Приспособляемость
На основании имеющихся экспериментальных фактов можно с достаточной обоснованностью утверждать, что в дисциплинирующей учебной и трудовой деятельности повышается степень уравновешенности нервных процессов, что путем соответствующих методов и приемов тренировки возможность увеличить силу возбуждения и торможения, а также степень их подвижности. Однако такой путь приспособления очень ограничен целым рядом специфических условий.
Первое из условий заключается в том, что свойства темперамента изменяются очень медленно. Поэтому таким путем возможно приспособление лишь к очень отдаленным задачам будущей деятельности. Так, например, повышая в процессе воспитания степень уравновешенности и силы нервных процессов, мы можем достигнуть того, что когда-нибудь, на определенной ступени обучения, ученик станет более сдержанным, выносливым, работоспособным, будет проявлять более устойчивое и сосредоточенное внимание. Тем самым он будет более приспособлен к требованиям учебной и трудовой деятельности. Но путем изменения свойств темперамента нельзя добиться значительных изменений поведения ученика на протяжении короткого отрезка времени, например на данном уроке, или даже в течение одного учебного года. То же самое относится и к трудовой деятельности. В работе ткачихи – многостаночницы очень типична ситуация, когда необходимо немедленно прекратить начатое трудовое действие у одного станка и перейти к выполнению нового трудового действия у другого станка. С такой ситуацией лучше всего справляются ткачихи с подвижными нервными процессами. Однако практически неосуществимо повысить производительность труда у ткачих – многостаночниц с инертными нервными процессами, тренируя подвижность нервных процессов. Приспособление к текущим и быстро изменяющимся объективным требованиям деятельности путем изменения свойств темперамента невозможно.
Страницы: 1 2