МамамПапам

Школьные неврозы - как вылечить и избежать

Школьные неврозы - как вылечить и избежать
Конечно, болезнь доставляла мальчикам значительные неудобства: многочисленные врачебные осмотры, многочисленные обследования, анализы, кроме того, Фаттых стал «лежачим» больным, мочу у него выводили катетером.
Зато какие преимущества давала болезнь! Во-первых, не нужно было ходить в ненавистную школу. А во-вторых, мальчики стали занимать еще более привилегированное положение в семье, стали «тяжелобольными», которым «все позволено». Когда же после поступления в психоневрологическую больницу все «привилегии», по сути дела, свелись к нулю, свелись к нулю и болезненные симптомы.
Мы специально начали наш разговор о школьных неврозах именно с этих необычных историй болезни — с их необычными и, можно даже сказать, редкостными симптомами. Иначе обязательно нам задали бы вопрос: уж не притворяются ли дети? В самом деле, симулировать высокую температуру невозможно, так же как невозможно больше нескольких часов искусственно сдерживать мочеиспускание.
При более «обычных» школьных неврозах (особенно после внезапного выздоровления) не только у родителей, но иногда и у педагогов закрадывается в душу эта самая мысль: уж не притворяются ли дети?
Действительно, подобного рода расстройства многообразны: у некоторых детей «онемевают» руки, у других перед уходом в школу развивается неукротимая рвота, у третьих — непрекращающийся кашель. Бывают случаи мнимой слепоты и глухоты. Нередки и «обмороки».
В раннем школьном возрасте у детей со слабым типом высшей нервной деятельности — мнительных, внушаемых, впечатлительных — могут возникать и так называемые ипохондрические жалобы. Дети начинают жаловаться на головные боли, головокружения, на боли в сердце, в боку, на «печень», на «почки». Такие неврозы обычно являются следствием частых разговоров взрослых о различных страшных болезнях. Приучая детей к опрятности и чистоте, некоторые родители порою чрезмерно запугивают их инфекционными заболеваниями, довольно широко обсуждают различные проявления этих заболеваний, их осложнения. Эти разговоры иногда приводят (как и в случае с Фаттыхом) к школьным неврозам ипохондрического характера. Правда, в отличие от Фаттыха у этих детей не возникает никаких негативных симптомов (отсутствие мочеиспускания, паралич ног), только жалобы, только неприятные ощущения, только плохое самочувствие. Но и в этом случае детям не легче!
И в этом случае такие дети не притворяютя, не выдумывают болезнь. Болезнь сама «находит» их, благоприятно разрешает мучительную проблему: школа, с которой связано столько неприятного, остается в стороне. Болезнь становится как бы желательной для детей. Отсюда и термины «условная желательность», «условная приятность».
Однако, надо заметить, не всегда школьные неврозы развиваются по механизму условной желательности. У одной нашей пациентки перед контрольной работой в классе возникла неукротимая рвота (возможно, девочка съела недоброкачественную пищу). Ее отпустили домой. Рвота эта крайне перепугала мать, ее испуг передался девочке. И хотя в поликлинике никакого заболевания не обнаружили, тем не менее перед каждой контрольной после этого у нашей пациентки наблюдалась рвота — в любом случае: и когда девочка была плохо подготовлена, и когда была уверена в своих силах. Она крайне тяготилась этим своим недугом, ей было стыдно перед одноклассниками, но ничего поделать она с собой не могла. Разумеется, ни о какой желательности или приятности речи здесь нет. Невроз в данном случае возник по механизму патологически упрочившейся условной связи.
Такой механизм развития неврозов характерен для детей, ослабленных различными длительными (хроническими) заболеваниями, а также для детей со слабым типом высшей нервной деятельности. Подобно описанной выше нервной рвоте у детей могут возникать нервные спазмы в желудке, оканчивающиеся поносом, нервный кашель, сильнейшие головные боли, сердцебиение.
Лечение подобных расстройств обычно значительно труднее, чем лечение «условно желательных» нервных заболеваний. Однако и в том, и в другом случае необходимо немедленное врачебное вмешательство и, в большинстве своем, стационарное лечение.
Со школьными неврозами нельзя путать хитрости, к которым нередко прибегают дети. Например, хочется юному шалуну пропустить учебный день, поиграть, порезвиться дома или во дворе, и он начинает жаловаться родителям. Сердобольные родители идут на поводу у своего чада, оставляют дома: «А вдруг и вправду болен?» А болен или не болен, выясняется большей частью тут же — по эмоциональной реакции в ответ на разрешение не ходить в школу да и по всему последующему поведению ребенка. Подобная снисходительность весьма опасна: во-первых, приучает детей ко лжи, а во-вторых, при неблагоприятных обстоятельствах она может и способствовать возникновению настоящего школьного невроза. В особенности это касается избалованных капризных детей.
Если вы вдумались в рассказанные нами две истории болезни (Фаттыха Н. и Саши М.), то наверняка поняли, что неврозам этим подвержены прежде всего избалованные, изнеженные, заласканные дети. У таких детей в результате неправильного воспитания, как выражаются психологи, искусственно завышен «уровень притязаний». При столкновении избалованных детей со школьной реальностью возникает неврогенная ситуация. И если вдруг в это время у них выявляется какая-нибудь болезнь, позволяющая не ходить в школу, легко происходит «срыв» высшей нервной деятельности, развивается невроз, принимающий форму «подвернувшегося под руку» соматического или неврологического заболевания.
Родители могут нам задать вполне резонный вопрос: каких же детей следует считать избалованными? Ответ на этот вопрос не так уж легок.
Во-первых, иные родители никак не склонны считать своих детей избалованными, не замечают их избалованности, не придают ей значения. Причем у других детей, в других семьях они эту избалованность замечают незамедлительно. Как говорится, в чужом глазу соринку видно... Здесь дело еще и в том, что избалованные дети нередко копируют отрицательные черты родителей (высокомерие, чванливость, нескромность и т. п.), т. е. те отрицательные черты, которые сами родители в себе «не видят», а если и «видят», то объясняют их каким-либо «благопристойным» образом.
Во-вторых, нет (по нашему мнению, и не может быть!) какого-либо точного определения «избалованности». В каждой семье, в каждом конкретном случае она развивается и проявляется по-разному. И все-таки... И все-таки есть общие черты, черточки, штрихи, характерные для всех избалованных детей. Ученые (медики и психологи) описали в своих работах обобщенный, так сказать, коллективный портрет избалованного ребенка.

Страница 2 - 2 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

Количество показов: 55726
Рейтинг:  2.93

Возврат к списку


Материалы по теме:


hello, 22.11.2013 04:24:39
qbdiug ://elubhh.com/ ://qpghqs.com/ ">zfffvkuv</a> [url=http://tkavpe.com/]zfffvkuv[/url]
hello, 22.11.2013 04:03:58
gferlnr ://vpeeiu.com/ ://siuwld.com/ ">htxrxto</a> [url=http://xfiiye.com/]htxrxto[/url]
hello, 22.11.2013 03:26:10
juluet ://oszlwb.com/ ://euqwdx.com/ ">ovpynl</a> [url=http://sflmre.com/]ovpynl[/url]
hello, 22.11.2013 00:12:32
sybwgat ://kudbsy.com/ ://jqdpen.com/ ">wqemrjn</a> [url=http://pzhrpx.com/]wqemrjn[/url]
hello, 21.11.2013 23:47:54
cecymt ://tgaefa.com/ ://fmxgcl.com/ ">anrzyugc</a> [url=http://lmtyzw.com/]anrzyugc[/url]
hfzamp, 21.11.2013 15:10:38
pqqjhyzp
Dribrahaw, 03.04.2013 19:41:36
:. generique</a> medicament :.net/>vente :. comprar espana :. acquistare</a> comprare
oppogmaBape, 03.02.2013 14:17:59
://buyaccutaneorderpillsonline.com/#20629>buy accutane online</a> - ://buyaccutaneorderpillsonline.com/#20754>buy cheap accutane</a> , ://buyaccutaneorderpillsonline.com/#19697 cheap accutane
Ditmiskinksub, 21.01.2013 20:34:15
:. kaufen</a> generika ://achat--pascher.net/>vente bayer en ligne :.net/>precio comprar madrid :.net/>acquistare
*, 07.12.2012 08:28:41
ymkbvcdf ://tvcnaj.com/ ://odznnu.com/ ">gpiwfki</a> [url=http://wxljzn.com/]gpiwfki[/url]
dfjatsnl, 06.12.2012 17:12:23
oydojhqh