МамамПапам

Школьные неврозы - как вылечить и избежать

Школьные неврозы - как вылечить и избежать
А главное, все больше появляется приверженцев, горячих сторонников и защитников однодетной семьи. Вот что написал один из таких приверженцев в редакцию «Литературной газеты»: «Для одного «правильно понятые интересы семьи» — это куча детей, не очень хорошо ухоженных, с минимумом ласки, игрушек, развлечений. А для моей семьи это означает иметь достаток в доме, хорошо питаться, это модная одежда для жены, посещение театров, музеев, кино, хорошо воспитанный, веселый ребенок, поездки на отдых в Крым. Чтобы испытать радость отцовства и материнства, хватает и одного ребенка. Кто мне докажет, что моя позиция менее убедительна? Сочетать же первое со вторым — троих детей с достатком свободного времени и средств — трудновато».
Далее в ответ на утверждение ученых о том, что «дети без братьев и сестер несчастны», этот же читатель пишет: «Сын весь день со сверстниками: в будни — в группе детского сада, в выходные дни с детьми соседей. У выросшего же ребенка друзья — товарищи по работе или однокурсники. Они избираются как единомышленники, как близкие по темпераменту и мироощущению. Здесь доминирует свободный выбор, а не родство, определенное судьбой».
Вроде бы убедительно, не правда ли? Но перед нами стопка писем молодых (уже юношей и девушек) читателей наших предыдущих работ. Все они — единственные дети в семье. И общий рефрен во всех этих письмах: «Я был (была) единственным ребенком в семье. Это страшно (ужасно, тяжело, плохо...), поверьте!» Почему же — страшно, ужасно, тяжело, плохо? Да потому что «берегли чрезвычайно», «никуда не пускали — ни на танцы, ни на общие празднества, ни вечером к ребятам, оберегали от дурных знакомств», «все ребята шли в поход, а мне запрещали родители, говорили: это опасно», «у меня был хороший друг, но родители не давали мне с ним встречаться, я плакала в подушку, а что я могла еще сделать... теперь у меня никого нет...» Вот вам — хорошо воспитанный, веселый ребенок, вот вам — поездки с родителями в Крым!
Поймите, мы отнюдь не призываем к немедленному увеличению семьи, что в конце концов дело самих родителей, просто мы хотели бы предупредить, что дети в однодетной семье не настолько уж счастливы, как в этом желает нас убедить читатель «Литературной газеты». И не настолько уж свободны эти дети в выборе друзей и подруг, «близких по темпераменту и мироощущению». Как правило, родители пытаются сами навязать, с кем их сыну или дочери дружить, и запретить встречаться с теми, с кем они считают, что дружить нельзя.
Вспомните, во «Вступлении» мы говорили о двух наиболее типичных ошибках воспитания. Первая: стремление подогнать ребенка под какой-то «идеал». Вторая: сделать ребенка удобным, чтобы «не мешал». Так вот, само по себе желание, а точнее, убеждение, что довольно одного ребенка — это, по сути своей, стремление сделать ребенка удобным, чтобы он «не мешал» иметь достаток в семье, хорошо питаться, покупать модную одежду, посещать театры, музеи, кино, ездить на отдых в Крым и т. д. ... Кстати, так обычно рассуждают в тех семьях, достаток которых позволяет посещать театры, кино, покупать модную одежду, ездить на отдых в Крым и при двух, и при трех детях. Только больше мешать будут двое-трое детей вести «вольную» жизнь.
Воспитывая единственного ребенка, психологически легче стать на путь возвеличивания его способностей — действительных или мнимых. Психологически легче возникает стремление «подогнать» своего ребенка под какой-то воображаемый или вычитанный из книг «идеал». Психологически легче вообразить своего ребенка будущим великим поэтом, художником, музыкантом, шахматистом или математиком. Ведь мания ранней детской гениальности — это прежде всего болезнь родителей, пытающихся в детях реализовать свой завышенный уровень притязаний, не воплотившийся по тем или иным причинам в собственной судьбе.
Нельзя думать, что «кумир», растущий в атмосфере захваливания и вседозволенности, не испытывает могучего родительского «пресса». Еще как испытывает! Ведь он должен играть «роль» — отличника ли, поэта ли, музыканта ли... Он должен играть роль юного гения, будущего светила. Он должен радовать родителей все новыми и новыми успехами. Ну а выполнение всех- его капризов, исполнение всех его желаний, многочисленные привилегии и поблажки — это своего рода компенсация, своего рода плата за успешно выполняемую роль. Ох нелегок этот «пресс»! Как часто он буквально «раздавливает» формирующуюся личность юного человека, ведет к болезненным невротическим путям формирования личности.
Нельзя также считать, что нет подобного «пресса» в семьях, где дети, по сути дела, безнадзорны, в семьях, где царят пьянство, ссоры, скандалы, драки, в семьях, где взрослые заняты только своими делами и заботами и не обращают никакого внимания на малышей. Нет, не свободны эти дети, хотя вроде бы и предоставлены самим себе. Все «воспитание» в таких семьях именно на то и направлено, чтобы дети «не мешали», «не путались под ногами». И «воспитательные» средства здесь зачастую: зуботычина, затрещина, ремень плюс еще нецензурная брань.
Ничуть не легче и тем детям, которых родители держат, как говорится, «в ежовых рукавицах». И, уж конечно, совсем плохо тем детям, чьи родители в ранг высшей педагогической мудрости возвели физическое наказание. Сторонники «ремня» обычно рассуждают так: «Меня родители били, а ничего — человек вышел», Не очень уж добропорядочный, скажем мягко, вышел человек, если все воспитание собственных детей сводит к тому, чтобы жестоко «отлупцевать» за малейшую провинность.
Как длительная неблагоприятная обстановка в семье, так и ременная педагогика постепенно расшатывают нервную систему ребенка, истощают компенсаторные свойства, нарушают нормальную работу коры головного мозга,  короче говоря, создают благоприятную «почву» для нервного срыва.
У ребенка, если можно, так выразиться, имеются три «выхода» из создавшегося положения: 1) подчиниться, 2) взбунтоваться и 3) приспособиться.
В первом случае дети становятся запуганными, настороженными, робкими, трусливыми, слезливыми, мнительными, безынициативными, неуверенными в своих силах. Хорош набор, не правда ли?! «В школе они, — пишет выдающийся детский психоневролог Г. Е. Сухарева, — иногда производят впечатление несообразительных, даже умственно отсталых, тогда как в действительности их плохие отметки обусловлены робостью, боязнью неудачи и последующего наказания со стороны родителей. Они чуждаются общества детей, боясь насмешек, избегают участия в общих играх в связи с неловкостью и трусостью». Вот уж, действительно, такие дети вполне подготовлены к развитию школьного невроза. В «лучшем» случае они нередко уходят от реальной жизни в мир фантазий, становятся замкнутыми, молчаливыми, угрюмыми
Второй выход: взбунтоваться. Но как может «взбунтоваться» маленький человек 7—9 лет? Единственное, что он может: уйти из дома, бродяжничать или напрочь от казаться от еды, объявить «голодовку», или отказаться от школы, пропускать школьные занятия, прогуливать Этот «бунт» врачи-психоневрологи так и назвали реакцией отказа.
Чаще всего дети именно сбегают от родителей, бродяжничают, кочуют по городам и весям, иногда забираются в противоположный конец страны, ночуют на чердаках и в подвалах, попрошайничают, питаются где попало и чем попало, кто что подаст или что удастся стащить. Мы видели немало таких «бродяг» в специальном детском приемнике. Все они выглядят озлобленными, угрюмыми, глядят исподлобья, отказываются отвечать на вопросы, заявляют, что если их вернут домой, они все равно убегут. В дальнейшем, если психогенная ситуация не меняется, они совершенно теряют интерес к семье и школе, бросают учение, продолжают бродяжничать, начинают воровать вещи и продавать их, сходятся с другими «друзьями по несчастью», т. е. становятся юными правонарушителями и скатываются на антисоциальный путь.

Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

Количество показов: 55725
Рейтинг:  2.93

Возврат к списку


Материалы по теме:


hello, 22.11.2013 04:24:39
qbdiug ://elubhh.com/ ://qpghqs.com/ ">zfffvkuv</a> [url=http://tkavpe.com/]zfffvkuv[/url]
hello, 22.11.2013 04:03:58
gferlnr ://vpeeiu.com/ ://siuwld.com/ ">htxrxto</a> [url=http://xfiiye.com/]htxrxto[/url]
hello, 22.11.2013 03:26:10
juluet ://oszlwb.com/ ://euqwdx.com/ ">ovpynl</a> [url=http://sflmre.com/]ovpynl[/url]
hello, 22.11.2013 00:12:32
sybwgat ://kudbsy.com/ ://jqdpen.com/ ">wqemrjn</a> [url=http://pzhrpx.com/]wqemrjn[/url]
hello, 21.11.2013 23:47:54
cecymt ://tgaefa.com/ ://fmxgcl.com/ ">anrzyugc</a> [url=http://lmtyzw.com/]anrzyugc[/url]
hfzamp, 21.11.2013 15:10:38
pqqjhyzp
Dribrahaw, 03.04.2013 19:41:36
:. generique</a> medicament :.net/>vente :. comprar espana :. acquistare</a> comprare
oppogmaBape, 03.02.2013 14:17:59
://buyaccutaneorderpillsonline.com/#20629>buy accutane online</a> - ://buyaccutaneorderpillsonline.com/#20754>buy cheap accutane</a> , ://buyaccutaneorderpillsonline.com/#19697 cheap accutane
Ditmiskinksub, 21.01.2013 20:34:15
:. kaufen</a> generika ://achat--pascher.net/>vente bayer en ligne :.net/>precio comprar madrid :.net/>acquistare
*, 07.12.2012 08:28:41
ymkbvcdf ://tvcnaj.com/ ://odznnu.com/ ">gpiwfki</a> [url=http://wxljzn.com/]gpiwfki[/url]
dfjatsnl, 06.12.2012 17:12:23
oydojhqh