Личностная тревога


Страх подобен снежному кому – стоит начать его катить, и он тогда быстро вырастает до чудовищных размеров, вытесняя уже саму причину его возникновения или гипертрофируя ее донельзя.
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся сигналами опасности. Дж. Боулби считал, что причиной страха может быть как присутствие чего-либо, так и отсутствие того, что обеспечивает безопасность. Дж. Грей говорит о том, что причинами страха могут послужить события, которые не происходят в ожидаемом месте и в ожидаемое время. Вызывает ли какое-то событие страх, зависит от контекста, в котором оно происходит, от индивидуальных различий в темпераменте или предрасположенностях и от опыта и возраста индивида.
Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда этот страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные.
Причины страха могут быть разделены на четыре класса:
1. внешние события или процессы;
2. влечения и потребности;
3. эмоции;
4. когнитивные процессы субъекта.
Причины, которые относятся к каждому из этих классов, могут быть врожденными и приобретенными.
Страх может быть результатом когнитивной оценки ситуации, как потенциально опасной. Томкинс называет такую причину когнитивно сконструированной. Когнитивные процессы представляют наиболее общий и распространенный класс причин страха. Так, человек, предмет или ситуация может стать источником страха в результате:
1. формирования гипотез (воображаемых источников страха);
2. ожидания вреда;
3. непосредственного столкновения со сконструированным (воображаемым) объектом страха.
Любая эмоция может стать причиной страха, так как реакция испуга, возбуждения, интереса, удивления и страха сходны по нейрофизиологическим механизмам. Как утверждает Томкинс, «внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если не полное – к возбуждению». В процессе научения любые другие эмоции также могут стать причинами страха. Кроме того, страх является сам для себя активатором. Переживая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от собственной эмоциональной экспрессии, а это в свою очередь может привести к усилению страха. Поэтому уже само переживание страха вызывает страх и пугает человека.
Страх – неприятное и порой мучительное чувство, которое может быть вызвано какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей или мнимой, плодом нашего воображения, может быть незначительной, вызывая лишь некоторую тревогу, или же стать настолько сильной, что приведет в ужас. Как бы там ни было, человек не любит испытывать страх, даже если он приносит какую-либо пользу, ограждая нас от опасности или удерживая от нее вдалеке. Все равно не хотим, чтобы страх переживали наши дети, хотя все дети испытывают страхи, уйму страхов. Из всего этого многообразия страхов большинство страхов необоснованны и не связаны с какой-либо реальной угрозой с точки зрения взрослых.

1.4. Тревожность у стрелков

Человеку свойственно испытывать страх или беспокойство в различных ситуациях. Склонность к возникновению этого состояния может быть глубокой и постоянной, проявляться в большинстве жизненных ситуаций, являясь чертой личности данного человека. Состояние тревожности характеризуется переживаниями напряженности, беспокойства, озабоченности, сопровождающимися возбуждением вегетативной нервной системы.
Как свойство личности тревожность является основой возникновения состояния тревоги, возникающей в каждом отдельном случае под влиянием обстоятельств, воспринимаемых как угроза личности. Чувство страха лежит в основе отрицательных эмоциональных состояний, рождающихся как реакция на действительную (или предполагаемую, но переживаемую как действительную) опасность, по отношению к которой мы себя чувствуем беспомощными и беззащитными.
Тревога как состояние личности возникает как у высокотревожных, так и у низкотревожных лиц. Однако у первых, при равных обстоятельствах, она приобретает значительно большую силу. Тревожность оказывает исключительно большое влияние на успех деятельности стрелка. Чрезмерная тревожность вызывает заблаговременные сильные переживания предстоящих стрельб, истощая психические силы сотрудника, вызывая перенапряжения в ходе выступления, сильно затрудняющие полноценное выполнение действия. И смелые в своем поведении сотрудники не всегда свободны от высокого уровня тревожности.
Не всякая тревожность оказывает неблагоприятное воздействие на работу сотрудника. Для успешного выступления, по-видимому, необходим какой-то оптимальный уровень . Если человек чрезвычайно тревожен или подходит к огневому рубежу в состоянии равнодушия, то, вероятно, он выступит неудачно.
По мнению психологов, уровень тревожности, оказывающий положительное или отрицательное влияние на успех деятельности, связан с отношением человека к успеху и неудаче, а также с его потребностью в достижении.
Оптимальный уровень состояния тревоги способствует достижению высоких результатов, поддерживая мобилизацию организма сотрудника на протяжении всего времени выполнения упражнения. Наблюдаемое иногда у стрелков в ходе соревновательной борьбы полное успокоение, возникающее вследствие гладко проходящей стрельбы, нередко вызывает спад результатов. Это влияние снижения уровня тревоги, снимающего состояние мобилизации и оптимальной напряженности.
Таким образом, некоторый уровень тревожности является нормальным состоянием, способствующим достижению высокого результата. Тревожность побуждает сотрудника к интенсивной тренировке, позволяет овладеть техническим мастерством.
Однако, как замечено спортивными психологами, высокотревожный человек в обстановке ответственных соревнований проявляет, как правило, более сильные реакции стресса, затрудняющие им достижение результатов, освоенных в тренировочной работе. При благоприятных обстоятельствах спортсменам этой категории иногда удается показать высокий результат, соответствующий уровню их технической подготовленности, что обычно является причиной ошибок тренеров в оценке их надежности в предстоящих ответственных соревнованиях. Таким образом, высокая работоспособность спортсмена нередко отражает свойственный ему высокий уровень тревожности.

Выводы.
Анализ теоретического материала по данной теме, показал, что высокая тревожность способствует оценке предметов, событий, явлений объективно не опасных, как угрожающих, с последующим переживанием предстоящей тревоги. Мы можем предположить, что тревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя неуверенно в различных ситуациях.
Для высокотревожных характерна эмоциональная неуравновешенность, робость, неуверенность в себе и взвинченность, напряженность. У них более высокий и менее стабильный уровень притязаний.
Высокотревожному трудно выдержать нервно-психическое напряжение, связанное со сдачей зачетов и экзаменов. Низкая степень тревожности не всегда способствует ответственному отношению к учебе, что тоже не способствует достижению высоких результатов.
Высокая тревожность снижает успешность профессиональной деятельности. В.М. Миленин установил, что высокотревожные спортсмены на соревнованиях, как правило, выступают плохо.
Не смотря на вышеприведенные положения, зависимость влияния тревожности на жизнедеятельность человека в отечественной и зарубежной литературе психологии, на наш взгляд, изучена недостаточно. Применительно к уголовно-исполнительной системе такие работы вообще отсутствуют.
Тем не менее, анализ литературы наглядно показывает, что снижение тревожности у сотрудников УИС может содействовать их более успешной адаптации к условиям службы, влиять на стрессовое состояние и неадекватное поведение при подготовке и во время стрельб.

Глава 2. Особенности тренинга по снижению уровня тревожности
2.1. Принципы работы тренинговой группы.

В составлении тренинга мы использовали элементы следующих подходов: гештальт-терапии, когнитивной психологии, терапии М. Эриксона.
Применительно к гештальт-терапии мы использовали следующие принципы. После каждого упражнения рефлексия, включающая в себя:
1. Осознавание самого участника, его открытия в упражнении, его чувства, его мысли по этому поводу.
2. Наблюдение и вопросы психолога, направленные на осознание участником тренинга того, что с ним происходило. Вопросы направлены на актуальность, на осознание ответственности.
При отработке упражнений с оружием, женщина, держа пистолет в вытянутой руке в момент прицеливания, испытывает напряжение, ей неудобно, в этот момент психолог может задать вопрос на осознание:
- Каково тебе вот так держать руку?
Или вопрос на актуальность:
- Чего бы ты в данный момент хотела изменить в положении своей руки?
Можно задать вопрос на ответственность:
- Ты будешь тренироваться дальше так, чтобы твоей руке было удобно?
В рамках когнитивного подхода мы вводим в начальной стадии тренинга упражнения «Контраргументы», «Мои сильные стороны», направленные на осознание себя.
В рамках подхода М. Эриксона Цель психолога заставить мыслить сотрудника по-другому, изменить его образ мышления. Тем самым преодолеваются психологические препятствия к улучшению результата. Вносится всего лишь небольшое изменение в самовосприятие человеком своих возможностей в стрельбе путем снятия в сознании человека разницы между выбитыми очками. В сознание сотрудника вводится это минимально возможное изменение, а затем возводится на нем вся мотивационная пирамида стремления сотрудника к своему будущему результату. Эта мотивационная пирамида должна срабатывать, и тогда сотрудник добивается своей цели, ибо цель – сумма мотивов. Одним из основных принципов данного подхода является поддержка «снизу», когда психолог поддерживает любое действие сотрудника.
Цель тренинга: снизить уровень тревожности сотрудников.
Задача тренинговой группы – помочь участнику осознать свою индивидуальность, выработать свой, т.е. характерный для каждого члена группы, стиль обращения с оружием. В этом и заключается гуманистическая идея тренинга – не заставлять, не давить, а помочь человеку преодолеть стереотипы, связанные с обращением с оружием.

Проектируемые этапы тренинга.
Первый этап (организационный):
- Ориентация в специфике тренинга как метода освоения психологических аспектов при обращении с оружием;
Второй этап:
- создание в группе атмосферы, способствующей самопознанию и самопроявлению;
- дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения и поведения окружающих.
Третий этап:
- переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии;
- расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого;
Четвертый этап.
- проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств для подготовки к стрельбе;
- отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного взаимодействия с оружием на огневом рубеже.
Пятый этап.
- рефлексия изменений, произошедших с участниках и в группе за время тренинга;
- закрепление навыков и умений участников, завершение работы тренинговой группы, ответы на вопросы, оказание необходимой поддержки и конструктивный настрой на будущее.
Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своего состояния в ходе работы группы.
Принцип диалогизации взаимодействия – полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг к другу.
Принцип самодиагностики – самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.
Правила группы:
После знакомства психолог объясняет участникам основные принципы работы в группе. Затем члены группы приступают к выработке правил работы своей группы. Основными правилами являются:
1. Доверительный стиль общения.
В качестве первого шага к созданию климата доверия психолог может предложить принять единую форму обращения на «ты», психологически уравнивающую всех членов группы и ведущего.
2. Общение по принципу «здесь и теперь».
Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с ними в группе.
2. «Я»- высказывания.
Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности.
3. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Все, что происходит во время занятий не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.
4. Не оценивать.
При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия.
Для участников эти правила группового общения излагаются более подробно. На все возникающие у них вопросы даются исчерпывающие ответы, также обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

2.2. Динамика подготовленности к стрельбе

Наиболее полно вопрос динамики подготовленности к стрельбе изучен в спорте. Для выявления полноты картины, на что еще может быть направлена работа в тренинге, способствующая снижению тревожности, мы взяли за основу динамику подготовленности стрелка-спортсмена (1) и вычленили те, параметры, которые, на наш взгляд необходимы сотруднику УИС для подготовки к стрельбе (2).
1. Динамика подготовленности спортсмена .
1. Тренированность
2. Общая выносливость к тренировочным нагрузкам
3. Выносливость к сохранению позы изготовки.
4. Прицеливание, устойчивость оружия.
5. Спуск, согласованное с прицеливанием давление на спусковой крючок.
6. Достижение автоматизма пусковых воздействий.
7. Проявление волевых черт характера:
а. целеустремленности;
б. настойчивости;
в. решительности;
г. смелости;
д. самообладания;
8. Психоэмоциональная устойчивость в соревнованиях.
9. Психическая адаптация к высокорезультативной стрельбе.
10. Способность к мобилизации.
11. Психологическая выносливость к длительному напряжению.
12. Трудолюбие.
13. Навыки психорегуляции.
14. Знание матчасти своего оружия.
15. Ведение дневника.
16. Владение анализом тренировок и соревнований.

2. Динамика подготовленности сотрудника УИС
на курсах первоначальной подготовки
1. Тренированность.
2. Выносливость к сохранению позы изготовки.
3. Прицеливание, устойчивость оружия.
4. Спуск, согласованное с прицеливанием давление на спусковой крючок.
5. Достижение автоматизма пусковых воздействий.
6. Проявление волевых черт характера:
а. целеустремленности;
б. настойчивости;
в. решительности;
г. смелости;
д. самообладания;
7. Психоэмоциональная устойчивость.
8. Способность к мобилизации.
9. Психологическая выносливость к непродолжительному напряжению.
10. Навыки психорегуляции.

В своей работе мы акцентируем внимание на пп. 1-5, 7, 10. Пункты 5, 8, 9 тоже очень важны, но необходимы, по нашему мнению, при более длительном занятии стрельбой.

2.3. Психологический аспект в технике подготовки стрелка

Сегодня необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику. Руководитель стрельб (преподаватель, инструктор) должен быть хорошим психологом.
Для выполнения приемов стрельбы, обеспечивающих наибольшую меткость и удобство действий стреляющего, каждый сотрудник должен в зависимости от своих индивидуальных особенностей выработать наиболее выгодное и устойчивое положение для стрельбы, добиваясь при этом однообразного положения корпуса, рук и ног. Стажеру необходимо помочь найти свое положение при стрельбе.
Удержание пистолета осуществляется за счет захвата его рукоятки кистью руки. Хватка рукоятки должна быть плотной, создающей полную связь руки с оружием в момент прицеливания и выстрела. Правильное положение оружия в руке зависит, прежде всего, от большого и указательного пальцев – в их «вилку» и вставляется оружие тыльной частью. Рукоятка плотно охватывается остальными пальцами.
При стрельбе с одной руки рукоятка пистолета берется плотно, без лишних усилий, так как большое мышечное напряжение может повлечь за собой увеличение колебания оружия, для самоконтроля необходимо следить за тем, чтобы кожа на суставах не белела. Указательный палец накладывается на спусковой крючок чаще всего сгибом первой фаланги, реже – первой или второй фалангами.
При стрельбе с двух рук пистолет удерживается аналогичным образом, а свободная рука поддерживает руку с оружием снизу.
Возможны три основных способа поддержания пистолета:
1. Свободная рука поворачивается ладонью вверх и в нее вкладывается рука с оружием таким образом, чтобы запястье находилось в середине ладони свободной руки. Этой хваткой обеспечивается фиксация самого подвижного сустава руки – запястья, она применяется для особо точной стрельбы;
2. Ладонь свободной руки поддерживает рукоятку пистолета снизу (под магазином). Эта хватка применяется в основном при необходимости быстро произвести выстрел после выхватывания пистолета, а также при стрельбе с упора;
3. Ладонь свободной руки охватывает пальцы руки, удерживающей пистолет, и поддерживает ствол снизу перед спусковой скобой.
При всех видах хваток необходимо следить за тем, чтобы середина ладони свободной руки находилась под осью канала ствола и не допускать в обучении захвата сбоку. Опытный инструктор поможет выбрать стажеру индивидуальную хватку.
Как научить плавному спуску курка? Для этого нужно выполнить ряд упражнений:
- правую руку согнуть в локте, пистолет – перед обучаемым, взгляд направлен на палец, нажимающий на спусковой крючок;
- положение указательного пальца на спусковом крючке произвольное, если рука маленькая и пальцы короткие, то нажимать надо первой фалангой, если рука большая и пальцы длинные, то нажимать следует второй фалангой;
- холостой ход: указательным пальцем нажимать спусковой крючок до упора и отпустить, нажать и отпустить (повтор 3-5 раз);
- объяснить, что за упором следует боевой ход курка;
- боевой ход курка: выжать холостой ход, палец остановит, подготовка к выстрелу закончена, потом и начинается обработка выстрела. Очень плавно и медленно (от 4 до 8 сек.) нажимаем на спусковой крючок, палец движется равномерно, без ускорений, происходит щелчок (курок сорвался с боевого взвода), продолжаем нажимать на спусковой крючок еще 2-3 сек., выстрел закончен (повтор 5-8 раз).
Для спуска курка необходимо, удерживая дыхание, плавно нажимать первым суставом указательного пальца на хвост спускового крючка, пока курок, незаметно для стреляющего, как бы сам собой, не сорвется с боевого взвода, то есть не произойдет выстрел. При взведенном предварительно курке следует иметь в виду, что спусковой крючок имеет некоторый свободный ход, при котором выстрел не произойдет (предупредительный спуск). При нажатии на хвост спускового крючка давление пальца следует производить прямо назад. Стреляющий должен плавно увеличить давление на хвост спускового крючка в течение того времени, когда вершина ровной мушки совмещается с точкой прицеливания. Когда же мушка отклонится от точки прицеливания, стреляющий должен, не увеличивая, но и не ослабляя давления, выправить наводку, и как только ровная мушка опять совместится с точкой прицеливания, вновь плавно увеличить нажим на хвост спускового крючка. При спуске курка не следует смущаться незначительным колебанием мушки у точки прицеливания. Стремление произвести спуск обязательно в момент наилучшего совпадения мушки с точкой прицеливания может повлечь за собой дергание за спуск, а отсюда – неточный выстрел. Если стреляющий, нажимая на хвост спускового крючка, почувствует, что не может больше нажимать, надо, не ослабляя и не усиливая нажима пальца, перевести дыхание и, вновь задержав его, продолжить плавно дожимать хвост спускового крючка .
Ставя перед собой задачу, помочь молодым сотрудникам в освоении оружия, психолог должен досконально знать особенности и психологические аспекты стрельбы и вовремя помочь, если возникнет такая необходимость. На наш взгляд, присутствие психолога на стрельбах обязательно. Особенно это касается стрельб на курсах первоначальной подготовки.

2.4. Цель и задачи психологической подготовки стрелков

От состояния психики, умения управлять собой зависит во многом успех в огневой подготовке сотрудника.
В ходе психологической подготовки решаются следующие задачи:
1. Создание у стрелка психологической готовности путем правильного определения цели, мотивов; установка на достижение этой цели и воспитание уверенности в этом;
2. Совершенствование знаний, умений и навыков по сохранению психологической готовности в ходе подготовки к стрельбе благодаря эффективности и надежности саморегуляции поведения и действий.
3. Обеспечение физической и психологической свежести к началу соревнований.
Психологическая подготовка к стрельбе делится на два периода: 1) ранней психологической подготовки, 2) непосредственной психической подготовки.
Период ранней психологической подготовки к стрельбе, в свою очередь, делится на три этапа:
1) диагностический;
2) программирование целей и задач участия в стрельбах;
3) актуализация мотивов выступления.
В этот период преследуется цель создать мобилизующие условия психологической адаптации к стрельбе и превращение цели в убеждение.
1. Диагностический этап характеризуется получением информации об условиях стрельб и собственном состоянии тренированности. Используются методики объективной оценки и самооценки.
2. Этап программирования имеет психологический и тренировочный аспекты деятельности.
Психологический аспект программирования – это цели и задачи участия в стрельбах. Психолог дает установку на успешное выступление и способствовать превращению цели в убеждение. Основное требование – конкретность (ясность цели), доступность (осуществимость, реальность).
Тренировочный аспект – программирование возрастания объема и интенсивности нагрузок всех видов подготовки. Переход к этапу непосредственной психологической подготовки стрелка к стрельбам характеризуется актуализацией мотивов выступления.
3. Этап актуализации мотивов выступления. Психолог стремится всемерно упрочить эти мотивы в сознании стрелка, проводя коллективное обсуждение задач в команде.
Мотивам придается позитивная эмоциональная окраска.
Период непосредственной психологической подготовки к стрельбам включает в себя:
1. Вероятностное программирование деятельности в предполагаемых условиях.
2. Формирование уверенности стрелка в реализации его возможностей.
3. Формирование оптимального эмоционального состояния. В этот период формируется состояние психологической готовности в результате создания благоприятного психологического климата, завершения психологической адаптации к условиям предстоящей деятельности и актуализации общественно значимых мотивов выступления.
Период длится от 14 до 30 дней.
Вероятностное программирование деятельности в предполагаемых условиях включает в себя:
а) моделированную тренировку – имитацию условий внешней среды;
б) открытую тренировку (зрители, табло результатов, комментирование и другие помехи);
в) программирование тактики:
- возможность изменения внешних условий и как следствие изменение темпа и ритм стрельбы;
- учет обострения соперничества (возрастания эмоциональной нагрузки);
- возможность изменения интервалов отдыха между выстрелами;
- возможность развития психофизического утомления (тренировка на фоне значительного утомления);
г) идеомоторную обработку ответственных моментов:
- перехода с пробных выстрелов на зачетные;
- первого выстрела в серии;
- выстрела после отличной пробоины;
- выстрела после неудачной пробоины;
- последнего выстрела последней серии.
Формировать уверенность стрелка в реализации его возможностей психолог должен на:
а) позитивном опыте подготовки самого стрелка;
б) устранение причин неуверенности (характер, темперамент стрелка, неотлаженность оружия);
Уверенность формируется в результате: успешного завершения предсоревновательных тренировок; воздействия примеров (спокойствие и позитивный настрой психолога);
- формирование коллективного (командного) настроя на победу;
- предъявление к стрелку посильных требований;
- достижения хорошего самочувствия и состояния психологического равновесия к дню стрельб.
Оптимальной эмоциональное состояние формируется под воздействием чувства команды и ответственности, с одной стороны, и спортивных эмоций, с другой.
Приемы регуляции эмоционального состояния. Условно все приемы можно разделить на несколько групп.
I группа – методы, способствующие снижению уровня возбуждения перед выступлением:
1. Словесное самовоздействие:
а) переключение мыслей на образы и явления, вызывающие положительные эмоции – картины природы, приятные люди;
б) переключение мыслей на спортивную технику, процесс спортивного совершенствования;
в) самоубеждение, самоуспокоение, подкрепляемое собственной хорошей тренированностью;
г) самоприказы («успокойся», «не волнуйся», «возьми себя в руки»);
д) отключение от каких либо мыслей и представлений.
2. Методы, связанные с использованием движений, поз и внешних воздействий, снижающих уровень возбуждения:
а) произвольная регуляция дыхания – изменение интервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания;
б) последовательное расслабление групп мышц с применением успокаивающих формул аутогенной тренировки;
в) чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц (лежа, сидя);
г) контроль за мимикой, выражением лица, моторикой и другими внешними проявлениями возбужденного состояния;
д) массаж и самомассаж – легкое поглаживание, потряхивание.
II группа – методы, способствующие повышению уровня возбуждения для мобилизации стрелка:
1. Словесное самовоздействие:
а) концентрация мыслей на достижении успеха;
б) настрой на максимальное использование технико-тактических и физических возможностей;
в) самоубеждение в высокой ответственности за результат стрельб;
г) самоприказы – «мобилизуй все, что можешь».
2. Создание комплекса представлений, соответствующих лучшей мобилизации готовности, оптимальному результату.
3. Аутоидеомоторное представление о выполнении отдельных технических элементов и выстрела в целом.
4. Использование движений, поз и внешних воздействий для повышения уровня возбуждения:
а) произвольная регуляция дыхания с кратковременной гипервентиляцией;
б) элементы разминки с имитацией выполнения выстрела;
в) возбуждающие приемы массажа – разминание, растирание, поколачивание;
г) температурные (холодовые) раздражители, воздействующие на локальные участки тела.
Все вышеперечисленные методы могут носить как аутогенный (самостоятельный), так и гетерогенный (с помощью психолога) характер воздействия.
Выводы. Приемы регуляции и саморегуляции эмоционального состояния целесообразно использовать целенаправленно, в зависимости от предстартового состояния стрелка – стартовая лихорадка, стартовая апатия, состояние боевой готовности, состояние самоуспокоенности.
Стартовая лихорадка – это состояние, которое характеризуется сильным волнением, неустойчивостью эмоций, их быстрой сменой, ослаблением внимания, несобранностью, рассеянностью.
Все вышеперечисленные приемы, как нам кажется, могут способствовать снижению уровня тревожности у сотрудников УИС.

Глава 3. Влияние на состояние тревожности при подготовке стрелка посредством тренинговой программы.

3.1. Организация исследования
Исследование динамики уровня тревожности при подготовке к стрельбе проводилось в группе женщин-сотрудников УИС 19-35 лет в количестве 30 человек. Из них 15 человек составили экспериментальную группу и 15 контрольную. Занятия с экспериментальной группой проводились один раз в неделю по 3 часа каждое под руководством автора дипломной работы. Было проведено 5 занятий. Данное исследование проводилось на базе Учебного центра УИН Минюста России по Тюменской области, с января по февраль 2003 года.
Гипотеза исследования: Уровень тревожности у женщин-сотрудников УИС можно снизить с помощью тренинговых занятий.
С нашей точки зрения, правила в тренинге представляют такие условия, которые создают особую психологическую атмосферу в группе, способствующую самораскрытию и расширению сферы осознания своей личности, овладению навыками психологической подготовки при обращении с оружием.
Цель практической работы: Исследовать изменение уровня тревожности.
3.2. Задачи исследования:
1. Изучение и анализ психологической и специальной литературы по теме исследования. Отобрать эмпирический материал, разработать инструмент для проверки гипотезы.
2. Провести тренинг по проверке гипотезы. Отследить результат исследования по тестам.
3. Обобщить ход и результаты тренинга. Сформировать выводы и практические рекомендации по использованию результатов исследования.
3.3. Планирование исследования
Как отмечалось выше, нами изучался вопрос о возможности снижения уровня тревожности в процессе подготовки к стрельбе.
В качестве основного направления по снижению уровня тревожности, рассматривалось приобретение участниками тренинга знаний, умений и навыков, связанных с владением оружием.
Выбор методик исследования был продиктован соображениями о том, что целью тренинга является создание условий для снижения уровня тревожности. В связи с этим мы обратились:
1. К тесту «Личностная шкала проявления тревоги».
2. К тесту «Самооценка» (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина).
3. Анкете по стрельбе, составленной автором дипломной работы.
Описание методик прилагается. (См. Приложение 1).
3.4. Процедура исследования.
Исследование во проводилось в три этапа.
1 этап – диагностический – проводилась диагностика тревожности участников, как уже говорилось, для этого были использованы:
1. Тест «Личностная шкала проявления тревоги».
2. Тест «Самооценка» (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина).
3. Анкета по стрельбе, составленная автором дипломной работы.
На этом этапе проводился отбор участников в экспериментальную и контрольную группы.
В тренинговую группу вошли 15 женщин 19-35 лет. Женщины, входящие в группу, не имели медицинских противопоказаний, психических расстройств, сильных акцентуаций характера. В группе не было более двух близко знакомых людей, имеющих затяжные конфликты с другими членами группы. Количественный состав экспериментальной группы – 15 человек.
2 этап – формирующий – 15 женщин занимались в группе тренинга по программе (см. Приложение 2).
В ходе практической работы сочетались разнообразные методы, традиционно используемые в разных формах групповой работы.
Каждая встреча, кроме первой, начиналась с рефлексии, во время которой психолог узнает у участников их состояние, желание работать. Стоит узнать, что участники группы осознали по прошествии прошлого занятия, как себя чувствовали, что снилось. Удалось ли справиться с домашним заданием, если оно было дано. Какие были трудности. Ведущий обращает внимание на те моменты, которые подводят группу к теме следующего занятия. Затем ведущий объявляет тему и цель встречи, и переходит к основным процедурам.
Почти для всех занятий упражнений предложено больше, чем реально можно выполнить. Это сделано для того, чтобы ведущий имел возможность строить занятия с учетом готовности группы к выполнению тех или иных заданий.
В описании встречи, кроме основных процедур, предлагается психологическая разминка, описанные в ней игры могут проводиться в начале, середине или конце работы с целью снятия усталости, напряжения или включения в работу.
В конце занятия проводится опрос эмоционального состояния.
В описание занятий включено информирование участников, которое используется, когда члены группы испытывают недостаток знаний по конкретному вопросу, либо для того, чтобы акцентировать внимание на конкретных этапах выполнения заданий.
Правила работы в группе.
1. Строго соблюдать расписание групповых занятий.
2. Стараться говорить в группе открыто и искренно. Принцип дозированной откровенности.
3. Не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий, как относительно каждого члена группы, так и относительно группы в целом.
4. Помогать товарищам по группе включаться в нее, познать, изменить способ их поведения и переживания, являющегося причиной их невротического состояния.
5. Не тратить время на обсуждения, на общие темы, концентрироваться на конкретных проблемах, как на собственных, так и участников групп.
6. Выслушивать взгляды, мнения окружающих, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.
7. Участие в работе группы в течение всего времени, так как отсутствие одного члена группы может привести к нарушению внутригрупповых отношений.
8. Право каждого члена группы сказать «стоп» – прекратить обсуждение его проблемы.
9. Каждый участник говорит за себя, от своего имени: «я так думаю», «я так считаю».
10. Не оценивать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
Если в начале тренинга отмечалась настороженность со стороны участников группы, то потом в группе сложилась теплая, доброжелательная атмосфера. Наблюдалась большая заинтересованность со стороны женщин такой формой работы как тренинг.
3 этап – контрольный – посвящен повторной диагностике.
По окончании работы было проведено повторное психологическое обследование экспериментальной и контрольной групп с целью получения результатов работы экспериментальной группы и сравнения их с результатами контрольной группы.
Для этого вновь были использованы:
1. Тест «Личностная шкала проявления тревоги».
2. Тест «Самооценка» (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина).

3.5. Результаты и их обсуждение

Экспериментальная и контрольная группы были разделены на пять подгрупп каждая в соответствии с имеющимся опытом обращения с оружием до учебы. В каждой подгруппе находилось по три женщины.
1 подгруппа – 0 – не имеющая опыта обращения с оружием;
2 .подгруппа – 1 – опыт обращения с оружием ниже среднего;
3 подгруппа – 2 – средний уровень;
4 подгруппа – 3 – выше среднего;
5 подгруппа – 4 – имеющие большой опыт обращения с оружием.
На основе полученных данных мы видим (Рис. 1), что в экспериментальной группе по личностной шкале проявлений тревоги сотрудники, не имеющие и имеющие опыт обращения с оружием ниже среднего в первом исследовании показывали средний уровень тревоги с тенденцией к высокому. После тренинга, уровень тревоги данных сотрудников снизился до среднего с тенденцией к низкому. Особенно это заметно по результатам подгруппы 1, там уровень личностной тревоги в среднем снизился на 54,7 % (Таблица 4). У группы сотрудников, имеющих средние навыки при обращении с оружием уровень тревоги поднялся на 20 %. Поднялся уровень тревоги и у сотрудников, имеющих опыт обращения с оружием выше среднего и хорошо владеющих оружием – соответственно на 50 и 20 %. (Таблица 4).
В контрольной группе (Рис. 2) после первого исследования представители подгрупп 0 и 1 показывали средний уровень тревоги с тенденцией к низкому, а представители подгруппы 2 средний уровень тревоги с тенденцией к высокому. 3 и 4 подгруппы показывали средний уровень тревоги с тенденцией к низкому.
После повторного исследования у подгруппы 0 уровень тревоги вырос до среднего с тенденцией к высокому, что составило в среднем 23,5 % (Таблица 4). У подгруппы 2 произошло снижение уровня тревоги до среднего с тенденцией к низкому. (в среднем на 34,8 %). В 3 подгруппе уровень тревоги остался без существенных изменений – средним с тенденцией к снижению (на 13,5%), в 4 подгруппе изменения в среднем составили 0 %.
В методике «Самооценка» (Рис. 3 и Таб. 5) личностная тревожность в 1 и 4 подгруппах экспериментальной группы была высокой. Низкий уровень тревожности наблюдался у 2 и 3 подгрупп. В 0 подгруппе тревожность носила умеренный характер. После тренинга личностная тревожность в 3 подгруппе в средним повысилась на 11,4 %, в 4 подгруппе стала умеренной, снизившись на 20 %. На другие подгруппы тренинг не оказал существенного влияния.
В контрольной группе высокая личностная тревожность наблюдалась в 0 подгруппе, сохранившись после повторного исследования – в среднем составила 47 и 46 баллов (Рис.4, Таблица 5). В 4 подгруппе личностная тревожность снизилась на 20,5 %. Тревожность всех остальных групп носила умеренный характер, существенно не изменившись после второго тестирования.
В экспериментальной группе реактивная тревожность под влиянием тренинга снизилась у 14 человек из 15 (Рис. 5, Таб. 6). У 2 подгруппы снижение реактивной тревожности в среднем составило 47,1 %, в 3 подгруппе 37, 5%, в 4 подгруппе 33,3 %. В контрольной группе наблюдалось незначительное повышение реактивной тревожности в подгруппе 0 – 12 % (Рис. 6, Таб. 6). Значительно снизился уровень тревожности в подгруппах 2 и 4 – на 57,6 % и 58,3 %.
Анализируя обобщенные результаты положительных и отрицательных изменений в уровне личностной тревоги (Рис. 7.), мы приходим к выводу, что тренинг необходимо проводить с теми, кто не имеет опыта обращения с оружием, а для тех, кто имел опыт обращения с оружием занятия нужно строить по-другому.
Для менее опытных подгрупп, по нашему мнению, количество часов, отводимых на проведение тренингов, следует увеличить для получения опыта обращения с оружием и снижения тревожности.
Для опытных подгрупп, на наш взгляд, также следует увеличить количество часов на проведение тренинга, так как мы успеваем дестабилизировать у сотрудников стереотипные представления о себе, расшатываем одно убеждение, не успевая сформулировать другое. Эти группы нуждаются в более квалифицированной поддержке. При расшатывании установок у опытных сотрудников в результате тренинга повышается ответственность и актуализируется тревожность.
Эта же тенденция прослеживается в обобщенных результатах положительных и отрицательных изменений в уровне личностной тревожности (Рис. 8.).
Анализируя обобщенные результаты положительных и отрицательных изменений в уровне реактивной тревожности (Рис. 9.), мы видим, что тенденция отмеченная нами в предыдущих обобщенных результатах сохраняется. В контрольных подгруппах 0 и 1 наблюдается большее снижение тревожности, чем в аналогичных подгруппах экспериментальной группы. У экспериментальных подгрупп 2 и 3 наблюдается также меньшее снижение тревожности, чем в контрольной группе.
На наш взгляд отмеченные тенденции можно объяснить тем, что у опытных сотрудников происходит оттормаживание сдерживающих тенденций. Опытные сотрудники более себя сдерживают.
Мы работали с реальной группой. Мы говорим о тенденции, а не о закономерности.
Для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически друг от друга, мы использовали t-критерий Стьюдента.
В экспериментальной группе по ЛШПТ, вычисленное значение t меньше табличного, следовательно, мы можем сделать вывод, что сравниваемые средние значения из двух выборок статистически достоверно не различаются.
Такой же результат был получен в контрольной группе.
В экспериментальной группе по шкале самооценки полученные результаты из двух выборок по личностной тревожности (ЛТ) так же статистически достоверно не различаются.
В экспериментальной группе по РТ, вычисленное значение t-критерия Стьюдента было выше табличного с вероятностью допустимой ошибки меньше избранной (p > 0,001). Следовательно, средние значения из двух выборок действительно достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки меньше избранной. (В контрольной группе мы получили результат p > 0, 01).
В данном случае мы можем предположить, что проведение тренинга способствовало снижению уровня реактивной тревожности у женщин-сотрудников УИС.
Выводы:
1.Тренинг оказал воздействие на реактивную тревожность женщин-сотрудников, обусловленную переживанием ожидания результатов действий в условиях предстоящих стрельб, что может способствовать адекватному поведению сотрудников на огневом рубеже.
2. Влияние тренинга не отразилось на личностной тревожности женщин-сотрудников.
3. Работа с личностной тревожностью требует более длительного воздействия.
4. Возможно, работа с личностной тревожностью в условиях вонно-уставных отношений, а также непосредственно угрозы жизни, здоровью и достоинству личного состава, требует пересмотра принципов, по которым строится тренинг.
5. Поскольку в литературе не найдено подобных исследований и опираться приходится на спортивную психологию, где наработки по данному вопросу также не значительны, пересмотр принципов построения тренинга требует дополнительных исследований.
6. Практика показала целесообразность осторожного подхода в осуществлении принципов тренинга по «расшатыванию» существующих суждений у сотрудников-женщин.

Заключение
Теоретическое и практическое исследование позволило частично доказать, выдвинутую гипотезу исследования: тренинг оказывает влияние на снижение уровня реактивной тревожности, не оказывая влияния на личностную тревожность.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволили сделать вывод, что для подгрупп сотрудников, имеющих большой опыт обращения с оружием необходимо проводить большее количество часов занятий.
Полученные результаты несколько неожиданны и интересны. Они позволяют задуматься и более гибко решать вопросы подготовки женщин-сотрудников к предстоящей службе в органах УИС.
На наш взгляд, для женщин в тренинге больше применим на первом этапе гештальт-подход, а потом уже следует переходить к уровню когнитивных конструктов, использовать эриксенианский – поддерживающий подход.
Для более детального исследования можно в дальнейшем разделить женщин не на пять, а на три подгруппы по опыту обращения с оружием.
Женщины очень сильно зависят от гормонального фона – это второй пласт исследования. Можно провести сравнительный анализ уровня тревожности мужчин и женщин при подготовке к стрельбе.
Ильин Е.П. в своем новом учебном пособии по психофизиологии мужчин и женщин указывает, что пока нет исследований подтверждающих разницу между мужской и женской тревожностью.
Мы нашли такое исследование. Психологи, сотрудники СГМУ (военно-медицинский факультет), решили исследовать, как именно наш организм реагирует на нагрузку (первое исследование проводилось в период семестра, а повторное в период сдачи экзаменов), какие системы больше страдают от стресса. Они провели исследование, в котором участвовало около 60 человек, как мужчины (28 мужчин), так и женщины (23). У них не только диагностировались различные психологические особенности, но и измерялись такие «медицинские» показатели, как количество в крови лейкоцитов, иммунный статус и прочее. Проанализировав полученные данные, психологи пришли к интересным выводам.
Так, оказалось, что мужчины и женщины по-разному реагируют на нагрузку: у мужчин в ситуацию стресса больше вовлекается иммунная система, а у женщин – нервная. Например, психологи зафиксировали, что в условиях нагрузки у мужчин изменяется количество лейкоцитов, лимфоцитов и происходят другие изменения в функционировании собственно организма, тогда как у женщин такого не наблюдалось. У них в ситуации стресса состояние иммунной и эндокринной систем не менялось, а вот различные показатели психологического состояния претерпевали значительные изменения: в ситуации нагрузки женщины становились более тревожными и склонными к самообвинению. (Сиб. мед.журнал №1-2, 1998).
Мы должны учитывать, что в стрессовой ситуации самооценка для женщины играет гораздо меньшую роль, чем для мужчины. Возможно, вообще не играет никакой роли, играет роль сама ситуация.
Для успешного овладения навыками обращения с оружием и контроля за состоянием тревожности необходимо для молодых сотрудников по месту службы в течение года психологами подразделений проведение занятий в рамках огневой подготовки совместно с инспекторами по боевой и физической подготовке. Эти занятия могут включать в себя диагностику, беседы и тренинги.
Полагаем, что разработанная тренинговая программа может быть использована в работе с сотрудниками УИН и охранных предприятий.

Методика № 1. Шкала самооценки
Для диагностики психических состояний и свойств личности использовалась Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина). Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Выделяют два вида тревожности: 1) реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации; 2) личностная тревожность как проявление нейротизма. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием у личности невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность подготовки личности к какой-то ответственной деятельности. В данном случае к стрельбам.
Тревожность в той или иной мере свойственна всем людям, участвующим в подготовке к стрельбам и ориентированным на сдачу зачета по огневой подготовке. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги» для каждого сотрудника, мобилизующий его на достижение наилучшего в данных условиях результата при стрельбе.
Уровень переживаемого человеком состояния тревожности можно замерить методом самооценки, но при этом нужно иметь ввиду, что у большинства людей имеется врожденный фоновый уровень тревожности – личностная тревожность (ЛТ), а у других людей, на ряду с этим , может возникать особо острое состояние тревожности, обусловленное переживанием чувства ответственности как реакции сознания сотрудника на ожидаемые результаты их действий в конкретных условиях предстоящей соревновательной деятельности. Такую тревожность называют реактивной (РТ) или ситуативной, поскольку она исчезает вместе с ситуацией, ее вызвавшей.
Методика исследования. Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания номер 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания номер 21-40) тревожность.
Обработка и анализ данных. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ = ?1-?2+35,
где ?1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; ?2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20);
ЛТ =?1-?2+35,
где ?1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ?2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Интерпретация полученных данных. При интерпретации результат тестирования можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 баллов и более – высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня тревожности требуют особого внимания преподавателя учебного центра, психолога, так как высокая тревожность предполагает склонность сотрудников к появлению навязчивых мыслей о неудаче в предстоящих стрельбах.
Психологами отмечено, что высокое состояние тревоги у человека в ситуациях предстоящего экзамена (зачета) вызывает у экзаменуемого мысли о его низкой компетентности и неготовности к экзамену. В этом случае психологу в работе с сотрудниками полезно снизить субъективную значимость соревновательной ситуации и задач предстоящей деятельности, т.е. перенести акцент на осмысление самого процесса его предстоящей стрельбы и формирование у сотрудника чувства уверенности и успеха на основе принятых вариантов тактических действий при стрельбе даже в том случае, если что-то будет мешать. Это побудит человека думать не о результате, а о своих действиях на огневом рубеже, системы то оптимизирует его уровень реактивной тревожности (РТ).
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности.

Методика № 2. Шкала личностной тревоги (Дж. Тейлор, В.Г. Норакидзе)
Опросник Дж. Тейлора является одной из из шкал Миннесотинского многофакторного опросника (MMPI) и предназначен для измерения уровня личностной тревожности, адаптирован профессором Т.А. Немчиным (1966). Опросник состоит из 50 утверждений.
В 1975 году психолог В.Г. Норакидзе дополнил опросник Дж. Тейлора шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах испытуемых.
Ключ и анализ данных тестирования.
В 1 балл оцениваются ответы «да» к высказываниям 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям 1,3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми считаются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Опросник использовался при групповом обследовании.
ЛШПТ отражает свойства гипостенического типа реагирования и выявляет невротический вариант дезадаптации или декомпенсацию личности в сторону усиления тормозных реакций .
Методика же «Самооценка» выявляет личностную тревожность, как смешанный тип реагирования гипо- и гиперстенических свойств, при котором высокая потребность в самореализации сочетается с тенденцией к оттормаживанию поведенческих реакций. (Другими словами MMPI исследует по 7 шкале степень суетливости, а «Самооценка» степень контроля и слишком большого сдерживания суетливости).

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.