Приспособляемость человеческой психики.
Известно, что запоминание в большой мере зависит от осмысливания материала. Однако встречаются учащиеся, упорно ставящие на первый план при запоминании близость к тексту. Это, в частности, относится к учащимся первых классов, нередко предпочитающим точное заучивание пересказу своими словами. Такие учащиеся иногда сначала заучивают, а потом осмысливают заученное. Подобные случаи часто объясняются неправильными приемами обучения, но они могут быть также связаны с некоторыми характерологическими особенностями, например стыдливостью, неуверенностью в себе и т. п.
А. А. Смирнов среди многих приемов, при помощи которых люди стараются лучше понять запоминаемый материал, указывает и перевод содержания текста «на свой язык». При этом совершенно правильно поясняется, что, рассказывая своими словами, «мы приспособляем воспринятое к самим себе», «ко всей системе нашей психической жизни, к нашему образу мыслей». Но несомненно, что этот процесс приспособления ко всей системе нашей психической жизни у разных лиц различен и носит избирательный характер в зависимости не только от изучаемого текста, но и от психического склада человека. Подобным образом характерологически значимыми могут быть и другие процессы осмысливания запоминаемого материала: составление плана, соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, соотнесение разных частей текста друг с другом и т. п.
Характерологические различия обнаруживаются при оценке значения, какое для запоминания имеют повторения. Здесь мы встречаемся с такими факторами, как темп втягивания в работу, утомляемость, переживание монотонности, часто тесно связанными с индивидуальными особенностями.
Не меньше, а, может быть, еще сильнее характерологические различия выступают в процессе воспроизведения.
Сеченов указывал, что «…в описание по воспоминанию человек вносит, кроме объективного воспроизведения фактической стороны дела, множество субъективных элементов, навязанных ему степенью развития, свойствами характера, складом ума, настроением духа и пр.
Метки: осмысливание, особенности, стыдливость
Страницы: 1 2