Содержательность дневников
Студентка Уральского политехнического института пишет: «Я слишком люблю себя анализировать. В этом анализе запутываюсь и перестаю себя понимать».
Ученик X класса московской школы признается: «Я очень резок, неуступчив, люблю оставлять за собой последнее слово. Вся беда в том, что, если говорить правду, эти недостатки в глубине души считаю достоинством».
Не все указанные дневники с психологической точки зрения содержательны. Встречаются и никому не нужные записи: «День прошел нормально. Как и всегда, много работал (?), отдыхал мало. Когда пришел Жорка, поболтали».
- Большинство учащихся IX—X классов, как выяснилось из беседы, не имеет желания вести дневник, а некоторые хотят вести дневник, но не осуществляют своего намерения. Причины, почему желание вести дневник не реализуется, различны, и они имеют характерологическое значение.
Многие юноши и девушки не уверены в том, что будут аккуратно вести дневник: «Не хватит терпения регулярно вести дневник, да и где на него взять время?»
Другие боятся, что дневник сделается достоянием гласности: «Попадет дневник в руки товарищей, и они начнут смеяться да разоблачать».
Встречается мотив — опасение быть в дневнике неискренним: «Одно дело думать о себе, другое это записать на бумаге. Получается маскировка, фальшивое изображение своей жизни».
Дневники — более обстоятельный и разносторонний источник изучения характера, чем письма. Для установления их характерологического значения необходимы специальные конкретные исследования, посвященные изучению характера по дневниковым данным, и проверка этих данных другими материалами. Характерологическое изучение личных дневников (в первую очередь известных людей), опубликованных в печати, еще у нас не начиналось.
Метки: мотив, письмо, характер
Страницы: 1 2