безопасности. Это пресечение указанных выше противоправных действий, предотвращение причинения осужденными вреда окружающим или самим себе.
В соответствии с ч. 2 ст. 86 УИК РФ порядок применения указанных в ч. 1 ст. 86 УИК РФ мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС, является закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Статья 28 этого документа устанавливает общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия. В частности, указано, что физическую силу, специальные средства и оружия вправе применять лишь сотрудники уголовно-исправительной системы – то есть лица, имеющие специальные звания сотрудников УИС. Данное положение является важным, так как в соответствии со ст. 24 рассматриваемого Закона к работникам УИС, кроме сотрудников, относятся также рабочие и служащие различных учреждений и органов, входящих в эту систему.
Определены также места, где сотрудникам УИС предоставлено право применять физическую силу, специальные средства и оружие. Это:

• территория учреждений, исполняющих наказания;
• прилегающая к учреждениям, исполняющим наказания, территория, на которой установлены режимные требования;
• охраняемые объекты.

Рассматриваемой ст. 28 установлено, что сотрудники СИЗО могут применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 3 ст. 28 рассматриваемого Закона установлена обязанность сотрудников УИС проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
Закон в рассматриваемой статье устанавливает обязанность сотрудников ФСИН при применении ими физической силы, специальных средств и оружия предупредить о намерении их использования, предоставив нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований. Значение такого предупреждения объясняется тем, что оно дает возможность, с одной стороны, правонарушителю за предоставленное время уяснить смысл предъявляемых ему требований и выполнить их, с другой стороны, сотруднику еще раз убедиться в серьезности намерений правонарушителя и необходимости применения средств безопасности. Форма предупреждения в Законе не указывается. Предполагается, что она может быть выражена и словесно и в форме предупредительного выстрела.
Огнестрельное оружие применяется без предупреждения в следующих случаях:
1). При отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;
2). При побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;
3). При попытке осужденного, или заключенного, или иного лица приблизиться к сотруднику исправительного учреждения с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.
При применении физической силы, специальных средств и оружия Закон возлагает на сотрудника обязанность обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи.
Требование обеспечить наименьшее причинение вреда может трактоваться как соразмерность, соответствие вреда, причиненного применением мер безопасности, характеру и степени опасности предотвращаемого либо пресекаемого деяния. То есть причиненный вред должен быть ровно таким, чтобы предотвратить или пресечь какое-либо деяние осужденного или заключенного, не более того. К примеру, незаконным будет применение мер безопасности после прекращения осужденным или заключенным противоправного действия и выполнения всех законных требования сотрудника УИС.
Вместе с тем, при наличии законных оснований применения рассматриваемых мер безопасности, допускается причинение посягающему или
задерживаемому любого вреда, соразмерно силе оказываемого противодействия.

ТАКЖЕ ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ НА СОТРУДНИКА УИС ВОЗЛОЖЕНА ОБЯЗАННОСТЬ ДОЛОЖИТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ НАЧАЛЬНИКУ О КАЖДОМ СЛУЧАЕ ПРИМЕНЕНИЯ УКАЗАННЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ. НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ НАЧАЛЬНИКОМ СЧИТАЕТСЯ БЛИЖАЙШИЙ К СОТРУДНИКУ ПРЯМОЙ НАЧАЛЬНИК. ФОРМА ДОКЛАДА ЗАКОНОМ НЕ УСТАНОВЛЕНА, НЕ УСТАНОВЛЕНЫ ТАКЖЕ ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ. КОГДА СРОК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ДОКЛАДА ОГРАНИЧЕН 24 ЧАСАМИ. НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ОТДЕЛЬНЫМИ ВЕДОМСТВЕННЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ УСТАНОВЛЕНА ОБЯЗАННОСТЬ СОТРУДНИКОВ УИС ДОКЛАДЫВАТЬ О ПРИМЕНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ НЕ ТОЛЬКО НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ НАЧАЛЬНИКУ, НО И НАЧАЛЬНИКУ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ УИС, ПРИЧЕМ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ (РАПОРТОМ).

3. Психологические аспекты применения огнестрельного оружия на поражение.

С возникновением экстремальной ситуации и необходимостью преодоления психологического барьера при применении огнестрельного оружия, поведение сотрудника охраны будет определяться уровнем его профессиональной подготовленности и умением управлять своим психическим состоянием в условиях стресса.
Его психическое состояние будет определяться рядом факторов:
• знанием общей законодательной базы;
• знанием инструкции и особенностей объекта;
• отношением к службе и желанием выполнить свои обязанности;
• умением быстро оценивать обстановку;
• овладением приемам и действиям с оружием и спецсредствами;
• владением боевыми приемами борьбы;
• технической оснащенностью и вооружением;
• стажем службы в УИС и в занимаемой должности в частности;
• инстинктом самосохранения.

Исходя из этих положений, сотрудником охраны будет принято решение на те или иные последующие действия, которые можно будет характеризовать, как активные или пассивные. В первом случае при хорошей профессиональной подготовке сотрудник будет активно воздействовать на ситуацию, во втором – при недостаточной подготовке будет занимать выжидательную позицию, что явится результатом доминирования отрицательных качеств.
Психология утверждает, что невозможно изменить темперамент человека, т.е. не получится холерика превратить в меланхолика, и заниматься этим, следовательно, нет никакого смысла. Характер же, определяемый множеством противоположных качеств, можно изменять, усиливая или ослабляя те или иные качества. Развивая положительные и необходимые для работы сотрудника качества, можно формировать характер в правильном направлении.

Задача психолога, совместно с сотрудником охраны, и заключается в грамотном выборе путей формирования характера. В силу индивидуальности каждой личности эти пути, приемы, методы и время воздействия будут также индивидуальны, хотя для большинства людей основная часть психологического воздействия является однотипной. При формировании характера самое пристальное внимание надо уделять развитию таких качеств как выдержка, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, активность, внимательность, самокритичность и т.п.
Преодолению психологического барьера при применении огнестрельного оружия на поражение способствуют волевые и эмоциональные особенности личности такие, как самообладание в трудных, конфликтных ситуациях, эмоциональная устойчивость перед возникающими препятствиями, временными неудачами, а также при формировании характера самое пристальное внимание надо уделять развитию таких качеств как:

? целеустремлённость – умение подчинять свои действия поставленным целям;
? настойчивость – умение мобилизовать свои возможности для борьбы с возникающими на пути к цели трудностями;
? выдержка – умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;
? решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твёрдые решения;
? самостоятельность – умение критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе собственных взглядов и убеждений;
? организованность – разумное планирование и упорядоченная организация деятельности;
? дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам;
? смелость – умение идти на оправданный риск ради достижения цели;
? исполнительность – старательность, своевременное выполнение поручений и обязанностей.[10]
Эти качества, а также профессиональный оптимизм помогают сотруднику постоянно сохранять работоспособность и самоконтроль, проявлять в труде заинтересованность, активность, «заряжать» окружающих своей энергией.

Конечной целью преодолению психологического барьера при применении огнестрельного оружия должна стать моральная готовность сотрудника к стрельбе на поражение и его уверенные действия с оружием в условиях стресса.
При этом обучаемый должен остаться нормальным человеком с устойчивой психикой. Если психолог после некоторого периода работы с сотрудником
заметит какие-либо отклонения в его психическом состоянии, то такого сотрудника лучше не допускать к работе с оружием.
Для достижения конечной цели необходимо решить ряд задач в процессе обучения:
• воспитать уверенность в своих силах и возможностях;
• преодолеть негативное воздействие на психику внешних и внутренних факторов;
• сформировать способность к принятию решений.
Рассмотрим это подробнее:
1. Уверенность в своих силах и возможностях воспитывается подсознательно с ростом результатов и достижений сотрудника, а также с приобретением устойчивых навыков в выполнении приемов стрельбы и доведения до автоматизма всех действий с оружием. Результаты стрельбы при грамотном обучении и выполнении упражнений с малыми дальностями до целей будут расти очень быстро, но при условии, что выполнению стрельб предшествовала длительная и кропотливая работа с оружием без патронов. Лучший тренажер – это само оружие! Никакие, даже самые изощренные тренажеры не заменят практического общения с оружием.
С ростом результатов у сотрудника появляется уверенность в своих собственных возможностях и проявляется глубокий интерес к освоению всех тонкостей стрелковой науки, что в свою очередь снова даст рост результатов и дополнительную уверенность в своих силах, каторая в свою очередь будет направлена на преоболение психологического барьера при применении огнестрельного оружия. Если сотрудник не уверен в себе, то вряд ли от него можно ожидать хороших результатов и тем более точности в реальном бою.
Обязательное условие личной уверенности – глубокое знание материальной части оружия, тактико-технических характеристик, принципов устройства и взаимодействия частей и механизмов. Это достигается постоянным повторением теоретических положений и практическими занятиями по разборке и сборке оружия, заряжанию и разряжанию, снаряжению магазинов. Знание устройства оружия в критической ситуации позволит быстро определить причину задержки и не растерявшись, самостоятельно устранить ее.
2. Преодоление негативного воздействия на психику внешних и внутренних факторов является длительной и весьма сложной задачей, и полностью преодолеть это воздействие практически невозможно.

При проведении занятий в искусственно создаваемых дискомфортных условиях возможно только определенное привыкание к внешним раздражителям и притупление внимания к ним, а это позволяет сосредоточиться на правильном
выполнении основных элементов выстрела. Поэтому обучаемые должны производить стрельбу все одновременно и не закрывать уши наушниками, ваткой, гильзами и т.п. Только в этом случае возможно привыкание к звуку своего и соседних выстрелов.
Преодолеть собственное волнение очень сложно, тем более, что в различных ситуациях оно будет различным по величине и протеканию. Общее физическое состояние человека в стрессовой ситуации помимо изменения психической деятельности организма будет характеризоваться повышенным сердцебиением и увеличенным тремором. Чем больше практика работы в таких ситуациях, тем хладнокровней будет действовать сотрудник. Данная практика у каждого человека разная. А смоделировать физическое состояние сильного волнения для всех можно путем применения силовых нагрузок перед стрельбой. Желательно добиваться того, чтобы непосредственно перед любой стрельбой (кроме контрольных стрельб и участия в соревнованиях) был выполнен следующий комплекс физических упражнений:
1 – челночный бег 30-50 м;
2 – 10-15 глубоких приседаний с прыжком вверх;
3 – 10-15 отжиманий в упоре лежа с хлопком ладонями.
После такой нагрузки будет сбито дыхание, закачены верхний и нижний пояс – потеря устойчивости обеспечена, и говорить о прицельной стрельбе не придется. Если на таком фоне сотрудник будет уверенно поражать мишени, то можно считать, что цель достигнута. Данный комплекс физических упражнений предложен авторами: Ефимовым и Е. Б., Буряком Ю. Н. в их работе «Огневая подготовка в охранном предприятии. Стрельба из служебных пистолетов и револьверов».
В стрессовой ситуации руки сами выполнят все необходимые действия в сокращенное время, практически отдельно от волевого начала. Правомерно работать на полуподсознательном уровне способны только специалисты высокого класса.
В подготовке сотрудника к стрельбе на поражение очень хорошо помогает занятие охотой на крупного зверя (кабана, лося, волка, медведя). Но если человек никогда не занимался охотой и о стрельбе имеет представление только как о виде спорта, то его необходимо обучать по методикам с психологической нагрузкой. Такие методики давно разработаны и применяются во многих зарубежных школах. Некоторые из них заключаются в выполнении упражнений со стрельбой по фотографиям и по объемным манекенам.
Например: к мишени на место головы приклеивается фотография человека, которую он должен поразить с расстояния 5-7метров. Стрельба по объемным манекенам так же вносит определенный психологический дискомфорт, который преодолевается с течением некоторого времени. После такой психологической тренировки большинство сотрудников будет способно произвести выстрел на поражение.
Подходить к таким упражнениям необходимо достаточно осторожно, чтобы не повредить психики стреляющего. Естественно, такие занятия должны оставаться в пределах тира и привлекаться к ним должны только сотрудники, имеющие допуск к применению огнестрельного оружия. [13]
Очень важно, чтобы после стрессов человек обязательно прошел курс психологической реабилитации, чтобы сбросить с себя отрицательную энергию. Накопление отрицательных эмоций, неудовлетворенности и стрессов может привести к нервному срыву, чего нельзя допускать. Поэтому всех своих сотрудников необходимо контролировать в этом плане. Лучше всего, если этим будет заниматься профессиональный психолог, причем он должен обеспечивать психологическое сопровождение в течение всей служебной деятельности сотрудника охраны. А самые простые способы психологической разгрузки – это коллективный отдых, занятие командными видами спорта, использование методов саморегуляции состояний (на примере аутогенной тренировки).
3. Формирование способности к принятию решений представляет собой процесс комплексного воздействия, заключающийся в развитии умений и навыков, знаний и убеждений.
Выработка решения на выполнение своих действий подсознательно происходит по некоторому алгоритму:
• оценка обстановки и ситуации;
• анализ возможных действий своих и противника;
• предварительная выработка конечной цели единоборства;
• выбор способа противодействия правонарушителю;
• реализация решения на психомоторном уровне.
При ведении встречного огня со стороны правонарушителя будут резко сокращаться возможности мыслительных процессов, особенно в незнакомой обстановке.
При выработке решения должны работать различные отделы мозга, отвечающие за долговременную и оперативную память, логику и анализ. К числу предпочтительных организационных форм обучения, по увеличению возможности мыслительных процессов, а также преодоления психологического барьера относятся: индивидуальные и групповые беседы; лекции; семинары; практические занятия; групповые упражнения (тренинги); деловые и ролевые игры; консультации; зачеты ; экзамены и др.

Большую пользу приносят упражнения с нестандартными фотографическими и объемными мишенями со стрельбой на различных дальностях и со сменой огневых рубежей на фоне решения условной тактической задачи. Например: поражению подлежат только цели с не знакомыми лицами; дополнительно выставляются цели, не подлежащие поражению, для поражения надо выбрать лишь те из них по номерам, непосредственно указанным перед открытием огня и т.д.
После проведения таких занятий способность к принятию решений возрастает, а сотрудник приобретает определенный навык хладнокровного принятия решения.

Таким образом, правомерность принимаемых решений и их последующая реализация будет определяться наличием прочных навыков обращения с оружием и по заложенным в подсознании алгоритмам действий.
Анализ специальной литературы выявляет негативную роль слабой подготовленности сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях. Среди них:
• грубые нарушения уставных требований и правил профессиональной безопасности;
• беспечность и бравада, нежелание экипироваться специальными средствами защиты;
• проявление неосмотрительности и несобранности;
• игнорирование очевидных признаков опасности;
• замедленная скорость реакции или принятия решения;
• излишняя самоуверенность, психологическая неустойчивость к экстремальным условиям.

Изучение отечественного и зарубежного опыта работы правоохранительных органов свидетельствует о том, что преодолению психологического барьера при применении огнестрельного оружия могут способствовать следующие алгоритмы поведения сотрудника.
Сотрудник:
• ожидает неожиданных и непредвиденных действий в любой опасной ситуации;
• руководствуется полученными знаниями, прошлым опытом и здравым смыслом;
• владеет собой, информацией, ситуацией, средствами специальной защиты и оружием;
• правильно оценивает обстановку и окружающих, знает, что необычная обстановка может служить одним из сигналов опасности;
• повышает уровень своей профессиональной подготовленности к действиям в экстремальных ситуациях;
• имеет план конструктивных действий;
• умеет предвидеть намерения и действия потенциальных противников;
• не активизирует и не провоцирует противника;
• адекватно прогнозирует развитие ситуации, а также ресурсы потенциального противника;
• всесторонне оценивает реальную обстановку и свои возможности;
• обладает уверенностью в себе, умеет слаженно и согласованно работать в команде.
Тактика преодоления психологического барьера при применении огнестрельного оружия, а также обеспечения личной физической безопасности при решении служебных задач сопряжена с определением значимых личностных качеств сотрудника, способствующих сохранению жизни и здоровья, выбором конкретных приемов действий в ситуациях возможного или реального риска.
Остановимся на личностных качествах сотрудника, которые являются приоритетными для преодоления психологического барьера при применении огнестрельного оружия, а также обеспечения личной безопасности в экстремальных ситуациях. Среди них:
• понимание цели деятельности («Я знаю, ради чего выполняю свой долг и рискую жизнью»);
• профессиональная подготовленность («Я научен, каким образом действовать и как строить свое поведение в опасной ситуации»);
• устойчивость к экстремальным факторам («Я обладаю необходимыми психологическими и физическими навыками решения задач в трудных условиях жизнедеятельности»);
• доверие к самому себе при выполнении задач профессиональной деятельности («Я выполняю поставленную задачу эффективно»);
• решительность («Я способен быстро принимать адекватные решения и правильно действовать в реальных ситуациях»);
• психоэмоциональная устойчивость («Я могу рассчитывать на свои возможности во всех ситуациях»);
• физическая подготовленность («Я обладаю достаточными физическими возможностями выполнять необходимые действия в опасных ситуациях»);
• доверие к своему оружию и специальным средствам защиты («Я знаю, что оружие и спецсредства не подведут меня в опасных ситуациях»);
• способность к согласованным совместным действиям («Мы работаем вместе, чтобы результативно выполнять поставленные задачи»);
• готовность к самозащите и защите окружающих («Я сделаю все возможное, чтобы сохранить свою жизнь, здоровье граждан и нейтрализовать возможных представителей криминальной среды»).
Общая тактика действий по обеспечению личной физической безопасности в ситуациях риска для жизни может быть представлена следующим набором поведенческих алгоритмов:
• настройся на несение службы («Отвлекись от посторонних мыслей, которые мешают тебе выполнять непосредственные функциональные обязанности»);
• проверь экипировку, индивидуальные средства защиты перед работой;
• практикуйся умело и привычно использовать оружие и специальные средства защиты в различных ситуациях;
• учитывай, что реальная обстановка искажается под влиянием стрессовых факторов;
• придерживайся заранее разработанных планов действий в нештатных условиях деятельности (включая и опасные ситуации);
• не провоцируй использование табельного оружия и специальных средств защиты;
• практикуйся в определении своего местоположения; старайся узнать точно, где ты находишься в данный момент;
• избегай спонтанного и непредсказуемого поведения в экстремальных или конфликтных ситуациях;
• при возникновении опасности для жизни и здоровья активно действуй, выбирай правильную позицию;
• проявляй бдительность и предельную осмотрительность к возможным угрозам со стороны спецконтингента;
• старайся не расслабляться в трудных и опасных ситуациях;
• принимай в расчет время запаздывания реакции, которое является определенным интервалом между мыслью и реальным действием;
• умело используй экипировку для создания преимущества в случаях угрозы своей жизни и здоровья;
• постоянно поддерживай свою физическую силу и выносливость;
• в период несения службы держи табельное оружие и специальные средства при себе;
• имей надежное прикрытие и рассчитывай на эффективную поддержку сослуживцев, прежде чем принимать решение и действовать в опасных ситуациях.

Конечная цель психологического воздействия заключается в формировании ? готовности применения оружия в стрессовой ситуации и производству при необходимости выстрела на поражение. В данном подразделе были затронуты лишь некоторые направления работы, которые позволяет начальствующему составу при творческом подходе достичь достаточно высоких результатов в обучении своих подчиненных.

В тоже время, одним из психологических барьеров, сдерживающих сотрудника охраны в применении огнестрельного оружия на поражение, могут быть его личностные установки на непричинение вреда другому человеку.
В качестве одного из приемов, преодоления психологического барьера, можно использовать элементы рациональной психотерапии. Занятия, с использованием этих приемов, проводятся с теми сотрудниками, которые отличаются гуманным отношением к осужденным в ситуациях, когда необходимо применить огнестрельное оружие на поражение. Они направлены на то, чтобы показать слушателям психическое нездоровье отдельных осужденных, отбывающих наказания за тяжкие преступления. Обратить их внимание на то, что указанная категория осужденных значительно отличается от других по социальным и психологическим параметрам. Продолжительная изоляция, предполагающая серьезные ограничения, у многих осужденных вызывает дезадаптацию на основе утраты важных для личности статуса, общественно-полезных связей, ослабления контактов с родственниками, отсутствия возможности приобщения к духовным ценностям общества. Необходимо отметить, что социальная изоляция, особенно на продолжительный срок, вызывает существенные изменения личности осужденного, влечет негативные психические и социальные последствия. В тоже время занятия, с использованием элементов рациональной психотерапии, способны предупредить о возможности совершения отдельными осужденными противоправных действий во время отбывания наказания.

При проведении учебных занятий с личным составом отдела охраны, рекомендуется использовать материалы личных дел (приговоров суда) лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях УИС области по статьям: 105 (убийство), 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 131(изнасилование), 132 (насильственные действия сексуального характера), 161 (грабеж), 162 (разбой), 209 (бандитизм).

В тоже время, хотелось отметить, что не менее ответственные задачи ставятся и перед сотрудниками Управления по конвоированию. Личному составу УК приходится действовать в условиях повышенной опасности или так называемых условиях экстремальности: обысковые мероприятия спецконтингента, охрана камер, вывод в туалет, прием и сдача спецконтингента при обменах на станциях, конвоирование и охрана осужденных, имеющих заболевания: ВИЧ-инфекцию, туберкулез и другие, возможными действиями спецконтингента связанными с захватом заложников, массовыми неповиновениями, межличностными и межгрупповыми конфликтами, сопровождающимися нарушением психоэмоционального равновесия и перенапряжения нервной системы.
В связи с этим овладение навыками применения оружия на поражение по нарушителю без «колебания» не менее актуально, чем для сотрудникой отдела охраны ИУ.

4. Заключительная часть.
В соответствии с указанием-обзором «О психологическом сопровождении сотрудников отделов охраны» (Исх. От 17.04.2006г. №15/2-82). Врид. Первого заместителя директора генерал-лейтенанта внутренней службы В. К. Краева, согласно статистическим данным НИИ ФСИН России, наибольшее количество чрезвычайных происшествий 25,2 %, связанных с гибелью сотрудников, приходится на инспекторский состав отделов охраны пенитенциарных учреждений. Именно по этому подготовка сотрудников отделов охраны должна проводиться постоянно, чтобы поддерживать их психологическую устойчивость, а также профессиональные навыки и умения на высоком уровне, и предотвратить чрезвычайные происшествия связанные с гибелью сотрудников
Занятия по огневой подготовке призваны привить устойчивые навыки гарантированного поражения цели в ограниченное время. Правовая же подготовка определит способность быстрой оценки реальной обстановки и принятия решения на правомерность применения оружия или наоборот на его неприменение. Непосредственно психологическая подготовка позволит ему уверенно действовать в состоянии сильного нервного возбуждения, и должно воспитать моральную готовность к выстрелу в противника. Результатом всего психологического обучения станут осознанные и правомерные действия сотрудника охраны в реальных условиях. Вместе с технической подготовкой можно говорить об итоге всего обучения сотрудника и его готовности к самостоятельной работе уже на профессиональном уровне.
На базе анализа результатов цикла занятий проводимых в отделах охраны можно делать выводы по подбору и расстановке кадров, планировать дальнейшую работу с личным составом по его обучению и воспитанию.
Люди все абсолютно разные, и действия любого человека, особенно в стрессовых ситуациях, могут быть совершенно непредсказуемы. По данным рукаводства отдела охраны, в подразделениях несут службу с оружием сотрудники психологически не полностью подготовленные к выполнению служебных обязанностей, в плане применения огнестрельного оружия на поражение. Этот факт позволяет говорить о необходимости повышения психологической готовности сотрудников отдела охраны к работе с оружием. Поэтому лица не имеющие доступ к оружию и допущенные к работе с ним, могут совершить действия не адекватные возникшей ситуации, которые могут привести к самым печальным последствиям. Это надо помнить руководителям любого ранга, чтобы не допустить ошибок в кадровой работе.

Очень важно создать в учреждении условия для возникновения самостоятельного стремления сотрудников к повышению своей профессиональной подготовки. Это прежде всего значит, что они должны иметь положительную мотивацию к занятиям, а именно, когда заработанная плата зависит от квалификации сотрудника. Для этого в учреждении рекомендуется проводить периодическую аттестацию, прием всесторонних зачетов, победителям спортивных соревнований вручать денежные премии и т.п. При таком подходе сотрудники, как показывает практика, стремятся пройти профессиональное обучение, повысить свою квалификацию, а в свободное от работы время попасть в спортивный зал или пойти в тир. Выиграют при такой организации профессиональной подготовки все. И руководители учреждений будут иметь профессиональные кадры, за работу которых можно быть уверенными.

• Осужденный М. , 1961 г.р.
Ст.102
Срок 15лет строгого режима.
Ранее судимый: 1). 1979 г. ст.89, 206 – 2г. условно;
2). 1982 г. ст.89 – 2г.6м. условно;
3). 1986 г. ст.206, 117 – 7 л. лишения свободы.
Неоднократно привлекался к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений, освободившись из мест лишения свободы, систематически злоупотреблял спиртными напитками, вновь совершил преступление, относящиеся к категории тяжких.
А именно: совершил убийство гр.Т., 1930 г. р., из хулиганских побуждений и с особой жестокостью.
Около часа ночи подсудимый, будучи в состоянии алкогольного опьянения, пришел к дому потерпевшей с целью приобретения спиртного. Постучав и не получив ответа, он, имевшимся у него ножом, открыл запорный крючок двери. Зашел в дом, разбудил хозяйку, которая стала ругаться и выгонять его из дома. В ответ подсудимый стал просить спиртного. Видя, что она не успокаивается и продолжает выталкивать его, он, разозлившись, нанес ей удар рукой по лицу, а затем вытащил нож из хулиганских побуждений, пренебрегая общепринятыми нормами, с использованием незначительного повода, как предлога для убийства и, действуя против престарелого лица, неспособной в полной мере оказать ему должного сопротивления, с целью совершения умышленного убийства с особой жестокостью, нанес клинком ножа два удара гр.Т. в область груди. Последняя, оттолкнув подсудимого, стала убегать, догнав ее он нанес удар ножом в спину, а когда та упала на диван, стал наносить ей удары ножом по телу. От причиненных телесных повреждений женщина испытывала длительную, мучительную боль. От полученных телесных повреждений потерпевшая скончалась на месте.

• Осужденный З., 1951г.р.
Ст. 105 ч.1, 111ч.4
Срок 18 лет строгого режима
Ранее судимый: 1). 1975 ст. 206 – 2г. л/с
2). 1979 ст. 206 – 4г. л/с
3). 1983 ст. 144 ч.2 – 4г.6м. л/с
4). 1988 ст. 144 ч.2 – 3г. л/с
Подсудимый распивал спиртные напитки в своем доме вместе с отцом и своим знакомым. Употребив большое количество спиртного, подсудимый по необходимости вышел из дома, вернувшись через некоторое время, он обнаружил, что знакомый убил его отца, нанеся ему множественные удары лезвием и обухом топора в область головы и различным частям тела.
Из мести за убийство своего отца, подсудимый выхватил топор и нанес знакомому не менее 9-ти ударов в область головы. От полученных ран и повреждений потерпевший скончался на месте происшествия. Опасаясь, что его могут обвинить в убийстве отца, осужденный З. в правоохранительные органы о совершенном преступлении не сообщил, труп отца спрятал под ступеньками крыльца своего дома, а труп знакомого попытался сжечь, т.к. тот полностью не сгорел, он его расчленил и захоронил в разных местах.
Кроме того, подсудимый позже, поссорился со своей сожительницей, подверг ее избиению, носившему для нее характер мучений и истязаний, нанеся ей не менее 25 ударов кулаками, ногами и металлическим совком в различные части тела. В результате побоев сожительница скончалась.

• Гражданин И. проживал в г. Н с сожительницей и их общим сыном 28.04.2004г.р. 23 августа 2005 г. около 18 часов гр. И. находился дома со своим сыном. К этому времени сожительница ушла из дома для реализации пуховых платков, оставив сына под присмотром И.. После ухода сожительницы И. употребил в своем домовладении бутылку самогона и, находясь в состоянии алкогольного опьянения, увидив, что сын справил естественные надобности, раздел его. В это время у И., находящегося в состоянии алкогольного опьянения, возник умысел на совершение в отношении своего сына мужеложества с использованием беспомощного состояния потерпевшего, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста. Реализуя свой преступный умысел, Ию отнес сына в жилую комнату, бросил его на кровать и осознавая, что совершает сексуальные действия с использованием беспомощного состояния сына, с целью удовлетворения своей половой страсти. И. совершил в отношении несовершеннолетнего сына акт мужеложества. Увидив, что из заднего прохода сына течет кровь, с целью сокрытия следов преступления, И. подмыл сына, после чего постирал свои трусы, одежду сына и простыню, лежавшую на кровати. Пришедшей домой сожительнице пояснил, что сын упал копчиком на камень, тем самым введя в заблуждение ее об обстоятельствах образования повреждения в заднем проходе. На следующий день, обеспокоенная кровотечением и зиянием анального отверстия сына, путаницей в объяснениях данного факта И., сожительница обратилась с заявлением в милицию. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы сыну были причинены телесные повреждения в виде надрыва кожи переходной части заднего прохода. Данное телесное повреждение могло быть причинено при введении в задний проход полового члена взрослого человека в состоянии эрекции.
• Осужденный Б., 1980г.р.
Осужден по ст. 111 ч. 4, 105 ч. 2, 161 ч. 2, 162 ч. 2,3. УК РФ на срок 24 года л/св.
Б. совершил разбой, т.е. нападение с целью хищения чужого имущества, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой, применения такого насилия, группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, с незаконным проникновением в жилище, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Он же совершил грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, с незаконным проникновением в жилище с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья.
Он кроме того, совершил убийство, т.е. умышленное причинение смерти другому человеку, лица, заведомо для него находящегося в беспомощном состоянии, группой лиц, и эти действия повлекли по неосторожности смерть потерпевшего.

• Осужденный Х., 1969г.р.

Осужден по ст. 209 ч. 2, 162 ч. 3, 222 ч. 3, 69 ч.3 УК РФ на срок к 16 годам л/св.
В феврале 1999 года в доме С-вых в селе Кр-ское, Киз-кого района собрались Х-ов, М-ов, П-ов и другие вступили в сговор, направленный на создание устойчивой вооруженной группы (банды), для совершения нападений на граждан и похищение военнослужащих.
Все указанные лица в разное время и в разных составах участвовали в совершаемых бандой разбойных нападениях на жилища граждан, сознавая, что они участвуют в составе устойчивой вооруженной группы – банды, созданной Х. и активным участником которой являлся он в совершаемых ею (бандой) нападениях.

Хозяйственная жизнь общества все более обращает свой взор на человека и все полнее учитывает его растущую роль во всех сферах жизнедеятельности. Психологи неоднократно доказывали, что от желания и умения применять достижения психологии в практической деятельности успех любого производства будет зависеть не менее чем от прогресса в технике и технологических процессах. Некоторое время назад специалиста-психолога можно было встретить лишь в стенах научных учреждений, университетов и вузов. В последние годы психология активно исследует многие сферы жизни человека, его личность и деятельность в различных аспектах общественной практики. Психологи, исследуя психические процессы, свойства психики и состояния человека, определяют его способности и возможности, стремятся понять интересы, потребности и мотивы деятельности.
Задача психологической науки заключается не в констатации фактов, а в выработке мер воздействия с целью помочь человеку эффективно трудиться, получая удовлетворение от работы и от жизни. Когда сотрудник профессионально беспомощен в анализе и регулировании человеческих поступков и отношений, а на него давит груз ответственности за решение стоящей служебной задачи, он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использованию силовых методов, домогательства, насилия, угроз и других незаконных мер. Отсутствие должной профессионально- психологической подготовленности – одна из важных причин гипертрофированной властности, формализма, нарушения законности и серьезных профессиональных просчетов. Поэтому, профессионально-психологическая подготовка сотрудника – обязательная составная часть его профессионального мастерства.
Профессионально-психологическая подготовка – особый вид профессиональной подготовки, основной целью которой является практическая подготовка к успешному преодолению психологических трудностей служебной деятельности и правильному учету ее психологических аспектов, повышающая ее интенсивность и эффективность.
Основными задачами психологической подготовки являются:
-вооружение психологическими знаниями, необходимыми для компетентной оценки и учета психологических аспектов служебной деятельности;
-развитие профессионально-психологической ориентированности личности как одного из важных компонентов профессиональных способностей;
-профессиональное развитие психологических качеств – профессиональной наблюдательности, памяти и т.д.;
-формирование умений учитывать психологические условия эффективности выполнения профессиональных действий;
-формирование умений пользоваться психологическими приемами для повышения эффективности решения профессиональных задач;
-формирование психологической устойчивости к трудностям, возникающим при решении служебных задач.
Говоря о психологии, невозможно не затронуть понятие личности. Психологическая наука проблему личности решает с позиций понимания общественной сущности человека, которая есть совокупность всех общественных отношений. Только в системе общественных отношений человек обретает свою социальную сущность. Он не может существовать и развиваться как человек вне этой системы. Особенности, свойственные обществу, так или иначе отражаются в психологических особенностях конкретных людей. Широкая социальная среда оказывает влияние на личность через среду непосредственного окружения (семья, школа, друзья, коллеги и т.д.), которая может усиливать или ослаблять это влияние, извращать его или позитивно преобразовывать. Однако психологические особенности обусловлены не только социальной системой. Человек выступает и как природное существо. Его биологическая природа остается необходимым условием его существования и развития, формирования социально обусловленных психологических свойств и качеств. Биологическое в человеке – это состояние здоровья, уровень физического развития, телосложение, рост, масса, мускульная сила, объем легких и другие показатели. Физические данные человека в немалой степени определяют его успехи в трудовой деятельности, влияют на его психическое состояние, настроение, работоспособность, развитие индивидуальных свойств личности.
Следовательно, человек – существо, включающее в себя две взаимосвязанные стороны – биологическую и социальную. Биологическое в человеке выступает как материальная основа, генетически заданные условия формирования и развития личности. Социальным в человеке является система его личностных свойств и качеств.
Понятие «личность» следует отличать от понятий «человек» и «индивид». Человек – родовое понятие, обозначающее общественное существо, представляющее собой высшую ступень жизни на земле. Индивид – понятие, обозначающее конкретного человека как единицу общества. Однако не каждый индивид является личностью, носителем социально обусловленных психологических свойств и качеств. Родившийся ребенок – индивид, но еще не личность. Взрослого человека с психической патологией в своем развитии также можно назвать индивидом, но не личностью. Личность – явление социальное, продукт развития общества, объект и субъект исторического процесса, общественных отношений. Что же такое личность с психологической точки зрения? Каковы же ее важнейшие отличительные признаки?
Под личностью в общей психологии понимается система социально обусловленных психологических свойств и качеств человека, осознающего свое отношение к окружающему, занимающегося конкретным видом деятельности и обладающего индивидуальными особенностями.
Отличительными психологическими признаками личности являются:
-сформированность психологических свойств и качеств;
-сознание, т.е. способность человека осознанно отражать окружающий мир, происходящие в нем события;
-самосознание – способность осознавать самого себя; саморегулирование, т.е. управление своим поведением и деятельностью.
-активность, проявляющаяся в конкретной деятельности. Эта деятельность может иметь большое общественное значение, и о человеке, добивающемся в ней высоких результатов, говорят как о полноценно развитой или даже выдающейся личности. Но деятельность может носить и антиобщественный характер (хищения, коррупция и др.). Тогда такого человека называют ущербной, асоциальной личностью;
-индивидуальность, т.е. неповторимое сочетание психологических особенностей, определяющих социальный облик человека и отличающих одну личность от другой. Иначе говоря, личность имеет свое лицо, свое «я», свой стиль мышления, деятельности и поведения.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.