Поза и посадка ученика


29Наиболее правильной в физиологическом и гигиеническом отношении позой ученика за партой является прямая посадка. При такой посадке обеспечивается нормальное зрительное восприятие текста (в книге, тетради), верхний и нижний края которого находятся на одинаковом удалении от глаз. Продольная ось глаз почти перпендикулярна к поверхности текста, так как угол наклона горизонтальной и наклонной части крышки составляет не более 15°. Между краем парты и передней поверхностью туловища сохраняется пространство в 4-5 см (ширина ладони сидящего) для свободного дыхания. Спиной ученик опирается о спинку парты. Эти условия предупреждают сутулость.
Особого внимания заслуживает посадка школьника на лабораторных занятиях за столом на свободно приставляемом стуле, а также при выполнении домашних заданий. Правильность посадки проверяется ладонью собственной руки, при этом стул должен стоять так, чтобы его край заходил под крышку стола на 4-5 см.
Основы физиологической посадки необходимо знать каждому учителю, чтобы ученики не только «красиво» сидели, но и сохраняли осанку и здоровье. Кроме того, эти сведения необходимы для организации рабочего места школьника в читальне и инструктажа родителей.
Конструкции парт. Существует множество разновидностей парт, однако они недостаточно совершенны и не удовлетворяют полностью всем гигиено-педагогическим требованиям, а также физиологическим и технико-производственным задачам. Много нарушений возникает при введении кабинетной системы обучения в школах.
Оправдала себя школьная парта конструкции Ф. Ф. Эрисмана. Она бывает одноместной и двухместной. Одноместная парта предназначена для специальных и вспомогательных школ, а двухместная – для общеобразовательных.
Выпускаемые промышленностью до 1974 г. парты конструкции Эрисмана имеют стандартный номер и детали, соответствующие пропорциям тела, и рассчитаны на определенную группу роста (в см) учащихся. Всего семь номеров парт: с 6-го по 12-й. В настоящее время многие школы оборудованы партами Эрисмана, поэтому приводим основные размеры.
Закономерность соответствия парт росту детей установлена Ф. Ф. Эрисманом и его учениками в XIX в. Они определили постоянные размеры элементов парт и их соизмеримость с частями тела. Например, высота скамьи должна равняться длине голени со стопой плюс 2 см на высоту каблука обуви, а глубина скамьи парты (ее переднезадний размер) соответствовать 2/3 или 3Д длины бедра. При этом соблюдается наклон сиденья спереди назад, чтобы предупредить сползание сидящего вперед.
Спинка парты находится на уровне поясничного лордоза, но если она составлена из двух брусков, то верхний касается нижних углов лопаток, а нижний – поясничного лордоза. Это обеспечивает более широкую опору для спины школьника.

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.