В 1929 году ученые провели эксперимент, в результате которого было установлено, что к 7 годам способность к самостоятельному обобщению и определению понятий (необходимых для обучения по новым программам — в наши дни) наблюдалась только у трети обследованных детей. Недавно эксперимент был повторен, и оказалось, что данные качества развиваются у подавляющего большинства семилетних. Однако не у всех! Более того, и сейчас выявляется часть детей, которые к 7 годам, по сути дела, еще не готовы к обучению в школе.
Что же это за дети?
Во-первых, умственно отсталые. При выявлении такие дети направляются медико-педагогическими комиссиями в специальные вспомогательные школы.
Во-вторых, дети с резко выраженной задержкой темпа психофизического развития. Таким детям совершенно недоступны, не доходят до их сознания требования школы, их познавательная деятельность не выходит за рамки игровой, они не могут сосредоточить внимание, сдержать эмоции, поэтому, вполне понятно, не подчиняются правилам школьной жизни, не проявляют никакой заинтересованности в школьных занятиях, эти дети просто-напросто не воспринимают ни объяснений, ни заданий учителя. Однако вне класса они оживлены, инициативны, нередко даже сообразительны и изобретательны.
Причины «задержек» (как резко выраженных, так и нерезко выраженных) самые разнообразные, главные среди них: патологическое течение беременности и родов, хронические заболевания в младенческом и дошкольном возрастах — диспепсии, ревматизм, тяжелые сердечные пороки, инфекционные и внутренние заболевания, черепно-мозговые травмы. Нередко «задержки» развиваются у детей так называемого алкогольного зачатия. Однако резко выраженными эти «задержки», как правило, становятся при сочетании вышеуказанных причин с длительной неблагоприятной внутрисемейной ситуацией — в конфликтных семьях, в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, в общем, тогда, когда дети неухожены и безнадзорны.
Проблема обучения таких детей — чрезвычайно трудная проблема. Дома им ждать помощи не от кого, в классе, уж не говоря о загруженности учителя, они сами очень часто «отгораживаются» от всех и вся. Правда, в школьной практике есть опыты на этот счет — специальные «промежуточные классы», «нулевые классы», «классы выравнивания», но они пока немногочисленны. Бывает, детей с «задержкой» временно направляют во вспомогательную школу для умственно отсталых, но такое «направление» часто становится для детей дополнительной психической травмой. В общем, проблема эта ждет еще своего разрешения.
Иногда неусвоение школьной программы вызвано локальным поражением коры головного мозга. Дети не могут, например, освоить письмо (аграфия), или чтение (алексия), или счет (акалькулия).
Количество показов: 1792
Рейтинг:
3.1