Приспособляемость


31На основании имеющихся экспериментальных фактов можно с достаточной обоснованностью утверждать, что в дисциплинирующей учебной и трудовой деятельности повышается степень уравновешенности нервных процес­сов, что путем соответствующих методов и приемов тре­нировки возможность увеличить силу возбуждения и торможения, а также степень их подвижности. Однако та­кой путь приспособления очень ограничен целым рядом специфических условий.
Первое из условий заключается в том, что свойства темперамента изменяются очень медленно. Поэтому таким путем возможно приспособление лишь к очень от­даленным задачам будущей деятельности. Так, напри­мер, повышая в процессе воспитания степень уравно­вешенности и силы нервных процессов, мы можем достиг­нуть того, что когда-нибудь, на определенной ступени обучения, ученик станет более сдержанным, выносли­вым, работоспособным, будет проявлять более устойчи­вое и сосредоточенное внимание. Тем самым он будет бо­лее приспособлен к требованиям учебной и трудовой деятельности. Но путем изменения свойств темперамен­та нельзя добиться значительных изменений поведения ученика на протяжении короткого отрезка времени, на­пример на данном уроке, или даже в течение одного учебного года. То же самое относится и к трудовой дея­тельности. В работе ткачихи – многостаночницы очень ти­пична ситуация, когда необходимо немедленно прекра­тить начатое трудовое действие у одного станка и перей­ти к выполнению нового трудового действия у другого станка. С такой ситуацией лучше всего справляются ткачихи с подвижными нервными процессами. Однако практически неосуществимо повысить производитель­ность труда у ткачих – многостаночниц с инертными нерв­ными процессами, тренируя подвижность нервных про­цессов. Приспособление к текущим и быстро изменяю­щимся объективным требованиям деятельности путем изменения свойств темперамента невозможно.

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.