Психологические типы


Дальнейшие шаги уже закрепляют и развивают достигнутый результат, но упор на лучшее осознание собственных свойств и действий проявляется и тут. Не будет преувеличением сказать, что самосознание – основная тема психокоррекции акцентуированных личностей, что именно оно намечает контуры последующих изменений.
Обобщенная цель может конкретизироваться психологом применительно к специфике случая. В качестве примера приведем несколько возможных направлений психокоррекционных действий:
- формирование адекватных представлений о тех социальных действиях и ситуациях, в которых человек чувствует себя наиболее уязвимым, формирование умений адекватного восприятия и анализа социальных ситуаций и мнений окружающих и продуктивного реагирования на них;
- познание своих конституциональных особенностей и нервно-психических резервов и обучение организации своего стиля жизни и деятельности в соответствии с имеющимися внутренними ограничениями;
- изменение непродуктивных способов реагирования в повторяющихся жизненных обстоятельствах за счет включения в реагирование более сильных и выносливых сторон характера;
- формирование адекватного и гибкого отношения к будущему, развитие разнообразных и содержательных ориентации на собственное будущее.
Возможно и множество других вариантов, повышающих гибкость осознания и поведения.
3.2. Специальные рекомендации (по типам)
ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП
Важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Неудовольствие может перерастать в формирование устойчивого негативного отношения педагога к такому учащемуся. Формирование жесткого негативного отношения часто может проходить незаметно для самого педагога. Ста-
35

новление устойчивого стереотипного негативного отношения облегчается за счет того, что именно гипертим больше всего чисто внешне мешает педагогу в проведении занятия. И это со временем может искаженно восприниматься как злонамеренное поведение, демонстрация со стороны ученика неуважения и неприязни к педагогу. Такая искаженная интерпретация ПРИЧИН поведения гипертима педагогом подкрепляется к тому же еще и таковой, свойственной гипертимам особенностью поведения, как недостаток чувства дистанции со старшими (по положению или по возрасту). Крайним вариантом формирования негативного отношения может быть тотальная негативная оценка педагогом личности учащегося, его поведения и причин такого поведения. В качестве примера приведем следующий факт из нашего опыта практического психологического консультирования (А.Реан, 1988). Педагогам одного из учебных заведений была предложена помощь в проведении психолого-педагогической коррекционной работы с учащимися. Однако, в силу ограниченности возможностей, мы попросили их включить в список для психологического консультирования только тех учащихся, которые оценивались бы педагогами как «очень трудные», как даже имеющие криминальный потенциал и вызывающие чрезвычайную тревогу педагогов. Из восьмисот (!) учащихся было отобрано педагогами только двадцать таких «особых», по их мнению. Последующая наша работа с ними показала, что все 100% из них оказались гипертимами. Но при этом у многих из них не было обнаружено каких-то дополнительных факторов делинквентного поведения, кроме характерной для гипертимов неусидчивости, недисциплинированности и вообще повышенной активности.
Все вышесказанное ставит перед практическим школьным психологом одну специфичную задачу. В целях предупреждения формирования у педагогов устойчивого негативного отношения к учащемуся-гипертиму, психологу целесообразно проводить кор-рекционную работу не только с учащимися, но и с самими педагогами. Практика показывает, что часто эффективным оказывается уже только разъяснение педагогу сущности, особенностей и механизмов гипертимного поведения. При этом следует особо акцентировать внимание, что основой недисциплинированности и неусидчивости (а также иных аналогичных поведенческих реакций) является определенная характерология, но не негативная учебная мотивация. А тем более не негативное, неприязненное отношение учащегося к педагогу.
36

При работе с гипертимами педагогам следует иметь в виду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуации строгой регламентации, жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля. В таких ситуациях повышается вероятность не только нарушения дисциплины со стороны учащегося, но и вероятность вспышек гнева и конфликта с педагогами (воспитателями, родителями).
Делинквентность гипертимов обусловлена скорее не четко выраженными антисоциальными установками, а легкомыслием, гиперактивностью, реакцией-группирования и склонностью к риску. Однако эти «легкие» причины обуславливают все-таки достаточно высокий риск делинквентного поведения среди гипертимов. По данным А.Личко, гипертимный тип входит в пятерку наиболее «рискованных» с точки зрения делинквентности. А вместе с близким ему по проявлениям неустойчивым типом, они прочно занимают лидирующее положение по этому критерию (А.Личко, 1983). По нашим данным, гипертимный в совокупности с неустойчивым типом (в своем исследовании мы не дифференцировали два этих близких характера) являются наиболее значимыми факторами риска делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями. В группе подростков-делинквентов, состоящих на учете за совершение различных правонарушений, гипертимная и неустойчивая акцентуация составляют 76% (А.Реан, 1991).
Гипертимный субъект позволяет психологу легко устанавливать с ним контакт. В процессе психокоррекции следует воздерживаться от директивных методов. Особое внимание следует обращать на удержание дистанции, достаточной для поддержания продуктивного взаимодействия.
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП
Главной особенностью при демонстративной акцентуации является жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм, желание выделяться, быть в центре внимания. Эта особенность обуславливает как само поведение демонстративного акцентуан-та, так и особенности психолого-педагогического взаимодействия с ним.
Подчеркнутое игнорирование такой личности, проявление в активной форме позиции «ты ничем не выделяешься на общем фоне» является исключительно сильной мерой воздействия. Однако реакции на такую позицию могут быть самыми различными:
37

от гиперактуализации потребности выделиться до аффективного взрыва, установления резко отрицательного отношения к лицу, от которого исходит идея игнорирования и усреднения. Гиперактуализация демонстративной потребности может выражаться на поведенческом уровне даже в форме демонстративного суицида или демонстративной делинквентности. Т.е. потребность привлечь к себе внимание, выделиться может привести к попытке самоубийства (как правило, демонстративной) или к словесным угрозам этого. Что касается делинквентности, то действительно возможным мотивом противоправного поведения может стать желание привлечь к себе внимание, когда это не удается сделать иным образом. Однако чаще эта проблема решается через фантазирование или самооговоры, в том числе и в плане собственных криминальных наклонностей (способностей), а также якобы совершенных когда-то противоправных действий.
Следует быть осторожным в «разоблачении» фантазий, выдумок демонстративных акцентуантов. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана («он не такой, каким себя представлял») часто является невыносимой для демонстративной личности. Реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные:
попытки суицида, побеги из дома, уходы из школы, попытки превратить выдумку в реальность любым способом.
Что касается распространенности демонстративной акцентуации среди делинквентов, то данные на этот счет неоднозначны. По одним исследованиям, демонстративные акцентуанты достаточно широко представлены в группе делинквентов – 52%, и занимают по этому критерию третье место (А.Личко, 1983). По другим данным, доля демонстративных акцентуантов в группе делинквентнов незначительна – менее 10%, что не позволяет говорить об этом виде акцентуации как особо делинквентном (А.Ре-ан, 1991).
В процессе психолого-педагогической и психокоррекционной работы с демонстративными акцентуантами-девушками целесообразно ненавязчиво и тонко выходить на иной аспект проблемы. А именно на проблему виктимного поведения и, следовательно, на вопрос о риске оказаться включенным в криминальную ситуацию, но уже в качестве жертвы. Следующий фрагмент из материалов проведенной нами судебно-психологической экспертизы по делу об изнасиловании шестнадцатилетней Н. достаточно хорошо разъясняет сказанное (А.Реан, 1990). В процессе психологического исследования личности потерпевшей и анализа ситуа
38

ции, кроме всего прочего, было установлено следующее. Характерными чертами Н. являются демонстративность поведения и эгоцентризм. У нее диагностируется акцентуация характера исте-роидного типа (по А.Личко). Однако известно, что для данного типа акцентуаций эгоцентризм может с наибольшей силой проявляться как раз в сфере сексуальных реакций – через демонстративное поведение, афиширование своих реальных и мнимых связей, через самооговоры в целях привлечения к себе внимания окружающих. С учетом этих моментов был проведен анализ поведения Н. в ПРЕДКРИМИНАЛЬНОЙ ситуации. Гуляя с двумя своими подругами вечером, около 23 часов, Н. встретила своего знакомого – семнадцатилетнего Г., учащегося ПТУ. Всем своим поведением в процессе завязавшейся беседы Н. пыталась демонстрировать свою «взррслость», большую опытность по сравнению с подругами в общении с юношами. Ей было лестно, что именно ей в присутствии еще двух девушек Г. предложил покататься с ним на мотоцикле, и она охотно на это согласилась. Поведение Н. стало иным, как только они оказались наедине – вдвоем, в поле, вдали от жилого массива. И это естественно, ведь «девушка легкого поведения» – всего лишь ситуативный имидж Н., причем эта демонстрация была рассчитана не столько на Г., сколько на подруг Н. На предложение Г. вступить с ним в половую связь Н. ответила отказом, просила ее не .рогать, отвезти домой. Угрозами совершить насилие в различных извращенных формах Г. подавил сопротивление Н. и совершил насильственный половой акт. Таким образом, эгоцентризм Н., демонстративность поведения и жажда внимания определили ее виктимное поведение в предкри-минальной ситуации, которое могло оказать стимулирующее (или провокационное) воздействие на поведение совершившего насилие семнадцатилетнего Г., на все дальнейшее развитие криминогенной ситуации.
В процессе психокоррекционной работы психологу для установления контакта с демонстративным типом необходимо дать ему почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. В дальнейших отношениях с ним приходится придерживаться потворствующей гиперпротекции. Положительные оценки, поощрения должны даваться избирательно – только за реальные достижения и способности. В процессе психокоррекции следует стремиться к тому, чтобы акцентуант больше рассказывал о других, подводить его к осознанию отрицательных сторон претенциозной демонстративности.
39

ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП
Главной особенностью этого типа является застревание аффекта, высокая устойчивость и длительность эмоционального отклика, обидчивость. В связи с этим необходимо учитывать, что, даже случайно обидев, неправомерно «задев» такого учащегося, педагог может надолго потерять с ним личностный контакт. Потеря контакта и застревание на обиде может сказаться не только на личностных взаимоотношениях, но и на отношении к предмету, на учебной успеваемости.
Установлено, что отношение к предмету («люблю – не люблю», «нравится – не нравится») опосредовано отношением ученика к учителю. Долгое время считалось, что зависимость отношения к предмету от отношения к учителю характерна в основном для учащихся более младших классов: начальная школа и 5-7 классы средней школы. Однако наши исследования показали, что эта зависимость сохраняется как в старших классах, так и даже в высшей школе. Отношение к преподавателю входит в первую тройку значимых факторов, обусловливающих привлекательность предмета (А.Реан, 1987).
Устойчивость аффекта и обидчивость у застревающего акцен-туанта во взаимоотношениях со сверстниками проявляется аналогичным же образом. Однако в данном случае негативное изменение личного отношения часто сопровождается вынашиванием плана мести, ответа обидчику. Эта месть может быть достаточно тонкой и достаточно отсроченной по времени.
Психопедагогическая коррекция может идти в двух направлениях. Первое – учет педагогом личностных особенностей застревающего акцентуанта в процессе взаимовоздействия (общения и деятельности) с ним. Что допустимо или даже целесообразно в отношении других учащихся, может быть совершенно недопустимым в отношении застревающих.
Второе направление – психопедагогическая коррекция личности, системы установок и поведения самого застревающего акцентуанта. Эта работа может проводиться «вообще», без конкретного повода, в виде спонтанных бесед при любом удобном случае. Иногда несущие коррекционный потенциал фразы, мысли могут быть обращены как бы и не к самому акцентуанту, а к группе в целом. Они могут проходить, например, в виде общих рассуждении о нецелесообразности длительных обид, мстительности уже
40

хотя бы с точки зрения разрушения нервно-психического и соматического здоровья самого обижающегося. Здесь есть много вариантов воздействия: от эмоционально-суггестивного, внушающего, до рационального разъяснения, с опорой на научные факты.
Работа по психопедагогической коррекции застревающего акцентуанта может проводиться не только «вообще», но и по конкретному поводу, по конкретной ситуации обиды, застревания аффекта. В этом случае, конечно, требуется особое мастерство и осторожность, т.к. личность находится в «остром» состоянии. Воздействие на этом этапе чрезвычайно желательно, т.к. собственно помощь педагога и психолога такому акцентуанту во многом и состоит в ускорении его выхода из «застревания». Психопедагогическая коррекция в данном случае носит ситуативный характер и связана с коррекцией отношения личности к конкретной ситуации, к конкретному человеку. Если при этом ситуативная коррекция опирается и на вышеуказанные общие стратегии коррекции личности, то она вносит свой вклад в общее повышение устойчивости личности и социальной адаптации застревающего акцентуанта.
Распространенность застревающей акцентуации в группе де-линквентов не так уж высока, хотя все-таки заметна. Среди различного типа акцентуаций характера застревающая занимает в группе делинквентов 5-6 ранговое место и составляет 24% (А.Реан, 1991). Более тревожным нам представляется другой факт. И связан он с тем, что педагоги плохо замечают в своих учащихся этот тип акцентуации. По нашим данным, в 83% случаев педагоги не замечают, не обращают внимания на выраженную застревающую акцентуацию личности (А.Реан, 1991). Этот факт, возможно, особо тревожен потому, что касается он учащихся с асоциальной направленностью, с девиациями поведения, с выраженной социальной дезадаптацией и с делинквентным поведением.
эмотивный тип
Во взаимодействии с эмотивным подростком чрезвычайную важность приобретают эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная отзывчивость педагога. В силу того, что потребность в сочувствии и сопереживании у них актуализирована и ярко выражена, соответствующее эмпатийное поведение педагога оказывается чрезвычайно желательным. Эмоциональной отзывчивостью, сочувствием и сопереживанием в данном случае
41

можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и отчаянными усилиями. Как правило, проявление эм-патии педагогом ведет к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений с эмотивной личностью. Однако следует учитывать чрезвычайную эмоциональную чувствительность эмотивных акцентуантов и, вследствие этого, высокую изменчивость их настроения. Фальшь, а тем более безразличие и черствость, эмотивные личности чувствуют чрезвычайно тонко и быстро реагируют на это изменением отношения и поведения.
Как это ни странно, доля эмотивных акцентуантов в группе делинквентов достаточно высока и составляет величину порядка 36% (А.Реан, 1991). Аналогичные цифры дают и авторы других исследований, в которых доля эмотивных (терминологическое соответствие – «лабильных») акцентуантов составляет 36% (А.Личко, 1983).
Однако особо негативным и тревожным представляется нам другой факт. А именно то, что, как показывают наши исследования, именно эмотивные пики в характере подростка остаются незамеченными педагогами чаще всего или даже во всех 100% случаев. Иначе говоря, педагоги не замечают в подростке-делин-квенте таких особенностей, как повышенная чувствительность и впечатлительность, которые характерны для эмотивного типа. Этот факт тревожен потому, что именно эмотивные подростки нуждаются в сочувствии и сопереживании в наибольшей степени Именно эти подростки наиболее чувствительны к тому, что «их не понимают», именно они наиболее остро реагируют на различные «проколы» в педагогическом общении. Этот факт тревожен еще и потому, что значительное число подростков-делинквентов, как показывают исследования, проходят через эмоциональную депри-вацию. Но эмоциональная депривация сама по себе часто может являться одним из пусковых механизмов делинквентности. Для эмотивных же подростков эмоциональная депривация может иметь особо негативные последствия. И наоборот, наличие эмоционального контакта педагога с таким подростком может дать чрезвычайно положительные результаты. В целом мы полагаем, что не случайно чаще всего педагоги не замечают в подростках-делинквентах именно эмотивности. Нам представляется, что здесь имеет место блокирование адекватного познания педагогом личности подростка за счет действия определенного стереотипа подростка-делинквента (А.Реан, 1990, 1991).
42

ВОЗБУДИМЫЙ ТИП
Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с возбудимым акцентуантом полностью обусловлены его особенностями. Главными из них являются не рациональность, а импульсивность поведения; его обусловленность влечениями и неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия это проявляется как крайне низкая терпимость. Знание этих особенностей педагогом и их антиципация, готовность к проявлению соответствующих им поведенческих реакций, уже само по себе имеет позитивное значение. Такая готовность может играть роль превентивного фактора, и таким образом предупреждать возможные срывы педагога по типу: «импульсивность – на импульсивность», «нетерпимость – на нетерпимость».
Поэтому важной задачей психологической службы является не просто диагностика возбудимых акцентуантов, но и соответствующее информирование педагогов. При этом наиболее целесообразно проводить повышение психологической компетентности педагогов относительно возбудимой акцентуации не вообще, а решая конкретную психолого-педагогическую задачу, проводя анализ личности и поведения конкретного учащегося.
Что касается формирования готовности у педагога к проявлению неконтролируемых побуждений, импульсивности и агрессивности возбудимого акцентуанта, то эту задачу педагог может решить лишь сам. Для ее успешного решения необходима работа по самокоррекции некоторых своих личностных установок и привычных поведенческих реакций. По существу это работа по самосовершенствованию, повышению уровня своего профессионализма. Психолог может здесь только помочь педагогу в формировании соответствующих мотиваций, а также в обучении некоторым методам саморегуляции и техникам эффективного общения
Возбудимый тип акцентуации является явным фактором риска делинквентного поведения. По данным А.Личко, он (терминологическое соответствие – «эпилептоидный») занимает второе место по частоте делинквентности среди всех типов акцентуаций (А.Личко, 1983). По нашим данным, возбудимой акцентуации принадлежит третье место (36%) по распространнености в группе делинквентов (А.Реан, 1991). На этом фоне то, что в 56% случаев, как показывают наши исследования (там же), педагоги не замечают в личности возбудимой акцентуации, представляется слишком большой величиной. Возбудимый тип является не только одним из наиболее часто встречающихся среди делинквентов
43

Дело в том, что именно возбудимые акцентуанты чаще всего «дают» насильственные деликты, которые наиболее опасны с социальной точки зрения и имеют, кроме того, наиболее суровые правовые последствия.
Психологу в психокоррекционной работе следует учитывать, что контакт с возбудимым акцентуантом легче установить вне периодов аффективного напряжения. В беседе с ним следует быть обстоятельным и неторопливым. Необходимо дать выговориться Обсуждая качества акцентуанта, следует касаться отрицательных качеств очень осторожно и только после того, как проявлено внимание и оценка его положительных качеств Не следует давать оценку отрицательных качеств, позиция психолога должна быть нейтральной. Следует показать, какой вред эти качества могут принести ему, убедить приучать себя уходить от раздражающих ситуаций.
ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЙ ТИП
Особенности взаимодействия с ним зависят от фазы. Во время подъема установление контакта происходит так же как и с гипертимным типом.
Во время спада этот тип особенно нуждается в психологической и эмоциональной поддержке. Элементарной задачей психолога будет вселить уверенность, что за спадом обязательно последует подъем, что причина этого на самом деле заключена не в собственной личности и не в отношении окружающих или фатальных обстоятельствах, а в особенностях конституции организма, к которым можно и нужно относиться спокойно.
ТРЕВОЖНЫЙ ТИП
Важнейшей особенностью типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач. Характерны настороженность перед внешними обстоятельствами и при контактах с людьми. Все это и обуславливает особенности взаимодействия с тревожным акцентуантом. Этот тип труден для контакта. Разубеждение происходит медленно. Для установления контакта зачастую полезно затрагивать сферы, в которых акцен-туант стремится к гиперкомпенсации. В отношении этого типа следует придерживаться недирективных методов психокоррекции: многократные продолжительные беседы, подробный разбор фактов и ситуаций, опровергающих убежденность в неполноценности и мнительную тревожность в неблагоприятном отношении окружающих.
44

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ’
Акцентуант – акцентуированная личность; субъект взаимодействия, обладающий какой-либо акцентуацией характера.
Анамнез – совокупность сведений, имеющих отношение к развитию заболевания больного, формированию его личности и настоящего состояния.
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.
Викгимное поведение – поведение, ставящее самого субъекта в положение жертвы и провоцирующее совершение в отношении себя противоправных действий.
Гиперкомпенсация – деятельность осознанно или неосознанно направляемая на развитие именно тех сторон личности, в отношении которых человек чувствует наибольшую уязвимость
Делинквент – правонарушитель, преступник; термин применяется в основном для характеристики несовершеннолетних правонарушителей.
Интеллектуальная недостаточность – заметное снижение некоторых умственных способностей ,’идивида до уровня, когда оно начинает оказывать негативное влияние на успешность социально-психологической и социально-культурной адаптации. Интеллектуальная недостаточность проявляется неравномерно. Некоторые способности, в основном связанные с выполнением конкретных операций (счет, память и т.д.) могут оказаться сохранными, а способности к установлению закономерностей, обобщению и к другим сложным способам анализа действительности зачастую бывают снижены в первую очередь.
Компенсация – совокупность осознанных и неосознанных действий, направленных на развитие таких сторон, черт личности, .способностей и т.д., которые могли бы как-то «заменить» недостаточное развитие другой стороны. Субъективное ощущение сла-
Примечание: Поскольку встречающиеся в руководстве термины зачастую имеют довольно широкое психологическое значение, в определениях мы акцентировали внимание преимущественно на имеющие отношение к описываемым явлениям аспекты.
45

бости и уязвимости в отношении какой-либо стороны личности снимается усилением других сторон личности, «прикрывающих» уязвимые места.
Психогенный – в противоположность соматогенным причинам того или иного заболевания, под которым подразумевают некоторые органические, инфекционные и другие внешние воздействия на организм. Психогенные факторы приводят к нарушениям, состояниям и заболеваниям как психическим, так и соматическим посредством сугубо психологических и социальных влияний. К психогенным воздействиям можно отнести психологические травмы, чрезвычайные нервно- психические нагрузки, условия неправильного воспитания, неразрешимые внешние конфликты и т.п.
Психопатия – патология характера, заключающаяся в развитии патологических свойств характера под воздействием как наследственных факторов, так и факторов воспитания в ранние периоды жизни. Патология свойств характера пролонгирована на значительную часть жизни и практически необратима. При психопатиях в отличие от акцентуаций наблюдается нарушение социальной адаптации. Осознание болезненности своего состояния значительно хуже. Коррекция психопатии сильно затруднена.
Психотическое состояние – временное расстройство психики, проявляющееся в искажении или сужении сознания, ухудшения самоконтроля, возможном появлении бреда, галлюцинаций.
Суицид – (от англ. suicide – самоубийство) – акт самоубийства.
ЭхЛпагия – постижение эмоционального состояния другого человека, способность к сочувствию и сопереживанию.
Эндогенный – внутренне обусловленный. Эндогенное развитие каких-либо качеств представляет собой развитие, обусловленное либо наследственными факторами, либо особенностями внутриутробного периода, либо особенностями раннего периода жизни индивида.
46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битенский B.C., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков. В журн. «Психол. журн.», 1991, N4, с.87-93
2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976
3. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978
4. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. В журн.: «Вопросы психологии», 1990, N 4, с.83
5. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Методика исследования. СПб, 1992
6. Лабораторный практикум по курсу «Психологические основы контрпропагандистской работы с молодежью». – Уфа, 1986
7. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989
8. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. – Л., 1991
9. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985
10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983
11. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. Киев, 1978
12. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М., 1990
13. Реан А.А. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании. В журн.: «Психологический журнал», 1990, N 2, с.74-81
14. Реан А.А. Характерологические особенности подростков делинквентов. В журн.: «Вопросы психологии», 1991, N 4, с.139-144
15. Труды ПНИИ им.В.М.Бехтерева, 1973, т.66
16. Leonhard К. Akzentuierte PersonUchkeiten. Berlin, 1968
17. Schm/eschek H. Fragebogen zur Ermittlung akzentuierter Personlichkeiten. In: «Psychiatr., Neurol u med. Psychol.», 1970, 10, 378
47

ПРИЛОЖЕНИЯ
Инструкции испытуемому (опросник ПДО)
Инструкция к 1-му исследованию
Перед Вами текст опросника, разбитого на 25 разделов. Каждый раздел содержит от 10 до 19 утверждений. Вам следует в каждом разделе выбрать наиболее подходящее для Вас утверждение и отметить соответствующий номер в ответном бланке, перечеркнув его крест-накрест. Каждому разделу соответствует в ответном бланке своя колонка цифр с тем же номером, в которой цифры обозначают варианты ответов. Если в каком-либо разделе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать 2-3 выбора, но не более. В разных разделах можно делать неодинаковое число выборов. Если ни один из выборов в каком-то разделе Вам не подходит, разрешается не делать выбора В этом случае в ответном бланке отмечается номер О
Инструкция ко 2-му исследованию
Вам следует повторно просмотреть все разделы и выбрать в каждом утверждение, которое наиболее для Вас НЕ подходит. Разрешается делать несколько выборов в каждом разделе, но не более 3-х Номера соответствующих выборов отмечайте в ответном бланке N 2. Разрешается не делать выбора в отдельных разделах – в ответном бланке отмечается номер О

Инструкция испытуемому (к опроснику Смишека)
Предлагаем Вам ответить на приведенные ниже вопросы. Нас интересует лишь Ваше мнение по каждому вопросу. Поэтому отвечайте сразу, не задумываясь. Помните, что правильных или неправильных ответов здесь нет. Вы можете ответить лишь «да» или «нет». Других вариантов ответов нет. На самом опроснике ничего писать не следует. Свой ответ отмечайте в ответном бланке, поставив крестик в окошке «да» или «нет» напротив цифры, соответствующей номеру вопроса.

Одним из направлений повышения эффективности воинской деятельности в современных условиях значительного сокращения численности армии и флота, не-дофинансирования военного бюджета, возрастания политической, социально-экономической напряженности в обществе, снижении качества и количества при-зывного контингента является восстановление интенсивности боевой подготовки, боеспособности войск.
Чрезвычайно велика роль в этих процессах личности воина, который вы-полняет задачи военной службы. Для выполнения которых необходимо как можно полнее использовать потенциал военнослужащих, учитывать индивидуальные отли-чия, находить все более новые способы адекватного “перевода” их потенциальных возможностей в высокие практические результаты.
Немаловажно и то, что в современных условиях, когда в обществе традици-онно устойчиво в последние 7-10 лет негативное отношение к военной службе и ярко выраженной фобии армейской жизни, возрастает стрессогенность самого при-зыва на военную службу, а как следствие трудности молодых воинов при первичной адаптации, включении их в жизнедеятельность войск, принятии норм и правил ар-мейской жизни.
Сложным и негативным фактором сегодня является значительная ассоци-альность и, зачастую, криминогенность призывного контингента, снижение уровня общеобразовательной подготовки призывной молодежи. Среди призванных весной 1997 года в ВС РФ состояли на учете в милиции за различные правонарушения до 8%, регулярно употребляли спиртные напитки до 12%, пробовали наркотики около 8%, ранее имели судимость около 6%, 3 из 4 них проживали в крупных городах .И хотя для улучшения качественных характеристик личного состава с осеннего призы-ва 1997 года на военную службу не будут призываться лица, ранее имевшие суди-мость, обстановка вряд ли кардинально изменится.Низок и образовательный ценз молодежи. Среди призванных осенью 1997 года имели законченное среднее обра-зование – 70%, начальное-5%, не работали и не учились до службы 23%.
К этому необходимо добавить то, что служба в армии сопряжена со значи-тельными физическими и психологическими нагрузками негативные качества чело-века часто проявляются именно под воздействием этих, зачастую, экстремальных условий.
Нельзя не учитывать значительное ухудшение общего состояния здоровья призывников, что объясняется как экологическими, так и социально – экономиче-скими и демографическими проблемами РФ в целом. Так, на военном учете на 1.01.97 г. находилось 19,7% юношей, не подлежащих призыву на законных основа-ниях – 80,3%. Каждый третий получил отсрочку по состоянию здоровья, а годными к службе с незначительными ограничениями признаны – 40%.В целом здоровье 15-17 – летних за последние 5-7 лет ухудшилось: по общей заболеваемости – на 36,2%; по функциональным отклонениям – на 20,8%; по хроническим заболеваниям – на 74,8%;в 11 раз выросла заболеваемость сифилисом1.
Как результат воздействия этих факторов – рост правонарушений в войсках, тяжелая психологическая обстановка в подразделениях, увеличение суицидальных попыток, массовых расстрелов и немотивируемых преступлений.
Изучение дел в подразделениях охраны МВО во время войсковой стажи-ровки показывает, что не все офицеры знают и учитывают особенности призывного контингента, их индивидуальные отличия, влиящие на эффективность деятельности, не обладают необходимыми навыками работы по оказанию психологической помо-щи молодым воинам по адаптации к военной службе, повышению их успешности в повседневной деятельности.
Одной из важнейших причин, определяющих поведение военнослужащего, является его характер, включающий биологическую, социальную, психологическую составляющую, имеющий индивидуальные и типологические свойства, следова-тельно от характера во многом зависит поливариантность поведения военнослужа-щего. Для структуирования характерологических особенностей личности разрабо-таны и существуют различные подходы к его типологизации. Одним из таких на-правлений является типология на основании акцентуированных черт.
Акцентуация, как составляющая характеристики характера, является опре-деляющей при проявлении тех или иных черт личности, их интенсивности, влиянии на эффективность деятельности. Крайнее их проявление граничит с патологией поведения, а по сему крайне важно выявление, изучение и помощь тем военнослу-жащим, которые имеют акцентировано заостренный характер.
Одной из наиболее представленных акцентуаций характера и влияющих, как показало обследование молодого пополнения в в/ч 83420 летом – осенью 1997 года, на эффективность деятельности, является застревающая. Такие военнослужа-щие, как правило, склонны к сильным, слабогаснущим аффектам, повышенному эгоизму, злопамятны, мстительны, легкоуязвимы и имеют значительные проблемы в общении, у них низка отдача в службе, часто эффективность деятельности. Психо-диагностика и психологическая помощь затруднена закрытостью и негативным отношениям к любым попыткам коррекции их поведения.
В современной отечественной психологии проблема черт личности, харак-тера, акцентуаций и особенности психотерапевтической работы представлена в ра-ботах психологов: Авдеева В.В., Алекстровского Ю.А., Аракелова Г.Г., Анцыферо-вой Л.И., Братусь Е.П., Венгер А.Л., Воробьевой Л.И., Выготского Л.С., Ганнушки-на П.Б., Государева Н.А., Жарикова Е.С., Заваловой Н.Д., Зейгарник Б.В., Ильина Е.П., Кудрявцева Т.В., Климова Е.А., Крау Э., Кочеткова В.В., Лабистрова О.С., Личко А.Е., Лебедева В.И., Орлова Ю.М., Сухарева Н.В., Спивак Л.И., Собчик Л.Н., Соколовой Е.Т., Скотниковой И.Г., Тюкова А.Л., Пономаренко В.А., Шадри-кова В.Д., Шишковой Н.Р. и др.
В отечественной военной психологии проблемы характера, акцентуации, установок личности, изучения столкновения интересов в социальном взаимодейст-вии военнослужащих, их адаптации к условиям военной службы, управления про-цессами повышения эффективности деятельности, оказания психологической помо-щи разработаны в работах и научных публикациях: Анцупова А.Ю., Боенко А.В., Буянова В.И., Елбаева Ю.А., Корчемного П.А., Королюк Н.И., Конюхова Н.И., Махиня С.В. , Полянского М.С., Сенокосова Ж.Г., Утлик Э.П., Федотова А.Ю., Федотова В.В1 .
Активно, глубоко и целенаправленно проблема акцентуаций характера раз-работаны и отражены, в той или иной мере, в работах, теориях и прикладных мето-диках зарубежных психологов К.Леонгарда, З.Фрейда, У.Шелдона, К.Юнга, Ф.Джордано, К.Хорни, Э.Кречмера, Э. Берна, В.Райх, О.Фенихел, Г.Блюма, А.Лоуэна, О.Крегера, Дж.М.Тьюсона, К.Роджерс, Н.Роджерс,Шон Мак Ниффа и др.
Направления проводимых исследований в этой области достаточно разно-образны: сущность акцентуации, соотношение акцентуаций характера и темпере-мента, направленности, акцентуации и патологии, понятие нормы и уровня акцен-туированности характера, взаимосвязь и взаимовлияние двух и более акцентуаций, взаимодействие акцентуации с психогенными факторами среды, психотерапевтиче-ское взаимодействие с клиентом, эффективность деятельности акцентуантов, их адаптация к новым видам деятельности, специфика проявления в различных ситуа-циях отдельных видов акцентуаций, межличностное взаимодействие в группе, ди-намика проявления акцентуированности под воздействием негативных и позитив-ных факторов, комплексный подход к работе с акцентуантами и пр.
Актуальность избранной темы обусловлена, таким образом тем, что в со-временных условиях необходимо в поливариантности поведения выделять типиче-ские проявления характера с целью организации эффективной работы ,но в то же самое время полнее учитывать индивидуальные характерологические особенности молодых военнослужащих и оказывать им необходимую психологическую помощь. Это выдвигает перед войсковыми психологами следующие задачи:
- глубокого изучения индивидуальных особенностей молодых воинов, в том числе и их характерологические особенности, специфику их проявления в армейской жизни;
-правильное представление о психологических особенностях акцентуиро-ванных военнослужащих;
-учета индивидуально – психологических особенностей данной категории военнослужащих при выборе форм, методов, способов работы с ними, повышение уровня и качества психологической помощи.
Объектом исследования являются молодые военнослужащие с застре-вающей характерологической акцентуацией.
Предмет исследования – психологическая помощь молодым военнослу-жащим с застревающей характерологической акцентуацией методом групповой клиентоцентрированной психотерапии.
Цель данной работы – определить основные психологические особенности молодых воинов с застревающей характерологической акцентуацией и выявить основные условия оказания и разработать методику психотерапевтической помощи таким военнослужащим с целью повышения эффективности их деятельности в рамках адаптации к военной службе.
Поставленная цель исследования реализуется путем решения следующих основных задач:
1. Анализ основных подходов к типологизации характера, понятия акцен-туации, социально – психологических причин ее возникновения и динамику разви-тия;
2. Изучение психологических особенностей военнослужащих с застреваю-щей характерологической акцентуацией, выявление факторов влияющих на их ди-намику, выделение типологических характеристик личности, особенностей их про-явления и влияния на эффективность ее деятельности;
3. Выявление основных психологических проблем молодых воинов с за-стревающей характерологической акцентуацией и возможности оказания им психо-логической помощи; обоснование и разработка методики оказания психологической помощи акцентуированным военнослужащим.
В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что моло-дые военнослужащие с застревающей характерологической акцентуацией имеют, как правило, низкую эффективность воинской деятельности и ее уровень зависит от индивидаульных особенностей, уровня самоактуализации, условий жизнедеятельно-сти, сочетания и взаимовлияния акцентуированных черт, социально – психологиче-ских характеристик личности, что проявляется в их поведении, регистрируется с помощью соответствующих методик и может корректироваться. Наиболее эффек-тивным способом психологической помощи таким военнослужащим является ис-пользование военным психологом метода групповой клиентоцентрированной психо-терапии.
Своевременно оказанная психологическая помощь позволит повысить дей-ственность воспитательной работы, выполнить современные требований к уровню боевой подготовки, воинской дисциплины, эффективности деятельности.
Методологическую базу исследования составили положения К.Леонгарда об акцентуациях характера, о сущности и детерминированности связей акцентуаций и факторов среды; идей К.Роджерса и Н.Роджерс о принципах клиентоцентрирован-ной психотерапии, разработках военных психологов о специфичности в оказании психологической помощи военнослужащим.
Исходя из целей и задач исследования дипломная работа состоит из: введе-ния, 3-х глав, заключения, списка источников, используемой при работе и литера-туры, приложений.
Основной источник исследований – банк данных, собранных автором с помощью инструментария (см.приложения 1-4).Тестовый опрос респондентов про-водился по схеме комбинированной выборки, в котором приняло участие 144 моло-дых военнослужащих. Экспертный опрос осуществлен 7-х экспертов из числа ко-мандиров взводов 1,2 сб в/ч 83420 МВО. Данный объем выборки опрашиваемых позволил автору сделать вполне репрезентативные выводы по исследуемой пробле-ме.Исследования проводились в 3 этапа:
Первый: июнь 1997 г.- первичный опрос личного состава, разработка гипо-тезы, обобщение независимых характеристик.
Второй: ноябрь 1997 г. – январь 1998г. – проведение констатирующего и формирующего эксперимента (контрольная и экспериментальная группа) с помо-щью подобранных методик.
Третий: январь – февраль 1998 г.- осуществлялось обобщение и систе-матизация , обработка накопленного эмпирического материала, разработка, оформ-ление опытно – экспериментальной программы, формирование выводов и практиче-ских рекомендаций для оказания психологической помощи военнослужащим с ярко-выраженной акцентуацией. На этом этапе применялись методы систематизации и машинной обработки исследований. Для решения теоретико – психологических и практических задач исследования и обработки психологичеких данных использо-валась ПЭВМ (СУБД “Ребус”, программа “Статграфик”).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Выявлены психологические черты молодых воинов с застревающей ха-рактерологической акцентуацией , особенности взаимосвязей характерологических черт, их влияние на эффективность воинской деятельности.
2. Определены особенности психологической помощи военнослужащим с застревающей характерологической акцентуацией: необходимость формирования функциональной системы регуляции поведения не компенсаторного характера, а детерминационного; побуждение военнослужащих к самосознанию, самопонима-нию, использованию потенциала переживаний и эмоций в личностном росте; лично-стный рост имеет место в безопасном, подддерживающем окружении.
3. Предложена психологически обоснованная модель психологической по-мощи молодым воинам с застревающей характерологической акцентуацией.
Практическая значимость исследования:
1. Знание офицерским составом и психологами психологической сущности акцентуации военнослужащих с застревающим типом, их развития и проявления в условиях военной службы способствует успешному изучению личности военнослу-жащего.
2. Выявленные психологические особенности с молодыми воинами с за-стревающим типом акцентуации позволяет более целенаправленно строить процесс воспитания и боевой подготовки с данной категорией военнослужащих.
3. Высокая подготовка, навыки работы психолога части обеспечивает эф-фективное включение молодых воинов в жизнедеятельность части (подразделения).
Апробация и внедрение материалов исследования: основные положения дипломной работы использовались автором при подготовке и проведении психоте-рапевтической работы в в/ч 83420 МВО, в/ч 3641 ВВ МВД РФ, практических заня-тий со слушателями ВАК; работе с молодыми офицерами данных частей, замести-телями командиров рот по воспитательной работе, при проведении практических и инструкторско – методических занятий; в разработке предложений командованию частей по оптимизации психологической работы с молодыми воинами;технология и программа психологической помощи военнослужащим с застревающей акцентуа-цией представлены на конкурс научных работ Военного университета.

C О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение…………………………………………………………………………………………….3 – 9
1.Типологизация характера и акцентуаций в современной психологии. Застреваю-щий тип акцентуации характера и особенности его проявления у военнослужа-щих…………………………………………………………………………………………………10 – 32
1.1.Типологические модели характеров в современной психологии. Подходы к опре-делению акцентуаций………………………………………………………..10 – 24
1.2.Застревающий тип акцентуации характера и особенности его проявления у молодых военнослужащих……………………………………………………..24 – 32
2.Психологический анализ факторов и условий, влияющих на эффективность дея-тельности молодых военнослужащих с застревающей характерологической акцен-туацией и возможности оказания им психологической помо-щи…………………………………………………………………………………………..32 – 46
3.Психологическая помощь молодым военнослужащим с застревающей характеро-логической акцентуацией………………………………………………….46 – 75
3.1.Теоретические основы организации психотерапевтической работы с акцентуиро-ванными военнослужащими……………………………………………46 – 57
3.2.Технология и особенности проведения психологической помощи молодым воен-нослужащим методом групповой клиентоцентрированной психотерапии …………………………………………………………………………………………..57 – 75
Заключение……………………………………………………………………………………..76 – 77
Список литературы…………………………………………………………………………..78 – 81
Приложения…………………………………………………………………………………..82 – 138

Типологизация характера и акцентуаций в современной психо-логии. Застревающий тип акцентуации характера и особенности его проявления у военнослужащих.
1.1. Типологические модели характеров в современной психологии. Подходы к определению акцентуаций.
Первая по времени попытка классификации характеров принадлежит Пла-тону (4 в. до н.э.), который создал типологию характеров, основанную на этических принципах (человека – труженика, человека – воина и мудреца – философа).После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст. Его классификация типов, распространенных тогда в афин-ском обществе, многие годы считалась образцом типологии характеров.
Первая попытка классификации характеров с научной целью была пред-принята создателем френологии Галлем. Именно первая половина 19 века считается началом возникновения науки о характере. В теории Галля перечисляется 27 эле-ментарных психических способностей из которых слагается человеческий характер.
Несмотря на критику перечня 27 способностей Галля, несмотря на то, что сама френология, которую создал Галль, просуществовала недолго, любопытно отметить первые пять из этого перечня: 1) инстинкт размножения; 2) любовь к по-томству; 3) привязанность, дружба; 4) наклонность к активной борьбе и потребность в самозащите; 5) разрушительный инстинкт.
В 1896 г. в Англии вышла книга Ф.Джордано “Характер с точки зрения те-ла и генеалогии человека”. Впервые появился новый, принципиально отличный взгляд на характер. Он пишет: ”Существует два характера, фундаментально отлич-ные друг от друга, два ясно выраженных типа характеров (с третьим промежуточ-ным):у одного типа тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба: у другого же склонность к рефлексии преобладает, тогда как влечение к деятельно-сти оказывается более слабым”. По определению К.Юнга: ”Джордан описывает в общих чертах только экстравертный и интровертный типы”. Кроме этого Ф.Джордано впервые затрагивает проблему “психологических типов в биографике” в дальнейшем продолженную В.Оствальдом, Э.Кречмером.
Интересную классификацию пытался создать Ф.Полан в своей книге “Пси-хология характера”. По его мнению наша душевная жизнь состоит из ряда стремле-ний, которые, комбинируясь друг с другом и воздействуя друг на друга, образуют всю сложность человеческой личности. Эти стремления, комбинируясь между собой по строгим законам, и определяют строение нашего характера. Законы имеют сле-дующий вид. Первый: закон систематической задержки заключается в способности одних стремлений подавлять другие, прямо противоположные. Второй закон: закон систематической ассоциации, который состоит в том, что отдельные элементы ду-шевной жизни обладают способностью вызывать к деятельности другие элементы, находящиеся с ними в зависимости. Он указывает и на другие законы: ассоциации по противоположности, смежности и другие. Классификация Ф.Полана представля-ла собой не столько группировку важнейших характеров, сколько перечень важней-ших качеств и особенностей, относящихся к душевной жизни и содержанию чувст-вований.1

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.