Когнитивно-поведенческие тренинги


В мае 2006 года, после проведения начальником кафедры пенитенциарной психологии и педагогики Хачатуряном С.Д. на базе юридического института обучающего тренинга для психологов ФСИН России по Владимирской области, в колониях, тюрьмах начались занятия по программе когнитивно-поведенческого тренинга с осужденными, совершившими преступления против половой неприкосновенности и свободы личности.
Мы расскажем об опыте внедрения данной программы в ФГУ КП-9 ФСИН России по Владимирской области. Рассмотрим особенности работы по адаптации программы в нашем учреждении.
При наборе группы, мы встретились с рядом трудностей:
1. Полтора года для колонии-поселения очень длительное время и многие не смогут дойти до завершения программы. (освободятся по сроку, или условно- досрочно).
2. Основа производства в нашей колонии-поселении – сельское хозяйство, а это значит, что в летний период осужденные загружены работой и не все участники могут постоянно посещать занятия, а занятия построены таким об-разом, что для успешной работы группы необходимо постоянное присутствие всех участников.
3. Осужденных, совершивших преступления против половой неприкосновенности и свободы личности несколько человек, и собрать группу из данной категории лиц не представляется возможным.
4. Отсутствие второго психолога.
Для успешной работы были внесены некоторые изменения в программу. Взяв за основу идею самой программы, смещен акцент с сексуальных преступлений, на различного рода преступления.
Поэтому в группе присутствуют осужденные, совершившие различного рода преступления: кражи, дорожно-транспортные преступления, повлекшие смерть по неосторожности, за незаконный оборот, хранение и распространение наркотических веществ и медицинских препаратов, причинение смерти по неосторожности, нанесение тяжких телесных повреждений и т. д.
Мы условно разделили программу на 3 блока
• Анализ преступления.
• Развитие эмпатии, сочувствие жертве.
• Выработка стратегии поведения.
В каждом блоке занятия были сокращены. Так активные сообщения о преступлениях занимают 10 сеансов, вместо 24. Всего программа состоит из 46 сессий, вместо 86
При условии проведения занятий 2 раза в неделю, уменьшение количества сессий позволит прохождение программы в течение 6 месяцев.
Некоторые упражнения и задания были заменены.
Так «мозговой штурм» по темам:
«Возражения против изнасилования»
«Возражения против развратных действий с детьми»
заменен темами:
«Возражения против насилия над детьми»
« Возражения против насилия над женщинами»
Карточки с утверждениями для обсуждения, связанные с насильственными преступлениями заменены карточками типа:
«Хирург, небрежно делающий операцию, совершает преступление»
«Если хозяин оставляет дверь не закрытой на ключ, то он подталкивает на совершение кражи в его доме»
«Глупо покупать билет в транспорте, если точно знаешь, что не будет контроля»
«Распространитель наркотиков не виноват, если кто – то становится наркоманом»
«Наказание за кражи недостаточно серьезны»
«Вор способствует созданию равенства в мире»
Все занятия сопровождаются играми-активаторами, упражнениями на сплочение.
Например, знакомство проходило через игры « Интервью», «Ассоциации», «Комплимент», « Передай эмоцию», «Печатная машинка», «кораблекрушение»
С некоторыми участниками параллельно проводится индивидуальная работа, сеансы снятия нервно-мышечного напряжения, занятия по программе «Хемисинг» – работа с вредными привычками.
При работе на первом блоке – анализ преступления, цель которого:
- научиться находить когнитивные искажения (оправдания своих поступков);
- научиться обсуждать свой собственный опыт в категории модели совершения преступления;
- научиться активному изложению преступления – возникали некоторые трудности.
После представления модели совершения преступления, данная модель подверглась серьезной критике и некоторые отказывались укладывать свое преступление в эту модель. У части осужденных имеется интеллектуальная недос-таточность и слабое развитие речи, им трудно работать в тренинге, где необходим постоянный анализ и выражение своих мыслей. Кроме того, даже передавать, копировать определенные эмоции осужденные не могут, что свидетельствует о нарушении в эмоционально-волевой сфере. В группе присутствуют разновозрастные участники, но так как основное условие при наборе группы – желание мы подсчитали возможных принять всех желающих, при чем некоторые осужденные не дойдут до конца программы, т.к. могут освободиться по УДО.
Занятия 1 блока проходили напряженно. Часто хотелось помочь преступнику увидеть менее искаженную картину событий. Трудно было из ведущего стать равноправным участником тренинга и разделить ответственность за работу на всех участников. Ведь основная цель состояла в том, чтобы изменить способ мышления участников группы, а не заставить говорить о преступлении по – другому. Ведущему было необходимо не вступая в конфронтацию, избегая обви-нений, одновременно фрустрируя, расстраивать то, что говорили осужденные.
Необходимо было использовать технику задавания вопросов, которая помогала раскрывать детали и события, позволяла преступнику самому видеть менее искаженную панораму событий, при этом не вложив свои собственные слова в уста участников группы.
Процесс интеграции и принятия новой позиции сложный. Часто, выполняя упражнение, осужденный принимал новую позицию, но позднее отвергал ее.
Мы попросили участников высказать свое мнение после прохождения 1 блока тренинга.
Осужденные охотно отзываются о работе в группе, вот что они говорят:
1. «Пройдя несколько занятий тренинга, я понял очень много нового, которого я не знал до этого курса. Мне он помог познать себя как человека. Помог преодолеть ненужные мне связи. Появилось желание больше уделять внимания своей семье и родным. Проблемы с законом ушли у меня на задний план. Хочется открывать для себя больше нового. При помощи этого занятия я постараюсь бросить курить. Хочу в дальнейшем до конца искоренить все то, что до сих пор мешало мне жить спокойно. Благодаря этим занятиям, я очень много понял, что не мог понять до него. Теперь пройдя этот курс, я не допущу подобных ошибок в своих действиях».
2. «Я научился видеть свои оправдания, после нескольких занятий в тренинге. Когда я затрудняюсь выполнить мною задуманное, я ловлю себя на мыслях, которые мне мешают, и понимаю, что это лишь мои оправдания, вызванные мною для бездействия задуманного. Теперь много стало легче себя понимать и твердо принимать какие-либо решения».
3. «Я стал посещать их ввиду свободного времени, также появился интерес, а чем смогут помочь мне эти занятия? Ведь я считал себя человеком, вполне устоявшимся во взглядах на жизнь. Ведь мне на днях исполнилось 50лет, и за плечами множество судимостей. Я считал, что умею владеть ситуацией и разбираться в людях. Но после нескольких занятий я понял, что очень далек от умения владеть собой, и разбираться в людях и их поступках, в очень сложных жизненных ситуациях.
Предложенная модель совершения преступления очень интересна. С помощью психолога я пытаюсь разложить мое преступление по этой модели. На данном этапе моего занятия я не могу полностью вписать мое деяние в схему мо-дели. Мне кажется, что кто-то очень гениальный придумал модель. Под модель можно разложить что угодно. И мы можем только предполагать, что сделали бы тоже самое, что сделали, а не что-то другое. Иногда как бы загнанный не-оспоримыми доводами модели, я с ней соглашаюсь. Но потом появляются множество противоречий, которые нарастают, как снежный ком. Думаю, что эта задача вполне разрешима, и я смогу найти правильное решение. Я прекрасно понимаю, что полностью виновен в своем преступлении, но желание понять до конца, что же все-таки было истинным мотивом содеянного, так захватило меня, что я дойду до конца занятий и познаю истину. Изучу модель полностью, приму ее основательно и безоговорочно. Эти занятия помогут мне всю оставшуюся жизнь не совершать подобных поступков, не приносить людям горе и несчастья. Не травмировать себя и близких людей, которые меня окружают».
Если на первом блоке осужденные изначально находились на общем уровне осознания своего преступления (признавали вину), и на занятиях делали разные шаги вперед, кто больше, кто меньше, осознавая мотивы совершенного пре-ступления, то на втором блоке мы встретились с трудностями, связанными с разным уровнем развития эмпатии и задача для группы состояла в том, чтобы выровнять этот уровень для всех участников. И вторая проблема возникла ввиду того, что у некоторых осужденных присутствовали признаки посттравматического стрессового расстройства. Поэтому психодрамма у некоторых осужденных вызывала трудности. И если для развития эмпатии групповая работа была ус-пешной, то для ПТСР требовалась дополнительная индивидуальная работа.
На данный момент группа находится на третьем блоке. цель которого выработка стратегии нового поведения. На данном этапе возникают сложности с сохранением состава группы. Продумываем вопрос по параллейному ведению не-скольких групп – пошаговой системе.
Данная программа представляет широкий интерес, несмотря на свою специфическую направленность. Думаем, для анализа любого преступления она является очень интересной, причем многие упражнения можно использовать при проведении индивидуальной работы. Кроме того, она предъявляет высокие требования к психологу, что способствует его профессиональному росту.

В 2006 и 2007 годах учреждения УФСИН по Владимирской области участвуют в эксперименте по апробации когнитивно-поведенческого тренинга с осужденными за сексуальные преступления, используемого в пенитенциарных учреждениях земли Северная Рейн-Вестфалия (Германия). Психологическая лаборатория Судогодской ВК откликнулась на данное предложение одной из первых.
Цели данной работы направлены на то, чтобы осужденный:
• сам взглянул на собственное поведение как на отклоняющееся от нормы;
• принял на себя ответственность за совершенное, т.е. признал вину;
• понял связь между преступлением и его фантазиями и импульсивностью;
• научился контролировать себя в ситуациях повышенного риска;
• развивал чувство эмпатии по отношению к ситуации, чувствам жертвы и последствиям для жертвы;
• инициировал поиск альтернатив (сексуальным) фантазиям и их адекватной реализации;
• мог выработать стратегии превенции рецидива.
Сотрудниками психологической лаборатории в течение апреля 2006 года после обучающих занятий по ведению когнитивно-поведенческого тренинга была отобрана группа осужденных, совершивших преступления против половой неприкосновенности и свободы личности. Основными критериями при отборе были:
- преступление воспитанника связанно с сексуальным насилием;
- в течение 1 года и 6 месяцев осужденный не должен покидать ВК;
- у участника тренинга нет психического заболевания;
- желание участвовать в эксперименте.
Воспитанников, отвечавших всем этим требованиям, оказалось немного – 8 человек, из них 3 подельника. Приняли решение по одному и тому же делу не брать всех осужденных, остановились на одном. Итого в группу вошли 6 че-ловек.
Статьи, по которым они осуждены:
1 чел.- 131 ч.2 (изнасилование),
2 чел -132 ч.2 (насильственные действия сексуального характера, мужеложство),
2 чел.- 132 ч.3 (насильственные действия сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (до 14 лет),
1 чел.- 131 ч.2 – 30 ч.3 (попытка изнасилования).
Отбор проводили с помощью разъяснений в индивидуальной беседе. Заинтересовались осужденные, в основном, перспективой освобождения по УДО при благоприятном прохождении тренинговой программы.
С данной группой в мае 2006 года проведено углубленное изучение личности, а с 24 мая по 13 июня 2006 года проведено 4 первых занятия по программе.
Когнитивно-поведенческий тренинг ведут двое человек. Один как основной ведущий, другой – делает заметки в дневниках участников. На каждого участника тренинга заведен дневник, где указываются особенности поведения, высказываний осужденных. По этим записям можно отследить динамику. Мы договорились с воспитанниками, что мы не делаем секрета из информации, которую записываем, они всегда могут прочитать наши записи, но только в своем дневничке.
Занятия проходят раз в неделю по графику в течение 3 часов.
На время проведения тренинга осужденных освобождают от любых мероприятий в колонии.
Занятия проводим в кабинете групповой работы с осужденными, расположенном в здании школы ВК. Во время тренинга включаем фоном спокойную музыку. Рассаживаемся на мягких стульях или за столы в круг.
Сложности, с которыми мы встретились во время проведения данного мероприятия с 1 группой:
• Разнородность группы по социальному статусу. Это осложняло сплоченность группы, порождало недоверие друг к другу, закрытость участников при обсуждении, насмешки и др.
• Сексуальная тема табуированная, говорят о ней с неохотой, очень многое скрывают.
• Негативное отношение к ведущим, т.к. они женского пола. Особенно прослеживалось ярко такое отношение у двух воспитанников, совершивших насилие над женщинами. Высказывания носили довольно агрессивный характер. Возможно, данное поведение носило защитный характер на попытку проникнуть во внутренний мир. Неприятие некоторых установок, споры при выявлении когнитивных искажений тоже могли способствовать этому.
• Сниженный интеллект большинства участников (в тренинге необходимо анализировать как свое, так и поведение участников группы), нежелание работать над собой.
• 4 из 6 осужденных на этапе пассивных сообщений отказались рассказывать о своем преступлении в группе. На отборочном этапе один на один с психологом воспитанники говорили о своем сексуальном насилии над личностью и дали согласие на рассказ об этом в группе.
• В процессе прохождения тренинга, встретившись с трудностями, те же 4 осужденных из 6 приняли решение на 2 занятии выйти из тренинга. По правилам соглашения, подписанного воспитанниками, психологом и заместителем начальника ВК по воспитательной работе и кадрам, после такого решения участник тренинга обязан посетить еще 4 занятия, после чего он может быть свободен от всех обязательств. Во время этих последующих занятий мы неоднократно возвращались к проблеме выхода из тренинга, пытались выявить причины данного решения. Четких объяснений так и не последовало. Сама же группа не способствовала сближению, т.к. сплоченность членов низкая, соответственно, помощи от группы не поступало, почти всех устраивало окончание данного мероприятия.
В итоге, только 2 осужденных согласились дальше посещать тренинг. Положительной динамики в поведении осужденных не прослеживалось из-за низкой мотивации, слабой активности, недоверии друг другу. Мы решили рас-формировать группу, и на этом закончить тренинг с неудовлетворительными результатами.
В июле 2006 года нами было принято решение собрать еще одну группу, учитывая все ошибки, которые были допущены при первой попытке. Т.к. в колонии не оказалось необходимого количества осужденных по сексуальным преступлениям, мы, посовещавшись с сотрудниками ПС УФСИН по Владимирской области, решили собрать группу из осужденных, совершивших насильственные преступления над личностью.
При отборе группы пошли немного другим путем. Написали объявления в каждом отряде такого содержания:

Для тех, кто желает принять участие в когнитивно-поведенческом тренинге будет проводиться собеседование во вторник в 12 – 00.
Условия: собственное желание измениться и вновь не оказаться в МЛС, в течение 1 года и 6 месяцев находиться в ВК.

Затем провели разъяснительную работу по тренингу в каждом из трех отрядов среди желающих. После данных мероприятий собралась группа в 20 человек. Мы с ними стали проходить подготовительный этап (август 2006 г.). На данном этапе проводили диагностику участников, разъяснительную работу по когнитивно-поведенческому тренингу, знакомились друг с другом с помощью психокоррекционных упражнений, рассматривали соглашение. Проводились занятия на знакомство и сплачивание группы. Время проведения занятий постепенно увеличивалось с 1 часа до 2,5 часов, прибавлялось по пол часа.
В итоге набрали группу из 8 человек, осужденных по статьям:
1 чел. – 161 ч.2 (грабеж), 162 ч.2 (разбой),
5 чел – 111 ч.4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего),
1 чел. – 105 ч.2, (убийство двух человек)
1 чел. – 105 ч.1(убийство).
С сентября 2006 года начали работу по программе тренинга. Работа в этой группе пошла быстрее. Мотивация довольно высокая. Не было негативного отношения к ведущим как к женщинам (что прослеживалось в предыдущей группе). Группа по статусу однородная, общаются наравне, интеллектуально развиты выше, чем их предшественники.
На занятиях по блоку «Активные сообщения о преступлении» при введении понятия системы «BAREPCS» мы распечатали всем участникам карточки, где были указаны вопросы, которые необходимо задавать высказывающимся.
Группа настаивала, чтобы ведущие обязательно высказались одними из первых. Каждый ведущий занял по одному занятию, а на осужденных уходило по 2 занятия на одно высказывание по преступлению.
На каждого участника заполняли таблицу по его высказываниям о преступлении и жизни до него и после (система BAREPCS). На последнем занятии данного блока каждому выдавали его копию «BAREPCS» и, рассматривая данные таблицы, вносили коррективы, указывая на изменения, произошедщие с данным человеком.
Когда мы подошли к блоку «Сочувствие жертве», количество человек в группе уменьшилось на 2, т.к. 2 были этапированы в ИК. Один из них был малоактивен, поэтому группа ничего не потеряла. Второй участник был активным, но постоянно в группе боролся за лидерство, оказывал давление на остальных участников, поэтому после его отправки группа стала чувствовать себя более свободной, более раскрепощенной. В данный блок мы включили дополнительные занятия, т.к. группа оказалась с большим дефицитом сочувствия к жертвам. Сначала возникли сложности в написании писем жертвам. Со стороны воспитанников звучали высказывания типа «Куда мы будем писать? На тот свет?», на занятиях часто смеются (возможно, как компенсация, защита). В связи с этим нами была проведена дополнительная ин-формационная работа с разъяснением необходимости составления писем жертве. При работе с письмами жертв о сексуальном насилии над ними, в группе было явное непринятие сексуальных насильников, а сами письма затронули большинство участников тренинга. Один воспитанник даже вышел из помещения, чтобы успокоиться после прочтения одного из писем жертвы насилия. Ведущие пытались провести аналогию между сексуальным насилием и насилием над личностью, но у группы было явное отторжение: «мы же дрались, а это совсем другое» (что и понятно – срабатывала защита). Возможно, внутри они почувствовали себя причастными к насилию и, увидев, какие состояния испытывают жертвы, как меняется их жизнь, вербально стали эту связь отрицать.
После данного занятия письма жертвам были написаны. Мы перемешали конверты с письмами и раздали участникам тренинга. Затем каждый зачитывал письмо, доставшееся ему, и пытался выразить чувства, которые у него возникли по поводу данного письма, если оно пришло именно ему в качестве жертвы или родственника жертвы. Группа же должна выявить когнитивные искажения и дефициты сочувствия в данном письме.
Следующие занятия были посвящены видео просмотру состояний жертвы. Для начала мы предложили определить эмоциональные состояния на карточках. Каждому раздали карточки с выражениями эмоций и карточки с названиями эмоций. Дали такое задание: Посмотрите на каждое лицо и подумайте, какое из чувств оно выражает? Рядом с каждой эмоцией подпишите номер «лица». Затем проверили задание в группе, обращая внимание и проговаривая особенности каждого эмоционального состояния и отличия в лицах при различной силе проявления одной эмоции (например, очень злое и немного злое). После этого упражнения мы просмотрели фрагмент фильма без звука (3 раза). Там была показана встреча 4 друзей. Группа попыталась понять, о чем они говорили, что ощущали. Затем просмотрели тот же отрывок со звуком. Отметили ошибки, совпадения. Обговорили, почему возникли ошибки. Просмотрели видео-сюжет, где показаны переживание горе девушки сначала без звука, затем со звуком. Обговорили весь диапазон переживаний, который смогли увидеть у девушки, которая потеряла близкого человека.
После работы с видео-сюжетами проводилась игра «На необитаемом острове». Суть данного занятия – выявить ценности воспитанников и их коррекция. Воспитанникам в качестве домашнего задания было предложено написать повторно письма к жертвам. На тренинге зачитали их и сравнили с предыдущими письмами. Отметили появление большего сочувствия и понимания жертвы практически у каждого участника.
Сложности, с которыми мы встретились во время проведения данного мероприятия со 2 группой:
• При сборе группы со стороны режимной службы, иногда собирали на час позже или забирали осужденных раньше. Мы в связи с этим перенесли время начала тренинга с 10-30 на 9-00. Такие проблемы возникали в начале работы, затем они исчезли.
• Первые 2 месяца проводился тренинг с одним ведущим (очередные отпуска). Группе нужно было время, чтобы привыкнуть к новому тренеру. Поэтому первое занятие с новым ведущим проходило на уровне знакомства и налаживания контакта. Было тяжело одному ведущему и вести тренинг и делать определенные записи. Во-первых, это очень явно (делаешь записи – все внимание на тебя, у всех появляется мысль – что же пишет), во-вторых, сложно следить за движениями в группе, сложнее управлять.
• В связи с тем, что воспитанники находятся в подростковом возрасте, происходит в группе постоянное самоутверждение осужденных, обладающих лидерскими качествами, что мешает сплочению группы.
• Стиль общения в отрядах несовершеннолетние переносят в тренинг. Шутки осужденных, в основном, оскорбительного характера, унижающее достоинство другого человека. Поэтому доверительных и теплых отношений между участниками тренинга пока нет.
• Осужденные высказывают недоверие психологам, т.к. считают, что они тесно связаны с оперативными работниками и дают им читать записи в дневниках.
• Ведущих осужденные воспринимают как не равных себе, т.к. они не имеют судимости. В тренинге пытаются показать ведущим, что они тоже способны совершить подобные преступления.
• В начале тренинг проводился за партами, поставленными квадратом (получилось вроде круглого стола). Затем рекомендовано выйти из-за столов и сесть просто на стулья в круг. Сначала воспитанники это восприняли как навязывание ведущего, т.к. в этой ситуации они были все на виду, открыты друг другу, им было тяжелее общаться. Но в итоге привыкли, и все приняли такой вариант проведения тренинга. Возможно, это можно оговорить в соглашении, которое подписывается осужденным на начальной стадии работы, чтобы исключить подобный конфликт.
Все осужденные о тренинге высказываются в положительном русле. Не нравится требовательность психолога (смотри выше о выходе из-за столов). Считают, что после посещения тренинга много задумываются над образом своей жизни до осуждения. Многие обнаружили связь своего делинквентного поведения с чрезмерной опекой со стороны матери, а также из-за неполноты семьи чувство одиночества и незащищенности со стороны, как родителей, так и социума, надеялись только на себя; отсюда постоянное самоутверждение перед другими в качестве компенсации заниженной самооценки.

1. Психодиагностическая профилактическая работа.
В течение 2001 года психологической лабораторией учреждения ОС-34/25 УИН проводилось активное диагностическое выявление сотрудников, склонных к деструктивному поведению. Профилактическое обследование личного состава было обозначено как обследование дезадаптации, к выполнению оперативно-служебных и учебных задач с использованием спецсредств и табельного оружия.
Обследование проводилось по методике УНП (методика определения уровня невротизации и психопатизации, разработанная во ВНИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева для выявления «группы риска» – лиц, нуждающихся в углубленном обследовании у врача-психиатра – см.: Методика «на допуск к оружию», поскольку происходило оно в рамках взаимодействия с постоянно действующей в учреждении комиссией по проверке знаний материальной части, правил хранения, обращения и применения оружия у сотрудников.
Цель проводимого обследования – профилактика суицидов и других форм деструктивного поведения, обеспечение личной безопасности сотрудников: недопущение лиц, находящихся в состоянии определения уровня невротизации и психопатизации (УНП). Ред.Е.А.Личко. (Ленинград, 1980).
Всего было обследовано 134 сотрудника различных отделов и служб учреждения (младший, средний и старший начальствующий состав отдела охраны, отдела безопасности, оперативного отдела, медчасти, отдела кадров, производственного, воспитательного отделов, спецчасти), как мужчин, так и женщин, различных возрастов и сроков службы. Из общего числа протоколов обследования недействительными оказались 11 (8,2%) – баллы по шкале искренности превышали допустимые пределы (Л>5). 123 достоверных результата обследования в зависимости от различных выявленных уровней невротизации (Н) и психопатизации (П) образовали следующие 8 групп:
I. Всего 65 человек (52,8%): Н – низкий уровень,
П – низкий уровень,
II. Всего 33 человека (26,8%): Н – низкий уровень,
П – неопределенный уровень;
III. Всего 10 человек (8,2%): Н – низкий уровень,
П – высокий уровень;
IV. Всего 6 человек (4,9%): Н – неопределенный уровень,
П – низкий уровень.
У сотрудников I группы состояние дезадаптации на момент обследования отсутствует, они могут эффективно выполнять свои служебные обязанности, нести службу с оружием и спецсредствами, а также могут быть допущены к занятиям по огневой подготовке (стрельбам).
У сотрудников II, III и IV групп также на момент обследования отсутствует состояние дезадаптации, но они нуждаются в дополнительном собеседовании (возможно – в дополнительном углубленном обследовании) с психологом, что позволит разработать, уточнить план индивидуальной психокоррекционной работы с каждым из них.
Сотрудников этих 4-х групп (114 человек. 92,7%) объединяет одно: они не находятся в дезадаптивном состоянии на момент обследования и могут выполнять свои служебные обязанности с высокой степенью эффективности с использованием спецсредств и табельного оружия.
V. Всего 4 человека (3,3%): Н – высокий уровень,
П – низкий уровень;
VI. Всего 1 человек (0,8%): Н – высокий уровень,
П – неопределенный уровень;
VII. Всего 2 человека (1,6%): Н – неопределенный уровень,
П – высокий уровень;
VIII. Всего 2 человека (1,6%): Н – неопределенный уровень,
П – неопределенный уровень.
У сотрудников V группы высокий уровень невротизации (проявляется как тревожность, напряженность, снижение концентрации внимания, раздражительность, склонность к фиксации на неприятных соматических ощущениях и переживанию своих личностных проблем) свидетельствует о том, что эти сотрудники находятся в состоянии «скрытой» дезадаптации, которая в любой момент может проявиться неадекватными реакциями, деструктивным поведением.
Сотрудники данной группы могут выполнять свои служебные обязанности с использованием спецсредств и табельного оружия, но нуждаются в повышенном внимании со стороны непосредственного руководства и психологов учреждения. Для них необходимым является посещение сеансов релаксации, другие психокоррекционные мероприятия – в зависимости от индивидуальных особенностей.
У сотрудников VI, VII и VIII групп сочетание высокого или неопределенного уровней невротизации и психопатизации свидетельствует о том, что данные сотрудники на момент обследования находятся в состоянии дезадаптации, которое проявляется уже на поведенческом уровне (неадекватные ситуациям поступки в служебной и семейной сферах). Эти сотрудники испытывают реальные трудности в выполнении своих служебных обязанностей, требуют повышенного внимания со стороны непосредственного руководства и психологов учреждения. Для них необходимыми является посещение сеансов релаксации, постоянные собеседования поддерживающего характера, работа по коррекции межличностных и семейных взаимоотношений.
Сотрудников V, VI, VII и VIII групп (9 человек, 7,3%) объединяет то, что на момент обследования они находятся в состоянии дезадаптации (скрытой или явной), что затрудняет, снижает эффективность выполнения ими служебных обязанностей. Данные сотрудники относятся к «группе риска».
Выраженность состояний повышенной невротизации и психопатизации у них непостоянна (усиливается при нагрузках и уменьшается в состоянии покоя или после отдыха). Но, во-первых, такие состояния в любом случае негативно влияют на работоспособность, и, во-вторых, являются состояниями повышенного риска развития развернутых форм нервно-психических расстройств, проявления деструктивного поведения (что особенно опасно при несении службы с использованием спецсредств или табельного оружия).
Данные, полученные с помощью обследования личного состава по методике УНП (2001г.), положительно коррелируют с результатами психологических обследований, полученных ранее (1998-2001 г.г.) с помощью других методик, а также с дисциплинарной практикой и результатами служебной деятельности сотрудников (1998-2002 гг.).
Так, из 9 сотрудников, отнесенных к «группе риска» по результатам обследования с помощью методики УНП, 5 человек уже находились на учете у психологов учреждения (это сотрудники VI,VII,VIII групп по методике УНП – находящиеся на момент обследования в состоянии дезадаптации). Из 4 сотрудников V группы (находящихся в состоянии «скрытой» дезадаптации) в течение последующих 4-6 месяцев после обследования 1 человек уволился по ст.58 п. «д» Положения о службе (до окончания контракта; инспектор-дежурный отдела безопасности, мотивировав это усилением симптомов имеющегося заболевания – гипертонии); 1 человек совершил серьезное ДТП (инспектор-дежурный отдела безопасности); 2 человека стали участниками конфликтной ситуации на службе (начальники караулов отдела охраны, оба получили по выговору).
2. Пути психологической коррекции.
Цель выявления сотрудников «группы риска», склонных к деструктивному поведению, находящихся на момент обследования в состоянии «скрытой» или явной дезадаптации, – организация с ними психокоррекционной работы. Ее результатом является предупреждение конфликтных ситуаций на службе и в быту, предупреждение немотивированных увольнений до окончания срока действия контракта.
Так, из 5 сотрудников, ранее состоявших на учете у психологов, только 1 человек уволился по ст.58 п. «д» Положения о службе (до окончания контракта). Результаты обследования его по другим методикам: тест Люшера, стабильные выборы 70125634, 06412537 (высокий уровень тревожности, беспокойство, мнительность, вытеснение истинных причин конфликта); Мини-мульт: пики по 1 , 8 и «плато» на 3, 4 шкалах до 65 Т-баллов, 9 шкала понижена до 40 баллов (склонность к депрессиям, к фиксации на беспокойстве о состоянии своего физического здоровья); тест Кеттела: фактор Е=1стен (невротический синдром), F=2 стена (подавленное настроение, страхи, головные боли), G=3 стена (не прилагает усилий к выполнению групповых задач), О=8 стенов (обеспокоен за состояние своего здоровья). Данный сотрудник – врач медчасти учреждения, боялся выходить один в отряды осужденных, ШИЗО и ПКТ, испытывал трудности в общении с коллегами. В плане психокоррекции он посещал сеансы релаксации, также с ним проводилась индивидуальная психотерапия поведенческой и сферы межличностных отношений с целью выработки адекватных эмоциональных реакций, повышения способности к пониманию чувств и поступков окружающих. Сотрудник сам обращался к психологам учреждения за помощью в налаживании взаимоотношений с коллегами. Шизоидные особенности личности данного сотрудника ярко проявили себя в острой стрессовой ситуации: в состоянии растерянности он отказался оказать медпомощь травмированному осужденному, чем восстановил против себя всех своих коллег-медиков.
Двое молодых сотрудников из этой же «группы риска» проходили срочную службу в СА в зоне вооруженных конфликтов (1998-2000 гг.), поэтому их состояние можно определить как хроническую социальную дезадаптацию – следствие ПТСР (посттравматического стрессового расстройства). Результаты обследования их по методике ОТС (опросник травматического стресса Котенева И.О.): повышение профиля по шкалам А до 60-62 Т-баллов (наличие травматического события); F, f до 70-80 Т-баллов (дистресс, дезадаптация); Д, е до 64-66 Т-баллов (гиперактивация); С, d до 68-76 Т-баллов (избегание); субъективно предъявляемые жалобы на нарушение концентрации внимания, бессонницу, раздражительность. В плане психокоррекции эти сотрудники посещали сеансы релаксации, с ними же проводилась рациональная психотерапия (объяснялись симптомы и последствия ПТСР). В конфликтной ситуации (нарушение одним из этих сотрудников мер безопасности при обращении с оружием во время несения службы), учитывая все обстоятельства и индивидуально-личностные особенности данного сотрудника, психологами учреждения было рекомендовано не наказывать его, а, по возможности, в ближайшее время предоставить очередной отпуск не менее 30 дней – для того, чтобы избежать повторного нарушения профессиональной деятельности, произошедшего на фоне снижения концентрации внимания и переутомления. Руководство отдела прислушалось к рекомендациям психологов, и такой отпуск сотруднику был предоставлен. В настоящее время (спустя 1,3 года после происшествия) данный сотрудник (младший инспектор отдела охраны) успешно выполняет свои служебные обязанности.
Еще 2 человека из «группы риска» (младшие инспектора отдела безопасности) обращают на себя внимание тем, что оба в разное время были переведены в отдел безопасности из отдела охраны (причина – конфликтные ситуации, нарушение служебной дисциплины). Оба имеют семейные проблемы, разведены. Инфантильны, озабочены состоянием своего здоровья (часто бывают на «больничном»). Результаты обследования их уже по другим методикам: СМИЛ, Мини-мульт: пики по шкалам F до 75 т-баллов (склонность к дезадаптации); по шкалам 1 и 8 до 65 Т-баллов (фиксация на беспокойстве о состоянии своего физического здоровья). Оба эти сотрудника отдела безопасности указывали на высокую раздражительность, доходящую до агрессивных проявлений. У одного это проявлялось в быту, в семье, по отношению к своей собаке. У другого – на службе: вспышками немотивированной, неадекватной ситуации агрессии по отношению к осужденным. По данному факту этот сотрудник отдела безопасности был временно отстранен психологами учреждения от выполнения своих служебных обязанностей, направлен на консультацию к психиатру ведомственной поликлиники, где прошел курс лечения по поводу невротической депрессии.
В плане психокоррекции эти сотрудники посещали сеансы релаксации для снятия повышенного нервно-эмоционального напряжения. Также они были обучены активным техникам релаксации (простое расслабление мышц; быстрое расслабление; релаксация умственной деятельности – прогрессивной мышечной релаксации по Ж.Джекобсону) с тем, чтобы могли регулировать свое состояние сами, без помощи психологов.
В зависимости от семейных ситуаций и индивидуально-личностных особенностей каждого сотрудника, с ними проводилась когнитивно-поведенческая терапия (с одним, например, использовалась техника «горячий стул»; другой приходил на консультирование вместе с женой).
По результатам проводимой психокоррекционной работы объективно наблюдается уменьшение конфликтов в служебной сфере; субъективно же сотрудники отмечают улучшение внутрисемейных взаимоотношений.

Вывод:

Работа психологов ИУ по психологическому сопровождению сотрудников – одно из важнейших направлений в их деятельности.
Служба в органах УИС имеет ряд особенностей, обуславливающих значительные психоэмоциональные нагрузки, что приводит к развитию у части сотрудников нервно-психических расстройств (состояний дезадаптации). В связи с этим для психологических служб УИН возрастает актуальность мероприятий по первичной психопрофилактике, (в том числе выявлению предсуицидальных состояний), центральным звеном которой является выявление нервно-психических клинических расстройств на доболезненном уровне.
В работе психологической лаборатории учреждения ОС-34/25 УИН Минюста России по Республике Коми своевременная и точная диагностика состояний сотрудников (уровня их нервно-эмоциональной напряженности, склонности к проявлениям деструктивного поведения) и их индивидуальных особенностей (выявление негативных личностных качеств) является основой для организации затем индивидуальной и групповой психокоррекционной работы.
Профилактическое психодиагностическое обследование личного состава по методике УНП (тестирование «на допуск к оружию») проводилось нами с целью выявления сотрудников «группы риска» – склонных к любым формам деструктивного, дезадаптивного поведения (в том числе, например, способных совершить суицид с помощью табельного оружия, совершить «случайный выстрел» из-за нарушения мер предосторожности при обращении с оружием, необоснованно применить спецсредства против осужденных и т.п.). В нашей практике из 9 выявленных сотрудников «группы риска» 2 человека по результатам проведенного обследования были временно отстранены от выполнения своих служебных обязанностей.
Методика УНП, опробованная нами, оправдывает себя как скрининговая методика (обследование можно проводить как в больших группах – караулах, сменах, так и индивидуально, и занимает оно 15-25 минут), являющаяся ориентирующим диагностическим приемом для выявления «группы риска».
Она достаточно четко и однозначно очерчивает группы сотрудников:
- благополучных, с высоким уровнем адаптивности, не нуждающихся в неотложной помощи психологов учреждения;
- группу «потенциального риска» – сотрудников с высоким уровнем невротизации, с нарушенной адаптивностью, нуждающихся в снятии повышенного нервно-эмоционального напряжения;
- группу «повышенного риска» – сотрудников в явном дезадаптивном состоянии, нуждающихся в помощи психологов учреждения.
Четкое и ясное обозначение «групп риска» позволяет психологам своевременно отреагировать на имеющиеся проблемы, спланировать и провести индивидуальную и групповую психокоррекционные мероприятия. В нашей практике такими являются: проведение сеансов релаксации, обучение сотрудников техникам релаксации; когнитивно-поведенческая терапия – коррекция аффективно-волевой, поведенческой и сферы межличностных, внутрисемейных отношений; сеансы мнемореабилитации – психологическая реабилитация лиц, перенесших экстремальную ситуацию; проведение социально-психологических тренингов.
Проводимые нами мероприятия по психологическому сопровождению профессиональной деятельности сотрудников учреждения непосредственно направлены на сохранение кадрового потенциала подразделения.
Следует отметить, что проводимое нами психодиагностическое обследование личного состава по методике УНП может оказаться полезным в свете Приказа № 300 ГУИН Минюста России от 10.11.2001 г. «Об утверждении инструкции о порядке постоянного ношения хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и спецсредств сотрудниками УИС», в соответствии с которым разрешается хранить огнестрельное оружие дома любому сотруднику из числа среднего и старшего начсостава в целях обеспечения личной безопасности и обеспечения безопасности своей семьи. Считаем, что необходимо не закреплять оружие за сотрудниками на постоянное ношение и хранение без положительного психологического заключения. Недопущение лиц, находящихся в состоянии дезадаптации, к постоянному ношению и хранению боевого огнестрельного оружия послужит профилактике суицидов и других чрезвычайных происшествий среди личного состава УИС.

Психологическая лаборатория учреждения ОС-34/25
УИН Минюста России по Республике Коми

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Начальнику учреждения

С П Р А В К А
по результатам психопрофилактического
обследования сотрудников ОБ

Мною, психологом учреждения …………………., проведено психопрофилактическое обследование сотрудников ОБ (смена л-та М.). Цель обследования – изучение эмоционального состояния, определение уровня невротизации и психопатизации (выявление сотрудников, находящихся в состоянии дезадаптации).
Всего было обследовано 5 человек.
Результаты обследования следующие:
1. л-т М. – оперативный дежурный;
Психопатизация – низкий уровень (осмотрителен, привержен соблюдению общепринятых норм и порядков, ориентирован на мнение окружающих, способен к сотрудничеству),
невротизация – высокий уровень (повышенно тревожен, беспокоен, раздражителен),
эмоциональное состояние – чувствует себя тревожно и неуверенно, нуждается в ощущении большей безопасности и в более теплой обстановке, а также в ситуации, не вызывающей такого физического напряжения.
В целом: дезадаптивное состояние отсутствует.
2. ст.л-т К. – помощник оперативного дежурного;
Психопатизация – низкий уровень,
невротизация – низкий уровень (эмоционально устойчив, оптимистичен, спокоен, инициативен, независим, легок в общении),
эмоциональное состояние – активен, переменчив, недостаточно настойчив в достижении целей, старается создать себе положение и упрочить его.
В целом: дезадаптивное состояние отсутствует.
3. старшина В. – мл. инспектор;
Психопатизация – низкий уровень, невротизация – низкий уровень,
эмоциональное состояние – старается создать себе положение и упрочить его, настаивает на том, что его надежды и замыслы реальны, однако нуждается в поддержке и поощрении.
В целом: дезадаптивное состояние отсутствует.
4. с-т С. – мл. инспектор;
Психопатизация – низкий уровень,
невротизация – высокий уровень (повышенно тревожен, раздражителен, беспокоен, безынициативен, сосредоточен на переживании своих личностных проблем),
эмоциональное состояние – не уверен в себе, напряжен, в сотрудничестве с другими работает хорошо, однако брать на себя роль лидера не склонен.
В целом: дезадаптивное состояние отсутствует.
5. пр-к А. – мл. инспектор;
Психопатизация – высокий уровень, невротизация – высокий уровень,
эмоциональное состояние – пытается избежать конфликтов и волнений, чтобы уменьшить напряжение, активен, однако считает, что достигнутый им успех или полученные поощрения недостаточны по сравнению с затраченными им усилиями.
В целом: нуждается в повторном тестировании с целью уточнения уровня невротизации-психопатизации.
По результатам психопрофилактического обследования можно сделать следующие выводы:
- на момент обследования у сотрудников ОБ М., К., В., С. дезадаптивное состояние отсутствует, они могут эффективно выполнять свои служебные обязанности с использованием спецсредств, а также могут быть допущены к занятиям по огневой подготовке (стрельбам);
- высокий уровень невротизации С. отражает особенности его личности (тип, склад характера от природы): склонность к пониженному настроению, раздражительность, тревожность, неуверенность в себе, слабая приспособляемость. Стрессовой для С. будет ситуация с непредсказуемым исходом, быстрой сменой действующих факторов.
Его поведение в стрессовой ситуации – блокировка (отказ от деятельности) или ведомая активность вслед за большинством или лидером. Психологический подход в случае дезадаптации и со стороны руководства – поощрение и меры, направленные на повышение самооценки.
- высокий уровень невротизации М. – проявление невротического состояния (повышенная утомляемость, тревожность), которое возникло под воздействием неблагоприятных условий службы.
М. рекомендуется пройти обучение приемам релаксации (физического и психического расслабления) у психолога учреждения.
- А. нуждается в дополнительном тестировании и индивидуальном собеседовании с психологом учреждения.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.