Психика человека


Другая сторона взаимодействия психологии с иными науками определяется отношением «человек – природа». В данном случае человек является предметом познания естественных наук – биологии, физиологии, анатомии, генетики, антропологии, которые изучают биологическую эволюцию, наследственные признаки индивида с заложенной генетической программой.
Огромное влияние на разработку системы «человек – природа» имели эволюционные идеи Ч. Дарвина, взгляд на неразрывность развития человека и человечества с биосферой В.И. Вернадского, рефлекторная теория И.М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в исследованиях И.П. Павлова и его учеников. Роль психики в поведении человека освещена в научных трудах психологов-клиницистов В.М. Бехтерева, С. Корсакова, А.Р. Лурии, В.Н. Мясищева и др. Результаты их исследований показали, что развитие, с одной стороны, зависит от психических факторов, а с другой – от соматических. Поэтому современная психология как самостоятельная наука опирается на естественнонаучную основу.
Человек в своем онтогенезе, то есть в процессе индивидуального развития, как бы воспроизводит этапы происхождения человека в филогенезе. На базе биологических предпосылок происходит сложный процесс формирования сознания, мышления, языка. Биологическая сущность преобразуется в общественную. Внешние социальные условия, которые индивид в момент рождения застает в готовом виде, постоянно воздействуют на процесс формирования психологии будущей личности, становятся внутренними условиями содержанием жизненного опыта личности. Происходит становление человека как индивидуализированной совокупности общественных отношений.
Проблема соотношения социального и природного в развитии человека в течение длительного времени является предметом острых дискуссий.
Долгое время в психологической науке господствовала идея о том, что человек – существо социальное. Попытки объяснить поведение человека исходя из его природной, биологической сущности объявлялись несостоятельными, антинаучными. В настоящее время психологическая наука разрабатывает теоретические концепции биосоциальной природы человека, признавая, что развитие индивида основано не на поглощении биологического социальным и не на их тождестве, а на диалектике взаимодействия социального и биологического.
Важнейшей стороной аналитической психологии является система «человек – техника». Технические науки обращаются к психологии при разработке системы контроля, коммуникации и управления, а также при создании устройств, имитирующих те или иные человеческие функции. Научно-технический прогресс предъявляет все возрастающие требования к человеческим возможностям: эмоциональным, волевым, интеллектуальным. Эта проблема решается в процессе научного обоснования эффективности взаимодействия человека с автоматикой, компановки пультов и панелей, интерьеров и дизайна рабочих помещений.
Психологии принадлежит решающая роль в изучении возможностей человека в различных видах трудовой деятельности. Актуальной проблемой является развитие психолого-эргономических служб на производстве, определение юридического статуса психологов, широкое привлечение психологов в качестве консультантов и государственных экспертов.
Особое значение в современных условиях приобретает взаимосвязь и взаимодействие психологии и педагогики. Эти две научные отрасли человекознания служат целям формирования творческой личности, совершенствования управления производственными процессами, создания новых технологий, передачи другим умений, знаний и навыков. Психолого-педагогическая система знаний относится к числу важнейших для организации воспитательного процесса.
В целом проблема человека объединяет несколько десятков научных дисциплин. Дифференциация наук, изучающих человека, является закономерным, непрерывным условием углубленного изучения человека – идет ли речь о генетических, физиологических, психологических и социологических законах развития индивида. Как объект научного исследования человек представляет собой сложнейшую систему. Еще И.П. Павлов отмечал, что человек есть, конечно, система (грубее говоря – машина), как и всякая другая, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам, но система в горизонте нашего научного видения, единственная по высочайшему саморегулированию.
Таким образом, современная психология находится в тесном взаимодействии с философскими, естественными, социальными и техническими науками. Близость к этим наукам ни в коей мере не лишает психологию самостоятельности. Психология имеет свой предмет исследования, теоретические принципы, свои пути и методы изучения.

Взаимосвязь отечественной психологии с основными зарубежными школами. Структура, закономерности ее формирования и место психологии в системе наук
Отечественная психология взаимосвязана с основными направлениями западной и американской психологии. Это обусловлено тем, что идеи и результаты исследований ряда зарубежных ученых находили сторонников среди отечественных психологов, что способствовало определению новых отраслей психологической науки. К таким направлениям следует отнести бихевиоризм, гештальтпсихологию, фрейдизм. В настоящее время они пополнились необихевиоризмом и неофрейдизмом.
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – одно из наиболее распространенных в зарубежной психологии направлений. Его основателями считаются Э. Торндайк (1871 – 1919), Дж. Уотсон (1878 -1958), К. Лешли (1890 – 1958), А. Вейс (1879 – 1931) и др. Бихевиоризм сводит психические явления к поведенческим реакциям личности на предъявляемый стимул (раздражитель), поэтому основной формулой бихевиоризма считается «S – R’(стимул – реакция). Посредством стимула, считали бихевиористы, можно управлять поведением и развитием личности. Таким образом, цель поведения бихевиористы видят в приспособлении к окружающей среде. Выработка приспособительных реакций происходит в результате неоднократного повторения (закон упражнения). Следует подчеркнуть, что основные закономерности, полученные в ходе анализа результатов экспериментов на животных, бихевиористы механически перенесли на человека.
В 30-х годах теория Дж. Уотсона сменилась рядом необихевиористских теорий К. Халл (1884 – 1952), Э. Газри (1886 – 1959), Б. Скиннер (1904 – 1990). Последние возникли под влиянием павловского учения об условных рефлексах. Позаимствовав из учения И.П. Павлова терминологию и классификацию форм поведения, необихевиористы заменили материалистические основы павловского учения операционализмом. По их мнению, значение любого понятия может быть определено лишь посредством описания операций. Понятия, не связанные с какими-то операциями, объявляются бессмысленными, или логическим позитивом. Единственным источником познания являются конкретные эмпирические науки. Применяя условно-рефлекторную методику, классический бихевиоризм в то же время игнорирует роль сознания в поведении. В результате любой организм рассматривается как нейтрально-пассивный с врожденными эмоциональными элементарными реакциями (страх, гнев). Единственным началом, целиком определяющим активность организма, формирующим его поведение, является влияние среды. В данном случае бихевиористы правильно определили зависимость поведения от воздействия среды.
В процессе изучения психики животных выводились модели поведения человека, но при этом игнорировались качественные различия психики животных и человека, то есть биологические закономерности переносились на социальные программы поведения личности. Предложенный бихевиористами количественный анализ наблюдаемых психических явлений позволяет применить математические методы обработки полученных результатов, что относится к положительному результату.
Гештальтизм. Гештальтпсихология (от нем. gestalt – образ, форма, целостность) возникла в Германии в начале XX века. Ее предшественником является X. Эренфельс (1859 – 1932), а главными представителями М. Вертгеймер (1880 – 1944), В. Келлер (1887 – 1967), К. Кофка( 1886-1944).
Поведение, с точки зрения гештальтпсихологов, нечто большее, чем сумма рефлексов. Оно целостно и несводимо к сумме элементов. Гештальтпсихологи резко противопоставляли свою трактовку интеллекта позиции бихевиоризма, считая, что объяснение интеллекта по стимульно-реактивной схеме означает его низведение до слепых практических действий.
Целостность психических образований гештальтисты в конечном счете объясняют субъективными «законами». Синтетический подход в их концепции преобладает над аналитическим.
Оценивая вклад гештальтизма в развитие психологии, следует отметить, что они подчеркнули качественное своеобразие восприятия, его целостность и субъективность.
Психоанализ. Это общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные 3. Фрейдом (1856 – 1939), получившая название фрейдизма. Основные положения психоанализа следующие: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» или психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов. В особых «конфликтных» ситуациях бессознательные влияния «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием в виде сновидений, невротических симптомов (проявления заболеваний) и т.п. Больные не могут объяснить мотивы своих поступков, они не осознаны. Действительная причина заболевания может быть выявлена при изучении сновидений, оговорок, непроизвольных движений. Истолковать истинные мотивы поведения и сделать их осознанными для человека, в том числе и для психически больного в целях его лечения, – задача психоанализа. В последний период своей деятельности Фрейд, а затем его ученики, и современные последователи перенесли субъективные методы психоанализа на историю общества, события которой они толкуют как проявление бессознательных влечений личности и целых народов. Психоанализ является теоретической и методологической основой ряда направлений современной психологической школы в социологии. Представители последней искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов).
3. Фрейда критиковали за гиперболизацию биологических детерминант личности, но не придавать им значение означает исключить биологические детерминанты развития человека.
Современная психология многое взяла из бихевиоризма, гештальтпсихологии, фрейдизма (методы исследования, приемы анализа полученных данных).
Структурно психология дифференцируется по профессиональным признакам, возрастным, половым и т.д., представляя широко разветвленную и постоянно развивающуюся совокупность различных психологических дисциплин. Наряду с традиционно существующими отраслями: общей, детской, возрастной, педагогической, дифференциальной психологией, психофизикой, зоопсихологией возникают новые направления науки.
На современном этапе все большее значение приобретают проблемы создания новой техники с учетом человеческого фактора. В разработке и эксплуатации технических систем особого внимания заслуживают вопросы определения оптимальных условий деятельности человека, управления производством, психологической подготовки специалистов.
Значительное развитие получили социальная психология, нейропсихология, психолингвистика. Происходит становление и таких новых прикладных областей психологии как медицинской, юридической, психологии управления экономикой, психологии спорта, прикладной социальной психологии.
В свою очередь каждая из этих отраслей продолжает интенсивно дифференцироваться. Так, в юридической психологии последовательно выделились судебная, криминальная, пенитенциарная психология, психология противоправного поведения и нормативно-правовой регуляции, оперативно-розыскная психология. В качестве отдельных научных направлений оформляются те сферы психологического знания, которые имели лишь статус психологических проблем: психология личности, когнитивная психология, психология общения, психология речи.
В последние годы быстро развивается консультативная психология, включающая в себя следующие направления: консультирование индивидуальное, семейное (по супружеским проблемам и детско-родительским отношениям); тренинг делового общения и т.д. В задачу этой науки входит выработка критериев консультативной, психокоррекционной и тренинговой работы, выработка и поддержание единых стандартов, разработка новых психотерапевтических подходов, оценка эффективности психотерапии.
В современной психологии наряду с процессом дифференциации идет не менее сильный процесс интеграции. Синтезирование, интегрирование накопленных разнопорядковых знаний и разработанных концепций, ведущих к системному подходу, – характерная черта современного состояния психологической науки. Под воздействием требований жизни намечается тенденция к единству методов изучения и воздействия на человека. Принцип такого единства был сформулирован еще в 40-х годах- «изучать обучая и обучать изучая». Широко практикуемые сегодня приемы группового тренинга, групповой терапии, деловых игр выступают как методы формирования личности и одновременно ее изучения.
Испытывая воздействие со стороны других наук, психология, в свою очередь, оказывает влияние на них. Психологические идеи и понятия все шире используются разными науками. Такое «двухполюсное» строение психологической науки оказывает положительное влияние на развитие всех отраслей психологии.
Одни психологические дисциплины тяготеют к наукам естественного профиля. Так, например, успехи биологии, в частности исследования деятельности мозга, обусловили развитие общей психофизиологии, нейропсихологии, патопсихологии. К другому полюсу – общественным наукам – тяготеет социальная психология и психология личности, опирающиеся на методологию общественных наук. С техническими науками тесно связана психология труда, инженерная психология, эргономика.
Современная психология основывается на общих закономерностях, или принципах.
Принцип детерминизма, или причинной обусловленности психических явлений, требует, чтобы любые психические явления рассматривались в единстве с внешними и внутренними условиями, в которых они возникают и проявляются. Построение психических исследований в соответствии с этим принципом означает необходимость изучать психические явления в процессе деятельности человека как в типичных, так и нетипичных для него условиях. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все факты, в том числе и противоречащие друг другу. Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением последнего.
Принцип развития психики, сознания и деятельности означает, что постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в развитии. Тем самым выявляются не только те психические качества человека, которые уже сложились, но и новые, которые только зарождаются. Такое понимание психического развития устанавливает взаимозависимость последнего от игровой, учебной и трудовой деятельности. Усвоение общественного опыта, которое при этом происходит, выступает в качестве специфической для человека формы психического развития.
Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание неотделимо от деятельности, сознание образует внутренний план деятельности, ее программу. Сознание не только проявляется, но и формируется в процессе деятельности. Принцип единства сознания и деятельности ведет к необходимости изучать психику в связи с конкретными видами деятельности, выяснять внутренние психологические механизмы, то есть открывать объективные закономерности психики.

Существуют различные точки зрения в отношении решения вопроса о месте психологии в системе наук. Одни исследователи относят психологию в зависимости от методов и способов познания ее предмета к философским наукам, другие к гуманитарным и т.д. Наиболее интересной в этом отношении является классификация наук, предложенная Б.М. Кедровым (схема 2), которую достаточно высоко оценил Ж. Пиаже за ее нелинейный характер и правильное, по его мнению, решение вопроса о месте психологии в системе наук.
Значительный вклад Б.М. Кедрова в теорию познания и классификацию наук отмечали отечественные ученые Б.Г. Ананьев, ФВ Константинов. Академик Ф.В. Константинов писал: «Психология – находясь ровно посредине между естествознанием и обществоведением – является среди конкретных наук главным связующим звеном между естественными и общественными науками» .
Заканчивая данную главу, следует особо подчеркнуть, что современная психология, являясь разветвленной системой научных знаний, постоянно обогащается другими науками, базируется на собственных принципах, имеет свой предмет исследования.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Объект и предмет психологии исполнения уголовных наказаний
Формированию психологии исполнения уголовных наказаний как самостоятельной отрасли науки предшествовал этап обобщения и систематизации накопленных психологических фактов, возникающих и проявляющихся в условиях исполнения уголовного наказания, разработки и применения научных методов с целью изучения и выявления определенных закономерностей. В этом направлении работали В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, С.В. Познышев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев и др. Важно отметить, что все, кто исследовал и анализировал жизнь людей, отбывающих уголовное наказание, непременно указывали на необходимость психологического осмысления пенитенциарной практики.
Объектом изучения психологии исполнения уголовных наказаний является человек (или группа людей), являющийся участником общественных отношений, возникающих при исполнении уголовных наказаний.
Предмет исследований психологии исполнения уголовных наказаний включает в себя:
- установление и изучение психологических фактов, закономерностей и механизмов, возникающих и проявляющихся в поведении и деятельности людей, являющихся объектами и субъектами процесса исполнения различных видов уголовного наказания;
- определение психологических закономерностей и механизмов поведения лиц, исполняющих и отбывающих уголовное наказание;
- разработку научно обоснованных рекомендаций, направленных на эффективную реализацию процесса исполнения уголовного наказания.
Таким образом, психология исполнения уголовных наказаний -это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере обшественных отношений, возникающих при исполнении уголовного
наказания.
В процессе исследования своего предмета психология исполнения уголовных наказаний охватывает психологические явления разного уровня и содержания, в том числе:
- личность осужденного, ее психологические особенности и стиль поведения;
- социально-психологические явления в среде осужденных;
- меры исправительного воздействия и психологические условия их эффективности;
- личность сотрудника исправительного учреждения;
- совместная (групповая) деятельность сотрудников исправительного учреждения по организации процесса исправления осужденных;
- социально-психологический климат в исправительных учреждениях.
При определении предмета психологии исполнения уголовных наказаний важно подчеркнуть три момента.
Во-первых, психология исполнения уголовных наказаний, как и любая другая отрасль психологической науки, не ограничивается лишь общим изучением и описанием психики человека. Она призвана объяснить закономерности и механизмы психологического обеспечения достижения целей уголовного наказания при его исполнения.
Во-вторых, психология исполнения уголовных наказаний охватывает весь спектр психических явлений, обеспечивающих функционирование института исполнения наказаний. При таком подходе в ее предмет входят психологические проблемы, связанные с исполнением всех видов уголовных наказаний, а не только с исполнением лишения свободы.
В-третьих, психология исполнения уголовных наказаний не ограничивается индивидуально-психологическим изучением личности осужденного и сотрудника, а рассматривает личность как открытую систему, исследуя ее в социально-психологическом аспекте, во всех ее связях и отношениях.
Предмет науки определяет методы его исследования. Выделяются два уровня изучения предмета психологии исполнения уголовных наказаний. Первый – индивидуально-психологический, предполагающий анализ психологических явлений, возникающих у каждой личности в отдельности (осужденного, отбывающего наказание, сотрудника исправительного учреждения, исполняющего наказание и др.). Характеристики психических явлений, свойственных этому уровню исследований объектов психологии исполнения уголовных наказаний, очень разнообразны. Это проявления направленности личности осужденных и сотрудников ИУ, их эмоционально-волевой сферы, психологических состояний и черт характера, способностей и темперамента и т.д.
Второй уровень исследований предмета психологии исполнения уголовных наказаний – социально-психологический, в процессе которого обнаруживаются психические явления в коллективной и групповой жизни, деятельности и поведении осужденных и сотрудников ИУ. Социально-психологические явления свойственны общностям осужденных и группам, определяют структуру и динамику конфликтов и различных эксцессов в их среде, специфику обычаев, традиций, слухов, потребностей, установок, оценочных суждений, групповых настроений и т.д. Их исследование позволяет ответить на вопросы, почему и как они возникают, каковы их характерные черты, выявить тенденции развития и формы проявления и на этой основе определить стратегию и тактику их учета и профилактики в работе с осужденными.
Психология исполнения уголовных наказаний, исследуя факты, механизмы, закономерности психических явлений, особенности их проявления, разрабатывая научно обоснованные рекомендации для практики исправления осужденных, не замыкается только кругом своих проблем. Развитие психологии исполнения уголовных наказаний, перспективы ее существования как научной дисциплины обусловлены взаимодействием со смежными областями научного знания;
рациональным использованием соответствующих данных в других отраслях науки. Психология исполнения уголовных наказаний находится в тесной вязи прежде всего с философией, которая позволяет теоретически обосновать ведущие принципы исследования предмета и объектов данной отрасли научного знания, реализовать диалектический подход выявлению особенностей психологии личности осужденного, проявляющихся в условиях исполнения уголовного наказания.
Психология исполнения уголовных наказаний находится в близкой связи с общей и социальной, возрастной и педагогический психологией, психологией труда и др. Многие понятия, психологические принципы анализа объектов изучения, конкретные методы их исследования психология исполнения уголовных наказаний позаимствовала из родственных ей областей психологической науки. Все это обогащает содержание психологии исполнения уголовных наказаний, позволяет более четко определить теоретическую и методическую направленность проводимых исследований.
Наиболее тесные связи у психологии исполнения уголовных наказаний с криминальной и судебной психологией. Из этих областей знаний психология исполнения уголовных наказаний черпает исходные понятия об индивидуально-психологических и социально-психологических явлениях, которые в той или иной форме на различных уровнях проявляются у осужденных к лишению свободы.
Особенностью психологии исполнения уголовных наказаний является то, что ее возникновение, становление, дальнейшее развитие происходит на стыке юридических и психологических наук. Это обстоятельство нередко осложняет ее проблематику, а иногда и размывает границы между юридическими и собственно психологическими положениями и категориями. Делаются попытки считать психологию исполнения уголовных наказаний прикладной дисциплиной уголовно-исполнительного права. Это обосновано тем, что многие объекты данной отрасли психологии имеют юридический характер. Однако по логике вещей они же являются предметами психологического анализа, так как, любая правовая норма обращена к человеку, вызывает у него те или иные психические реакции и, следовательно, может быть областью психологического познания и изучения.
Психология исполнения уголовных наказаний наиболее близко связана с уголовно-исполнительным правом, пенитенциарной педагогикой. Обе эти научные дисциплины испытывают потребность в психологических знаниях. Уголовно-исполнительное право использует данные психологии, закономерности проявления психических явлений в условиях исполнения уголовного наказания, в процессе разработки или утверждения правовых норм, регламентирующих цели, средства, формы, виды учреждений, исполняющих уголовные наказания, специфику деятельности администрации исправительных учреждений.
Пенитенциарная педагогика строится на основе психологически обоснованных данных, приемах и методах психологического воздействия на осужденных.
Связи психологии исполнения уголовных наказаний с другими науками имеют двусторонний характер. С одной стороны, родственные ей научные дисциплины обогащают ее теоретическое содержание, с другой – данные психологии исполнения уголовных наказаний существенно пополняют научный арсенал тех дисциплин, с которыми она находится во взаимных связях и отношениях.
Главным и определяющим обстоятельством для психологии исполнения уголовных наказаний остается ее связь с пенитенциарной практикой, которая и определяет социальный заказ в развитии данной области науки.
Психология исполнения уголовных наказаний, являясь ветвью «единого дерева психологической науки», имеет ряд особенностей. Они обусловлены как объектом ее изучения, так и предметом, на который направлены исследования.
Прежде всего психология исполнения уголовных наказаний служит целям гуманизации уголовно-исполнительного процесса в отношении лиц, отбывающих уголовное наказание. Она изучает возможности и условия, при которых каждый осужденный имел бы реальные предпосылки в наибольшей мере проявить себя способным к правопослушному образу жизни. Соответственно вся проблематика психологии исполнения уголовных наказаний направлена на решение социально-правовой задачи исправления осужденных. В связи с этим данные, которыми располагает психология исполнения уголовных наказаний, имеют не столько сугубо психологический, сколько комплексный, психолого-правовой характер.
К особенностям психологии исполнения уголовных наказаний следует отнести многообъектность предмета ее исследования. Круг решаемых ею проблем очень широк и требует активного привлечения данных из многих областей научного знания. Это обстоятельство в психологии исполнения уголовных наказаний имеет как положительные стороны так и вызывает определенные сложности. К первым можно отнести наличие реальных возможностей изучать и психологически объяснять социальные, правовые, экономические, управленческие процессы в деятельности исправительных учреждений. Однако следует опасаться подмены психологических явлений, возникающих в условиях исполнения уголовного наказания, социальными, правовыми и другими, похожими, но не тождественными процессами. Поэтому, чтобы не потеряться в этом многообразии, главным остается обнаружение психических явлений в условиях уголовного наказания, их систематизация, обобщение, формулирование соответствующих практических рекомендаций, направленных на исправление осужденных.
Наконец, к особенностям психологии исполнения уголовных наказаний следует отнести то, что эта наука относительно молодая. Ей еще предстоит разработать стратегию и тактику научных исследований с учетом специфики предмета и объектов ее изучения, отвечающих требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня.
Вместе с тем, несмотря на молодость, психология исполнения уголовных наказаний должна решительно отказаться от целого ряда негативных тенденций, тормозящих ее становление и развитие. К их числу можно отнести умозрительность и абстрактность теоретических построений анализа психических явлений в условиях исполнения уголовного наказания, разрыв между наукой и практикой. В результате этого психология исполнения уголовных наказаний пока еще недостаточно полно дает ответ на вопросы, которые ставит перед ней практика современных исправительных учреждений.

История развития психологии исполнения уголовных наказаний
Исторические предпосылки психологии исполнения уголовных наказаний можно обнаружить еще в работах ученых XVIII века. Так, англичанин Джон Говард, изучивший достаточно много мест лишения свободы по всей Европе (более 300, в том числе и в России), не только активно отстаивал необходимость соблюдения прав заключенных и улучшения условий их содержания, но и обосновывал важность учета в пенитенциарных учреждениях индивидуальных особенностей лиц, отбывающих наказание. Благодаря трудам его современников Ч.Беккария, Ш. Монтескье, И. Бенталя и других ученых эпохи Просвещения становится очевидным необходимость раскаяния преступника и важность использования при этом системы средств воздействия на его психику.
В развитие пенитенциарно-психологических идей в конце XVIII -начале XX столетия определенный вклад внесли такие ученые, как И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.М. Щербатый, Ф.В. Ушаков, А.Н. Радищев, В.К. Елпатьевский, Г.С. Гордиенко, П.Д. Лодий. Однако наибольшая продуктивность отечественных ученых по научному обоснованию актуальности использования данных психологии в исправлении преступников приходится на период после судебной реформы 1864 года. Именно тогда крупнейшие психологи И.М. Сеченов, М.Я. Грот, В.М. Бехтерев, а также юристы Д.А. Дриль, В.Д. Спасович, Л.Е. Владимиров, И.Я. Фойницкий, М.С. Таганцев и другие обсуждали проблемы характера и возможностей процесса исполнения наказания. Пытались определить роль и найти конкретное применение средствам психологического воздействия в процессе исправления преступников.
Знаменательным для развития в ХIХ столетии отечественной пенитенциарно-психологической линии являлось то, что российские ученые ассимилировали новые идеи, теории и методические новации, возникающие за рубежом. В те времена мировую популярность имели биопсихологические идеи Ф. Галя, Ч. Ломброзо, социологические разработки Э. Дюркгейма, Э. Ферри и др. Отечественные ученые, активно внедряя передовые зарубежные взгляды в отечественную пенитенциарную психологию, адаптировали их к национальной ментальное™, разрабатывали оригинальные подходы в понимании феномена наказания и путей исправления преступников.
В начале XX столетия публикуются фундаментальные труды П.А. Сорокина «Преступления и кара, подвиг и награда» (1914), С.В. Познышева «Учение о наказаниях» (1904). В изданиях обсуждаются такие проблемы, как реальность юридического и нравственного исправления заключенных, пути перехода от возмездия и устрашения к душевному излечению, возможности индивидуальных и групповых форм воспитания и др.
Зарубежные ученые в конце ХIХ – начале XX .века формулируют новый постулат развития пенитенциарной системы: наказание должно соответствовать не преступлению, а преступнику, личность которого имеет природные и социальные дефекты. В контексте идей, сформулированных в теориях опасности личности преступника Р. Гарофалло (1885), опасных психических состояний А. Принса (1898), социальной дезорганизации Э. Дюркгейма, в различных странах карательные меры в уголовно-исполнительных законодательствах все более стали вытесняться мерами социальной защиты.
Постоянно возрастающий в XX веке интерес пенитенциарной практики к поиску средств некарательного воздействия с целью исправления преступников приводит ко все большей востребованности достижений психологии. Так, если рассмотреть общие тенденции в трансформации пенитенциарных моделей в XX столетии, на примере одной из стран -США, то следует отметить наличие здесь растущей формирующей роли психологической науки. Эволюция в развитии пенитенциарной системы здесь шла по пути перехода от «репрессивной» модели (строгость наказания), к модели «юридической справедливости» (рационально-этические идеалы «неоклассической школы» уголовного права), к модели специального обращения (медицинские и немедицинские технологии психотерапии) и к гуманистической «реинтеграционной модели исполнения наказания» (поэтапная реинтеграция бывших преступников в обществе).
В разработке и применении в местах лишения свободы конкретных программ, методов и психотехник исправления заключенных наиболее весома роль таких направлений зарубежной психологии, как психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальттерапия, психодрама, трансактный анализ.
В постреволюционный период ученые предприняли немало попыток сформулировать основные причины противоправного поведения личности, объяснить их характер. Однако психология исполнения уголовных наказаний периода 20 – 30-х годов XX в. находилась под влиянием идей антропологической школы.
Антропологи относили преступника к атавистическому типу человека, объясняли причины его антиобщественных деяний сугубо биологическими особенностями1.
Академик В.М. Бехтерев высказывал по этому поводу мысль о том, что «талантливые ученики антропологической школы» (Э. Ферри и др.) «подались в сторону социализма». Часть авторов пыталась рационализировать учение «социологов» путем расширения и придания ему более четкой формы.
Отечественный психолог А.А. Бодалев, определяя необходимость учета особенностей личности в практике воспитания, выделяет положение о том, что воспитуемость личности избирательна и парциальна (в переводе с лат. – частична, отдельна). «Значит, – пишет он, – нужно искать ответы на вопросы: к чему и когда и, главное, при каких условиях эта воспитуемость больше, а к чему, наоборот, меньше?».
Все это свидетельствует о повышении роли психологии в научном обосновании средств и методов исправления осужденных.
Без психологических знаний невозможен объективный подход к исследованию проблем личности, групп и коллективов осужденных, определению способов общения с ними, поиску новых подходов и способов исправления осужденных, гуманизации исполнения уголовного наказания.
А.В. Петровский, анализируя пути становления судебной психологии в первые годы Советской власти, так характеризует этот период: «Тезис о примате общественного бытия над общественным сознанием понимался упрощенно и истолковывался односторонне, что вело к схематизации и упрощению отношений личности и среды, к принижению роли сознания и человеческой активности. Поэтому на рубеже 20 – 30-х годов XX в. в области судебной психологии сложилось такое положение, когда фактически существовали различные и принципиально враждебные друг другу учения: антропологическое, социологическое и диалектико-материалистическое, устанавливающее свое понимание природы и сущности преступности».
Именно в этот период (1920 – 1930 гг.) появилось несколько работ о личности преступника, авторы которых критиковали зарубежную методологию. Однако раскрыть сущность противоправного поведения, причины формирования асоциальных привычек и пути исправления преступников в местах лишения свободы они не смогли.
Наибольший интерес представляют исследования по проблеме личности, проведенные в те годы А.Ф. Лазурским. В монографии «Классификация личностей» он пытался составить классификацию, «которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию»2. В дальнейших работах А.Ф. Лазурский не раскрыл диалектического единства этих двух сторон в психике человека и пошел по пути разделения врожденного и приобретенного на эндопсихику, выражающую «внутреннюю взаимозависимость психологических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности», к которому он относил темперамент, характер, умственную одаренность и экзопсихику, содержание которой «определяется отношением личности к внешним объектам, к среде» .
Такой подход к психической организации повлек за собой одностороннее понимание развития личности. Поскольку внутреннее и внешнее рассматривались как отдельные стороны одного явления, возникал вопрос: что же играет ведущую роль в формировании направленности поведения индивида? Предпочтение отдавалось нервно-психической организации человека, то есть эндопсихике, а в связи с этим утверждалось, что «приспособление человека может быть более или менее полным, глубоким и всесторонним, причем степень и объем этого приспособления определяется, с одной стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с другой (и это самое важное) – тем прирожденным запасом физических и духовных сил, который в общей своей совокупности носит название «степени одаренности».
По мнению А.Ф. Лазурского, в основе развития индивида лежат не столько внешние условия, сколько врожденные эндопсихические образования. Он считал, что «выбившиеся раз и навсегда из социальной колеи уже почти неспособны больше вернуться к сколько-нибудь нормальному человеческому существованию». Ученый не оставлял места для исправления преступника, полагая, что его дальнейшее развитие предопределено неблагоприятной наследственностью, несовпадением обстоятельств жизни и уровня его нервно-психической организации.
С идеями А.Ф. Лазурского оказалась созвучна книга профессора Московского государственного психоневралогического института С.В. Познышева «Криминальная психология. Преступные типы». Уже в предисловии к монографии автор довольно ясно излагает точку зрения на причины противоправного поведения. Они, по его мнению, «сокрыты в конституции преступника, которая создается и изменяется под влиянием, с одной стороны, окружающих личность внешних и, прежде всего, социальных условий, а с другой – того, что организм данного субъекта получил в наследство от предков».
По его мнению, «нельзя отрицать того факта, что среди преступников существует значительный процент лиц с более или менее ясною печатью вырождения, неуравновешенности, недоразвития и духовного оскудения. Но все эти черты – обычные черты вырождения, а не какие-либо специфические корни или клейма преступности». В этой связи ученый развивает мысль о двух типах преступников эндогенных, то есть имеющих особую предрасположенность к противоправным деяниям, что «объясняется особыми свойствами личности»1 и экзогенных, преобладающая роль в совершении преступления у которых принадлежит внешним факторам.
Основная идея С.В. Познышева заключалась в том, что внутренний психологический настрой человека и внешние условия независимо друг от друга оказывают влияние на формирование направленности поведения индивида.
Подобные взгляды имели место и в работах других авторов. Например, в 1925 году в Казани были изданы очерки криминальной психологии К. Сотонина, в которых он пытается раскрыть сущность внешних воздействий на поведение человека, изучить «влияние результатов выработанного мировоззрения, недостаточного социального воспитания» на формирование антисоциальной направленности индивида. Автор, стремясь проанализировать причины, которые побуждают индивида к преступлению, относит к ним основные потребности (инстинкты), эмоции (аффекты, чувство стыда), идеологические факторы (когда сформированное ранее мировоззрение, принципы поведения индивида вступают в противоречие с существующим законодательством) и психологические (внушаемость). Значительное внимание уделяет он биологическим причинам преступности и непосредственно инстинктам самосохранения (чувство голода, жажды), продолжению и сохранению рода.
В тридцатые годы были изданы и другие научные труды, в которых объяснялись причины преступности с позиции антропологии и социологии. Авторы открыто вели полемику не только о биологических причинах развития антисоциальных привычек, но и о влиянии на этот процесс социальных условий. Это в значительной степени подрывало зарубежные теории о врожденности и наследственности как основных факторах формирования антиобщественной направленности личности. По словам А.В. Петровского, «отрицание антропологической концепции преступности смыкалось с критикой наследственно-биологического направления и характерологии», создавало условия для дальнейшего разоблачения этой реакционной теории.
Помимо Государственного института в Москве и его филиалов в Ростове-на-Дону и Саратове, Ленинграде и сходных учреждений в виде кабинетов по изучению преступности в Москве, Одессе и Ленинграде, делаются попытки их открытия и в других городах.
Благодаря организации кабинета по изучению преступности научно-исследовательская работа была перенесена в исправительно-трудовые учреждения, куда разрешался свободный доступ научным работникам. Это был новый шаг на пути к становлению психологии исполнения уголовных наказаний. М. Гернет отмечал: «… теперь, когда непреодолимых преград не существует, естественно, рвется туда, к заключенному, так долго сдерживаемая научная мысль».
Во второй половине 20-х годов XX в. значительное внимание уделяется разработке конкретных методов исследования личности осужденного. К примеру, для изучения эмоциональной сферы использовался метод предъявления картин различного содержания (сцены мирной жизни; пьянства, драк и пр.).
В кабинетах по изучению преступности и преступников проводился ассоциативный эксперимент, с помощью которого изучались агрессивные тенденции, комплексы виновности, эмоциональная сфера, желания осужденного. Широкое распространение получили такие методические приемы, как беседа, анкетирование, изучение данных биографий, организация целенаправленных наблюдений за поведением правонарушителя в условиях изоляции, анализ статистических данных. Сущность его заключается в предложении осужденному описать чувства, вызванные тем или иным словом, например, «убийство», «пожар» и др.
Некоторые исследования проводились по единой методике, что давало возможность сопоставлять полученные данные, обобщать выводы по различным категориям осужденных. Часто сопоставлялись единые социологические и индивидуальные анкеты для изучения жизненного пути правонарушителя, взаимоотношений в группах, разрабатывались стандартизированные тесты, что позволяло одновременно изучать большое число осужденных.
В большинстве работ описывались сами преступления, но не раскрывалась внутренняя сущность преступника, социальные причины формирования его антиобщественной направленности. Взаимоотношение среды и человека рассматривалось вне экономических условий и конкретного исторического периода.
Эти причины породили существенные недостатки научно-исследовательской работы в области психологии исполнения уголовных наказаний конца 20-х годов: непреодолимый до конца биологизм, рефлексологические и реактологические наслоения, которые отодвигали проблему формирования сознания индивида на второй план.
С вполне обоснованной критикой идей антропологической и социологической школ выступил профессор М.Н. Гернет. В 1929 году вышла работа Ю.Ю. Бехтерева «Изучение личности заключенного. В 1930 году В.А. Внуков делает попытку обосновать влияние среды на личность. Он объясняет социальные условия как необходимость, а личность с ее характером и биологическими данными как случайность. Понять эти противоречивые стороны в психике человека, по его мнению, можно лишь рассматривая их в процессе развития. Направленность поведения личности становится понятной в результате анализа внешних социальных актов, основой которых служат ее биологические особенности. «Все извращения социального поведения, – по словам В.А. Внукова, – должны быть изучаемы в их конкретной ситуации, и личность только тогда перед нами раскроется, когда будет принята ее социальная значимость и когда биологические истоки ее будут связаны с теми верхними слоями индивида, которые являются пластичными и податливыми воздействиям извне. В этом направлении «биологическое» в личности не теряется, а занимает свое место, обусловливая силу, форму и скорость «преступной» реакции, но не ее содержание»‘.
Эти единичные научные доводы не смогли приостановить начавшийся распад системы кабинетов по изучению причин преступности и преступника. Ослабление внимания к разработке проблем криминальной психологии существенно сказалось на организации процесса предупреждения рецидивной преступности, исправления осужденных. Кроме того, доступ научных работников в исправительные учреждения был ограничен до минимума.
Психологическая наука, преодолев тенденции рефлексологии, реактологии, биологизма поставила вопрос об изучении психики индивида в целенаправленной деятельности.
Огромное влияние на становление психологии исполнения уголовных наказаний как науки о человеке сыграли видные отечественные ученые-психологи С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.
Психология исполнения уголовных наказаний в настоящее время решает сложные задачи изучения личности осужденного и определения мер психолого-педагогического воздействия. Большой вклад в разработку проблем психологии исполнения уголовных наказаний внесли психологи К.К. Платонов, В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин, А.Г. Ковалев и др. Удачная попытка разработки методики и программы изучения личности осужденного с учетом конкретных материалов из жизни колонии была предпринята Л.А. Вьгсотиной и В.Д. Лутанским.
Большое значение для изучения психологии преступника имели научные исследования юристов. В 1960 году с призывом о создании науки о воспитании выступил профессор Б.С. Утевский. Затем выходят в свет его лекции и статьи, в которых излагаются особенности исправления осужденных в условиях лишения свободы, методика изучения их индивидуальных различий и учет полученных данных в практической деятельности воспитателей колонии’.
В 60-е годы выходят в свет монографические исследования А Б Сахарова, В.Н. Кудрявцева, А.М. Яковлева, коллективные труды Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, кафедры уголовного права и криминологии Казанского университета, в которых анализировалась личность преступника, раскрывались причины ее противоправного поведения.
Перед психологией исполнения уголовных наказаний стоит сложная задача приблизить научные исследования к нуждам практики содействовать повышению эффективности деятельности исправительно-трудовых учреждений в исправлении преступников. Этого можно было достичь, только объединив усилия научных центров страны. Целями такого объединения были следующие:
а) обобщение теоретических исследований в области психологии, творческое преломление достигнутых успехов в изучении личности осужденного в условиях исправительно-трудовых учреждений;
б) реализация научных гипотез и теорий преступного поведения и исправления осужденных на практике. В данном случае психология должна установить причины криминального поведения индивида, изучить его индивидуальные особенности, выработать рекомендации по изменению их в условиях исправительного учреждения.
Таким образом, период 20-х годов характеризовался зарождением исправительных учреждений нового типа, появились первые ростки науки об изучении и исправлении личности осужденного.
Представители этой отрасли науки находились под влиянием антропологической и социологической школ, поэтому психология исполнения уголовных наказаний прошла сложный путь с противоречивыми тенденциями биологизма, реактологии и рефлексологии во взглядах на личность преступника.
Однако к началу 30-х годов появляются предпосылки объективного подхода к объяснению причин преступности и формированию асоциальной направленности правонарушителя. «Специфической формой идейно-теоретической борьбы в психологии этой эпохи была не только критика, но и самокритика, которая выступала в качестве важного фактора методологического перевооружения науки»‘.
С 1954 года начинается активное развитие психологии исполнения уголовных наказаний. Личность осужденного рассматривается как единство его внутренней сущности и воздействия на нее через систему воспитательных мероприятий.
В 60-е годы отечественным психологам (А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, А.Г. Ковалев и др.) пришлось, по сути дела, возрождать пенитенциарно-психологическую науку, начиная с обоснования автономности ее предмета и поиска адекватных методов исследования.
В последние два десятилетия в расширение проблематики исследований, выявление специфических закономерностей и механизмов проявления психики людей в период отбывания наказания заметный вклад внесли такие российские ученые, как В.Г. Деев, М.Г. Дебольский, А.И. Папкин, В.Ф. Пирожков, А.В. Пищелко, М.П. Стурова, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков, Г.Ф. Хохряков и многие другие.
В начале 90-х годов в связи с развитием в отечественных исправительных учреждениях психологической службы значительно расширилась сфера практической деятельности пенитенциарных психологов и наметился комплексный подход к разработке проблем психологического обеспечения труда различных категорий пенитенциарных работников.
Таким образом, психология исполнения уголовных наказаний, зародившись в недрах криминологии, прошла сложный путь становления и в настоящее время имеет собственную область исследований, а ее основной задачей является психологическое обеспечение исправительного процесса, направленное на достижение целей уголовного наказания.

Цель и задачи психологии исполнения уголовных наказаний
В современных условиях перед психологической наукой в целом и ее многочисленными отраслями остро встает задача разработки целостной концепции проявлений психологии в деятельности людей. Эта проблема является центральной и для психологии исполнения уголовных наказаний. Среди основных задач психологии исполнения уголовных наказаний наиболее часто выделяют:
- раскрытие психологических закономерностей исправления осужденных с целью регулирования правовых ограничений, применяемых в .отношении осужденных, и усовершенствования уголовно-исполнительного законодательства;
- выявление психологических условий эффективного применения основных средств исправления осужденных с целью выработки научно обоснованных рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса в исправительном учреждении;
- разработку психологических типологии (классификаций) различных категорий и групп осужденных с целью дифференциации и индивидуализации мер исправительного воздействия;
- изучение психологических проблем управления системой институтов (учреждений), исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, с целью совершенствования их деятельности;
- поиск и определение критериев исправления осужденных в процессе их ресоциализации, а также разработка рекомендаций и мер по социальной реабилитации лиц, отбывающих наказание;
- разработку и внедрение в деятельность исправительных учреждений психотехнических средств осуществления психодиагностики, психоконсультирования, психокоррекции и психотерапии с различными категориями осужденных в индивидуальной и групповой формах.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.