Условные и безусловные эмоции


В условиях дискомфорта, при болевом раздражении младенец уже в первые дни жизни дает мимические и голосовые реакции, имеющие отрицательную эмоциональную окраску (пока не дифференцированную); между третьим и шестым месяцем проявляются четкие реакции гнева (например, при ограничении движений ребенка), страх. Все эти отрицательные эмоции возникают без специального обучения, они не являются выработанными. На протяжении всего этого времени у ребенка регистрируется лишь одна выраженная положительная эмоция — реакция радостного оживления при общении с матерью или другим, ухаживающим за ним, человеком, реакция вырабатываемая, условно-рефлекторная. Много позже, также по условнорефлекторному механизму, возникают такие положительные эмоции, как привязанность к взрослому (на десятом месяце), а затем, после года, и привязанность к другим детям и т. д.
Раннее возникновение и безусловнорефлекторный характер отрицательных эмоций объясняются тем, что у наших далеких предков для сохранения жизни индивида и вида необходима была быстрая мобилизация всех защитных механизмов организма при опасности; в этих случаях биологическая роль отрицательных эмоций была очень велика.
Теперь же мы сталкиваемся с тем положением, что у детей нужно тренировать, воспитывать положительные эмоции, и делать это как можно раньше. Первые указания на необходимость ранней тренировки положительных эмоций мы находим у старых авторов (Buhler, 1930; Bridges, 1931; Buhler, Hetzer, 1935; Joh-nes, 1939), которые подчеркивали важность этого обстоятельства для правильного развития отношений ребенка с окружающими людьми, т. е. его социальной адаптации. Дефицит общения ребенка со взрослыми и связанная с этим недостаточность положительных переживаний приводят к преобладанию отрицательных эмоций или развитию эмоциональной тупости (Bousfield, Orbison, 1952; Gates, 1953).
Особенно значительный материал был собран Боулби (Bowlby, 1956, 1958), который на протяжении многих лет был консультантом по вопросам психического здоровья детей при ЮНЕСКО.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.