МамамПапам

Дошкольное обучение необходимо - но знайте меру

Дошкольное обучение необходимо - но знайте меру
Дело в том, что разные бывают виды избалованности. Родители некоторых детей стремятся к тому, чтобы дети как можно раньше обучились счету, чтению и письму. Однако встречаются семьи и с другими установками: «Незачем забивать ребенку голову всякими премудростями», «Успеет еще поишачить», «Пусть повеселится, пока мал». Особенно часто возникает такая «установка», когда родители передоверяют воспитание детей бабушкам и дедушкам с невысоким уровнем образованности.
Иногда детей настолько ото всего оберегают, настолько обихаживают, настолько лелеют, что они к семилетнему возрасту не только ни одной буквы или цифры написать не могут (да и не знают их!), они одеться-то самостоятельно не могут — ни пуговицы пальто застегнуть, ни ботинки зашнуровать, а то даже и руки самостоятельно не могут вымыть.

Вот и «задерживаются» эти дети в развитии, вот и попадают они практически сразу же в число неуспевающих. Ведь они не могут освоить самых элементарных вещей: правильно скопировать в тетради выведенные учителем крючочки, кружочки, палочки — палочки разъезжаются, у кружочков не сходятся концы, да и не кружочки это совсем, а непонятно что (рука-то совершенно не тренирована!), даже строчку они зачастую удержать не могут, пишут вкривь и вкось.

Между тем практика последних лет показала, что детям, которые приходят в школу, не умея читать, не зная счета, очень трудно освоиться с современными требованиями начального образования, они долго, бывает, что и до десятого класса, плетутся, что называется, в хвосте, да и в жизни потом становятся не теми, кем могли бы стать.

«У ребенка, научившегося читать до 7 лет, — утверждал В. А. Сухомлинский, — вырабатывается очень ценное умение: его зрительное и мыслительное восприятие слова и части предложения опережает произношение вслух. Читая, ребенок не прикован к слову, он имеет возможность на какую-то долю секунды оторвать свой взгляд от книги и в это время думает, осмысливает, что будет сказано вслух. Таким образом, ребенок одновременно читает и думает, осмысливает, соображает». А это ох как важно в современной школе, при нынешней сложной программе.

Конечно, и в этом вопросе нельзя «перегибать палку». Дошкольное обучение должно проходить целенаправленно, но при этом незаметно для маленького человека, как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. Один психолог пошутил: покажи двухлетнему ребенку какую-нибудь букву, изобразив при этом крайний восторг, сразу же и на всю жизнь запомнит. В какой-то мере «шутка» справедлива и для пяти-шестилетних малышей.

Чтобы не оконфузиться с первых же дней учебы, малыш должен заранее приобрести ряд необходимых навыков: гигиенических, бытовых, самообслуживания, должен быть обучен вежливому обращению как со взрослыми людьми, так и со сверстниками, должен быть подготовлен к жизни в коллективе — умению слушать и не перебивать не только учителя, но и товарищей по классу. Для успешного овладения письмом необходима достаточная сформированность мелких движений кистей рук и пальцев. Помочь этому может вся та «мелкая» работа по дому, от которой порой уберегают малышей: помыть посуду, перебрать ягоду для консервирования, расставить книги на полке, уложить вещи в рюкзак или чемодан, почистить обувь, даже прибрать игрушечный уголок, даже как можно раньше самому научиться одеваться.

Но самое главное, ребенок с нормальным темпом психического (интеллектуального) развития должен овладеть, по мнению психологов, определенным объемом знаний и способностей. Сюда относится способность к элементарным обобщениям: «воробей, голубь, сорока, ворона — птицы», «береза, тополь, дуб, сосна — деревья», «одежда», «животные», «растения», «фрукты», «овощи» и т. д. Ребенок должен уметь определить форму и величину предметов («больше — меньше», «выше — ниже») и их положение в пространстве («дальше — ближе»), знать временные соотношения («раньше — позже»), а также единицы измерения времени («минута», «час», «день», «неделя», «месяц», «год»), определять времена года, иметь представление о количестве: о равенстве или неравенстве предметов и чисел, каких предметов больше в данном конкретном случае, должен понимать ситуацию на рисунках и картинах и достаточно связно ее характеризовать.

Этот краткий, конечно, но практически достаточный «интеллектуальный портрет» малыша перед поступлением в школу родители должны тщательно обдумать и обсудить, лучше — заблаговременно. Все ли совпадает? Или есть упущения, которые нужно наверстать? Или у малыша многих вышеупомянутых знаний и способностей нет? В последнем случае необходимо бить тревогу, необходимо срочное медицинское обследование и затем неукоснительное соблюдение рекомендаций врача.

Для «домашнего» определения интеллектуального уровня маленького человека можно использовать такой простой метод: совместно просмотреть несколько «мупьтиков». От того, как реагирует ребенок, как разбирается в ситуации, показанной на экране, как пересказывает и объясняет эти ситуации, прежде всего их смысл, как отвечает на ваши вопросы (здесь полностью в вашей воле проверить весь «портрет»), должны зависеть ваши выводы и решения. Только беседуйте спокойно, не кричите на ребенка, если что не так, не подсказывайте ему, чтобы «улучшить показатели», не подтасовывайте фактов, не обманывайте, прежде всего самих себя.

Если ребенок не «вытягивает», значит, он не вполне подготовлен к школе. Задержка ли это темпа психофизического развития или другая причина — еще необходимо выяснить...



Количество показов: 1466

Возврат к списку


Материалы по теме:


kontras, 06.05.2011 09:37:35
:.zovknig.ru/stihi/9142-sergej_esenin.html">сергей есенин стихи с матом</a>, ://promast.ru/soft/13350-avtomobilnye-signalizacii-audioustrojstva-sxemy.html">схема автомобильной сигнализации</a>,
://mostgames.ru/">игры бесплатно</a>, ://picta.ru/programs/46735-ukrasheniya-dlya-windows-xp-sp3.html">украшения для windows xp</a>