Роль белка в питании. Важнейшей составной частью каждой клетки животного и растения является белок. Это сложное вещество в состав которого входит азот. Ни жиры, ни углеводы азота не содержат, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами. Белок — это основа жизни.
Человек получает белки с пищей животного и растительного происхождения и использует их в основном как пластический материал. Однако белки животного и растительного происхождения прежде чем стать белком человеческого организма претерпевают сложные изменения в процессе пищеварения и обмена веществ.
В пищеварительном тракте они расщепляются до аминокислот, которые всасываются в кровь. Из последних клетки нашего организма синтезируют своп белок, который отличается от белка животного и растительного происхождения и свойствен только человеку. Белки животного происхождения считаются более полноценными, так как входящие в них аминокислоты более близки к аминокислотам, из которых строятся белки организма человека.
Белки большинства круп в комбинации с другими продуктами, особенно с продуктами животного происхождения, образуют смесь аминокислот, близких к белкам человеческого тела.
Например, гречневая крупа содержит белок, но в нем мало некоторых очень важных аминокислот. Употребляя же гречневую кашу с молоком, в котором есть недостающие в гречневой крупе аминокислоты, мы этот недостаток восполняем.
Не следует удовлетворять потребность организма в белках только лишь за счет пищи животного происхождения, ибо белки растительного происхождения также очень ценны для организма.
Наиболее благоприятные условия белкового питания детей создаются тогда, когда они получают белок в необходимом количестве (80 г в сутки). Поступая в организм, белок стимулирует обмен веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, оказывает положительное влияние на умственную деятельность. Для детей школьного возраста 7—8 лет нужно ежедневно около 3—3,5 г белка на 1 кг веса.
Значительно возрастают потребности организма в белке после заболеваний, сопровождающихся высокой температурой.
Роль жиров и углеводов в питании. Жиры и углеводы используются организмом главным образом как энергетический материал.
Жиры являются сложными органическими соединениями, состоящими из углерода, водорода и кислорода. Они содержат углерода больше, чем углеводы и белки, а поэтому и энергии дают при окислении значительно больше. При недостаточном поступлении жиров приходится увеличивать количество углеводов, а следовательно, и объем пищи, но это обременяет органы пищеварения. При этом питательные вещества плохо усваиваются организмом.
Наличие жира в пище увеличивает ее калорийность. К тому же присутствие жира делает пищу более вкусной, создает ощущение сытости, ограничивает распад белка в организме. Некоторые жироподобные вещества (липоиды), содержащие в своем составе фосфор, имеют большое значение для деятельности нервной системы. Исследованиями установлено, что животные, не получавшие жиры, живут меньше и менее устойчивы к воздействию внешней среды, в частности к изменениям температуры.
Жиры могут откладываться в организме в виде запасов (жировых депо) в подкожной клетчатке, в сальнике, в печени и других органах и тканях. Жир образует упругую прокладку в местах, испытывающих механическое воздействие, и, покрывая внутренние органы, сохраняет их от повреждений и охлаждений.
Наиболее ценны, особенно для детей, молочные жиры. Они входят в состав молока и молочных продуктов (сливочное масло, сливки, сметана). Жиры яичного желтка, содержащие некоторые витамины, также имеют существенное значение для организма ребенка.
Суточная физиологическая норма жиров для детей младшего школьного возраста, установленная в 80 г, должна быть обеспечена жирами животного происхождения (65 г) и растительного (15 г). Чрезмерное употребление жиров, так же как и значительный недостаток их в пище, неблагоприятно влияет на рост и развитие ребенка.
Источником углеводов служат преимущественно продукты растительного происхождения: хлеб, крупы, картофель, овощи, фрукты, ягоды. В картофеле и крупах, например, углеводы имеются в виде крахмала, который в воде не растворяется. Поступая с пищей, он расщепляется в желудочно-кишечном тракте до простых соединений, в том числе глюкозы. Она всасывается в кровь. Во фруктах, ягодах и некоторых овощах углеводы содержатся в виде растворенных в воде Сахаров: фруктового, свекловичного, виноградного, тростникового и др.
Углеводы полностью и очень легко окисляются, поэтому при их достаточном поступлении организм полностью покрывает свои энергетические потребности.
Во время мышечной работы организм особенно нуждается в углеводах. Они необходимы для работы мышц тела, для мышц сердца, а также для умственной деятельности. Избыток углеводов идет на образование жиров и, наоборот, при недостатке углеводов они могут образовываться из жиров.
Для учащихся младшего возраста суточная норма потребления углеводов установлена в 324 г.
Количество показов: 2479
Рейтинг:
2.93