Развитие задатков у детей


Очень важно своевременно заметить подобные проявления задатков к развитию математических способностей и сразу же активно приступить к их превращению в способности.
Первое, чему, занимаясь этим делом, следует научить детей, – это пересчитывание предметов в пределах одного десятка. Затем следует постепенно увеличивать общее количество пересчитываемых предметов. Одновременно, обычно уже после того, как дети освоят числа, выражающие собой количественные и множественные отношения, полезно научить их измерять предметы и выражать результаты измерения в конкретных величинах.
Все сказанное относится к возрасту четыре-пять лет. В эти годы важно приучить ребенка видеть в явлениях и объектах окружающего мира количественные отношения, сравнивать эти объекты между собой с помощью чисел.
В возрасте пять-шесть лет уже можно переходить к выполнению более сложных, чем простой счет, математических действий в уме, опираясь, однако, на непосредственно зрительно воспринимаемую реальную ситуацию. Важно приучить ребенка к тому, чтобы он, оценивая ситуацию количественно, сразу же мог выразить словами свой ответ, не пересчитывая предметы вслух или открыто.
В возрасте пять-шесть лет, если ребенок показал, что обладает задатками к развитию математических способностей, его можно начинать обучать выполнению элементарных арифметических действий сложения, вычитания, умножения и деления сначала в пределах десятка, а затем и сотни.
Способный к математике ребенок при поступлении в школу должен уметь делать следующее:
– считать в уме в пределах как минимум нескольких десятков, складывая, вычитая, умножая и деля соответствующие числа,
– измерять, оценивать количественные характеристики разных предметов, сравнивая их между собой.
Заметим, что те же самые стадии развития должны проходить, усваивая те же самые умения, дети, с рождения не имеющие выраженных математических задатков. Однако у них все это будет происходить гораздо медленнее и с большими усилиями, чем у способных к математике детей.
Последовательность стадий развития математических способностей, вероятно, является одинаковой у всех детей, причем каждая из них ребенком обязательно должна быть пройдена. Однако время начала, конца и общая продолжительность каждой из стадий могут варьировать у более и у менее способных детей.
Значительный вклад в развитие математических способностей детей в школьные годы вносят занятия математикой по общешкольным программам. Но этого недостаточно, и одаренному в математике ребенку желательно помогать развиваться дома.
В этой связи рекомендуется особое внимание обращать на то, чтобы уже у младшего школьника, если он одаренный в математике ребенок, были дополнительные, развивающие его математический ум, задания. Желательно, чтобы ребенок научился сам придумывать новые математические задачи, искал всевозможные решения одних и тех же задач, мог логически рассуждать вслух и про себя.
На все это нужно обращать внимание с первых классов школы, где, как известно, активно формируется внутренний план умственных, в том числе математических, действий. Именно в эти годы можно контролировать ход развития таких действий и управлять их формированием.
Занимаясь развитием математических способностей у ребенка, важно, чтобы он научился находить оригинальные способы решения задач. Полезно с самого начала занятий математикой в школе выработать у ребенка установку на то, чтобы, решая любую математическую задачу, он не ограничивался одним найденным способом решения и искал как минимум два таких способа.
Другой вид специальных способностей – физико-технические способности. Они включают в себя следующие знания и умения:
• умение понимать и точно определять физические термины,
• знание основных физических законов и умение видеть, как они проявляются в жизни,
• умение производить физико-технические расчеты,
• знание физических свойств различных материалов,
• умение обрабатывать разные материалы,
• умение составлять и читать чертежи, пользоваться ими при выполнении физико-технических работ,
• умение пользоваться различными инструментами и физическими приборами,
• знание устройства различных приборов и машин, умение их
регулировать и ремонтировать.
Начинать развитие физико-технических способностей у детей необходимо с детства, с усвоения необходимых физических и технических знаний и умений. В дошкольном возрасте основным в этом плане является формирование у детей точных ручных, предметных движений, познание физических свойств разных материалов и явлений, умение изготавливать разного рода поделки. В школьные годы развитие всех этих умений должно активно продолжаться с использованием накапливаемых теоретических и практических физико-технических знаний.
Замечено, что по ряду причин, связанных с психологическими возрастными особенностями полового развития детей, физико-технические способности раньше появляются и лучше проявляются у мальчиков, чем у девочек. Поэтому высказанные выше рекомендации в основном относятся к мальчикам, а не к девочкам.
Что же касается девочек, то они, как показывают научные исследования и жизненные наблюдения, имеют преимущество перед мальчиками в том, что у них раньше проявляются и в подростковом возрасте лучше развиваются лингвистические способности. Поэтому то, что далее будет сказано о развитии лингвистических способностей в детстве, главным образом относится к девочкам, хотя также касается и мальчиков.
Примерная структура лингвистических способностей включает в себя следующие знания и умения:
• знание точных значений разнообразных слов и выражений,
• умение в соответствии с заданными значениями точно по смыслу, к месту и в соответствии с ситуацией пользоваться различными словами и выражениями,
• умение правильно подбирать словесные формулировки, способы выражения различных мыслей, умение составлять грамотные и стилистически правильные тексты,
• умение выступать публично, красиво и образно высказываться,
• умение оказывать психологическое воздействие на людей при помощи речи.
Проявление лингвистических задатков и развитие лингвистических способностей у детей начинается довольно рано, еще тогда, когда ребенок только учится понимать обращенные к нему слова взрослого человека и начинает самостоятельно произносить слова, пользуясь ими в общении с людьми. Это приходится обычно на период жизни от десяти – двенадцати месяцев до года.
Первое, о чем необходимо заботиться в это время, развивая речь ребенка, – это о том, чтобы он как можно раньше научился понимать и правильно реагировать на обращенные к нему слова. В связи с этим взрослым людям, общающимся с ребенком в ранние годы, рекомендуется как можно чаще и больше с ним говорить, памятуя о разнообразии и правильности своей собственной речи.
Ребенок в этом возрасте осваивает речь в основном через подражание и может повторять те ошибки, которые допускают взрослые в своей речи. Хорошо, если с ребенком в это время будут часто разговаривать разные люди, каждый из которых, говоря правильно, имеет свои, полезные для освоения, особенности речи.
С момента появления первых признаков активной речи – говорения – внимание взрослых людей, общающихся с ребенком, должно быть обращено на обязательное и правильное речевое реагирование на слова, произносимые ребенком, а также на общее эмоционально-положительное подкрепление речевой активности ребенка.
Взрослый здесь не должен подстраиваться, пытаться подражать еще не совершенной речи ребенка. Напротив, для развития лингвистических способностей детей важно всегда правильно говорить с ребенком. Речь ребенка, как известно, формируется и развивается по образу и подобию воспринимаемой им речи взрослого человека.
Развитие речи ребенка по указанным главным направлениям продолжается и дальше, но, начиная примерно с трехлетнего возраста, к ним добавляется знакомство с письменными текстами, техникой письма.
Знакомство с письменными текстами предполагает регулярное чтение ребенку интересных, образцовых по лингвистическим достоинствам, текстов, например, сказок, рассказов, стихов и т.п.
Не рекомендуется читать ребенку все подряд, что попадется под руку, так как публикуемые тексты далеко не всегда являются образцовыми по своим качествам. Среди них встречается немало таких, которые способны не столько развить, сколько затормозить развитие у ребенка правильной речи.
Под знакомством с техникой письма имеется в виду усвоение ребенком элементарных, согласованных сенсомоторных движений, участвующих в письме. Это и правильное держание ручки или иного средства письма, и правильное перемещение руки во время письма, и соответствующие микродвижения пальцев руки, выполняемые во время письма.
Дети двух-трехлетнего возраста, как правило, уже достаточно разумно воспринимают инструкции типа «запиши» и в ответ на такую просьбу обычно пытаются изобразить некоторые знаки, чем-то напоминающие письмо, представляющие собой примитивные формы подражания ему.
Конечно, так называемые «записи» детей в раннем возрасте в большинстве случаев мало напоминают настоящее письмо взрослых людей, но не в этом состоит их главный смысл для развития письма. Самое важное заключается в том, что уже в этом возрасте они частично выполняют функцию письма, служа мнемотехническими средствами и активно развивая микродвижения руки ребенка, что и представляет собой первичное освоение техники письма.
Знакомство с буквами, в свою очередь, необходимо ребенку для того, чтобы получить первое представление о знаках, при помощи которых выполняются записи.
После того как ребенок достаточно хорошо освоил сказанное выше, можно переходить к следующему этапу подготовки к освоению
языка – к обучению чтению. Такое обучение вполне можно начинать в возрасте около четырех-пяти лет, следуя традиционно сложившейся методике обучения чтению, которой в настоящее время пользуются при работе с детьми старшего дошкольного возраста (пять-шесть лет) и младшего школьного возраста (шесть-семь лет).
Чрезвычайно важно как можно раньше научить ребенка читать, так как чтение позволит ему в дальнейшем самостоятельно получать необходимую информацию, расширяя свой кругозор, и тем самым быстрее интеллектуально развиваться.
Ребенок, о развитии лингвистических способностей которого родители проявляют особую заботу в дошкольном возрасте, вполне может научиться читать еще до поступления в школу. Этого можно добиться, если начать систематически и последовательно вести с ребенком развивающие его речь занятия примерно с трех-четырехлетнего возраста.
Не менее важным, хотя – в силу ряда обстоятельств – несколько отсроченным во времени, является как можно более раннее начало обучения детей письму.
Первоначальный этап полноценного обучения письму, который обычно приходится на первый класс средней общеобразовательной школы, большинство нормально развивающихся детей могут пройти еще до поступления в школу, т.е. до шести-семи лет. Однако это становится возможно лишь тогда, когда с детьми систематически занимаются развитием их речи, в том числе подготовкой к освоению письма, примерно с трех-четырех лет.
Все, о чем говорилось выше, – это в основном формирование предпосылок к развитию у ребенка лингвистических способностей. Соответствующие предпосылки касаются главным образом умения ребенка правильно воспринимать устную и письменную речь, а также элементарного умения выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. По-настоящему же развитие собственно лингвистических способностей у ребенка начинается с момента его поступления в школу.
Для того чтобы в дальнейшем это развитие шло достаточно успешно, необходимо с начала обучения детей в школе заботиться о том, чтобы они, расширяя свой кругозор, хорошо усваивали значения разнообразных слов и выражений. Этого, в частности, можно добиться, приучая ребенка пользоваться разнообразной справочной литературой, в том числе энциклопедиями, словарями, справочниками и т.п.
Этого же можно достичь, предоставляя ребенку возможность регулярно смотреть телепередачи и слушать радиопередачи, из содержания которых он мог бы узнать много новых слов и выражений,
чтобы дальше использовать их в своей собственной речи. Здесь также полезными могут оказаться разного рода игры и упражнения, в содержание которых входит, например, составление фраз и предложений с вновь усвоенными словами.
Ценную роль в развитии лингвистических способностей детей могут сыграть также упражнения и игры, в ходе которых ребенку дается формулировка какой-либо мысли и далее предлагается самостоятельно выразить ее по-другому, передать ту же самую мысль при помощи иных слов и выражений, фраз и предложений, причем сделать это как можно большим количеством разнообразных способов.
Важную роль в развитии лингвистических способностей детей играет составление и написание разного рода текстов. В этой связи рекомендуется, начиная со второго-третьего класса школы, давать детям задания на составление таких текстов, на их публичное изложение в устной форме перед аудиторией, например во время уроков.
Вначале это могут быть совсем короткие, сравнительно простые тексты, содержащие в себе три-четыре фразы и выражающие, соответственно, две-три различные мысли. Затем содержание текстов должно постепенно усложняться, а их объем – увеличиваться. Наряду с этим рекомендуется постепенно переходить от полного, буквального написания текстов к их краткому, тезисному устному или письменному изложению.
Наконец, после того как ребенок освоит сказанное выше, перед ним можно ставить одну из наиболее сложных не только для детей, но и для взрослых людей, лингвистических задач: подбирая слова и выражения, стараться говорить так, чтобы быть убедительным для слушающих людей. При этом, конечно, нужно использовать разнообразные лингвистические и экстралингвистические компоненты речи, в том числе жесты, мимику, пантомимику, различную громкость, интонацию, темп, паузы в речи.
Упражнения
1. Определите, есть ли лично у вас какие-либо проблемы, связанные с развитием когнитивных способностей?
2. Изучите при помощи соответствующих психологических тестов чьи-либо способности и определите проблемы, связанные с ними у данного человека. Дайте этому человеку рекомендации по коррекции его способностей.
3. Установите, есть ли у вас проблемы, касающиеся развития речи. Если такие проблемы действительно есть, то как вы собираетесь их решать?
Практические задания
1. Используя психологические тесты, на которые имеются ссылки в данной главе, определите для какого-либо ребенка в возрасте четырех-пяти лет, какие задатки к развитию интеллектуальных способностей имеются у него.
2. Сформулируйте, опираясь на материалы этой главы и данные психологического обследования, практические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей какого-либо ребенка.
3. Определите для кого-то из взрослых людей, есть ли у данного человека какие-либо проблемы, касающиеся его памяти. Если такие проблемы имеются, то предложите данному человеку практические рекомендации по их решению.
4. Изучив кого-либо в качестве потенциального клиента, дайте ему рекомендации по развитию коммуникативных способностей.
5. Определите для ребенка в возрасте четырех-пяти лет, есть ли у него какие-либо задатки к развитию математических и лингвистических способностей. Дайте родителям практические рекомендации по развитию соответствующих способностей у ребенка.
Ключевые слова
Ситуация психологического консультирования. Случай психологического консультирования. Типичные ситуации и случаи психологического консультирования.
Интеллектуальные способности. Законы развития интеллекта. Пути повышения уровня интеллектуального развития человека.
Мнемические способности. Законы функционирования памяти. Индивидуальное своеобразие мнемических проблем клиента. Средства улучшения различных видов и процессов памяти.
Психологические проблемы коммуникативного характера. Проблемы развития организаторских способностей. Математические способности. Математические знания и умения. Физико-технические способности. Лингвистические способности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА

Контрольные вопросы
1. В чем состоят типичные проблемы темперамента, по поводу которых клиент может обратиться в психологическую консультацию?
2. Какие особенности темперамента клиента психологу-консультанту необходимо знать и учитывать, проводя психологическое консультирование на эту тему?
3. Каковы практические возможности психологической коррекции свойств темперамента?
4. Как следует поступать психологу-консультанту, если клиент жалуется на недостатки своего темперамента?
5. Что можно рекомендовать клиенту в том случае, если его жалобы касаются одной из следующих частных проблем: не вполне удовлетворительной скорости реакции, несовместимости его темперамента с темпераментами других людей, слабости его нервной системы?
6. Что необходимо принимать в расчет, проводя психологическое консультирование по проблемам коррекции характера?
7. Какими могут быть практические рекомендации по укреплению воли клиента?
8. Что следует посоветовать клиенту, имеющему проблемы, касающиеся деловых черт характера?
9. Каковы условия успешного развития деловых черт характера?
10. Какими могут быть практические советы по совершенствованию у человека коммуникативных черт характера ?
11. Как решать проблемы, касающиеся восприятия и оценки клиентом других людей как личностей?
12. Каковы типичные консультационные проблемы мотивационно-потребностного плана?
13. Как вести психологическое консультирование и что следует принимать в расчет при решении проблем мотивационно-потребностного плана?
Советы по вопросам, связанным с темпераментом

Прежде чем приступить к обсуждению рекомендаций, которые психолог-консультант может предложить клиенту, озабоченному проблемами неадекватных проявлений своего темперамента, вспомним то основное, что касается психологии темперамента и должно учитываться в процессе проведения психологического консультирования.
Темперамент человека – это устойчивая совокупность динамических особенностей психических процессов и действий человека, представленных такими свойствами, как темп, скорость реакции, динамика проведения нервных импульсов, уравновешенность и эмоциональность. Все эти свойства, кроме внешних, поведенческих проявлений, имеют внутренние, нервно-психические проявления, которые, как правило, скрыты от наблюдения.
Внутренние и внешние проявления темперамента одного и того же человека иногда совпадают, иногда не совпадают. Кроме того, то, как сам человек представляет свой темперамент, может не вполне соответствовать действительности. Человек вполне может ошибаться в оценке типа своего темперамента, его достоинств и недостатков. Природный тип темперамента человека может быть скрыт за социально обусловленными формами поведения.
Природный тип темперамента человека переделать невозможно, так как он определяется генотипически обусловленными свойствами его нервной системы. Поведенческие же проявления темперамента вполне поддаются психологической коррекции.
Тип темперамента человека, данный ему от природы, сам по себе не может быть ни хорошим, ни плохим. К примеру, как холерики или сангвиники, так и флегматики или меланхолики имеют свои достоинства и недостатки, которые в сочетании друг с другом являются примерно одинаковыми для разных типов темперамента.
Предлагая клиенту рекомендации, касающиеся его темперамента, следует учитывать и новейшие данные о том, что свойства нервной системы, лежащие в основе темперамента, могут различным образом проявляться в общении человека с людьми и в его практической деятельности. Установлено, что разные блоки мозга могут обладать несколько различными сочетаниями свойств составляющей их нервной системы, и, следовательно, в связанных с ними психических процессах и формах поведения могут обнаруживаться различные характеристики темперамента. Так, например, человек может проявлять себя как холерик в общении с людьми и быть сангвиником в работе; он может оказаться флегматиком в работе и меланхоликом в общении с людьми.
Обозначим типичные проблемы, возникновение которых может побудить человека обратиться в психологическую консультацию с жалобами на свой темперамент.
1. Беспокойство человека по поводу того, что он не в состоянии управлять внешними проявлениями своего темперамента, например эмоциями и реакциями на ситуацию или действия других людей.
2. Опасения человека по поводу того, что из-за своего будто бы не вполне удачного темперамента он не может психологически нормально взаимодействовать с людьми.
3. Беспокойство человека в связи с часто возникающей у него напряженностью в работе или в общении с людьми из-за того, что он не успевает за другими людьми или, напротив, опережает их в своих действиях, а в целом, как ему кажется, не соответствует требованиям, предъявляемым к нему другими людьми.
4. Беспокойство человека по поводу несколько замедленного по сравнению с другими людьми темпа его работы и несколько замедленных реакций на действия взаимодействующих с ним людей, например их словесных или умственных реакций.
5. Тревожность человека по поводу якобы имеющейся у него слабости нервной системы.
6. Переживания человека в связи с его эмоциональной неуравновешенностью, например по поводу неадекватных проявлений его характера, которые они ошибочно связывает с темпераментом. Рассмотрим более подробно, с точки зрения практики проведения психологического консультирования, все эти частные случаи, сформулируем связанные с ними конкретные рекомендации, которыми психолог-консультант мог бы воспользоваться, работая с клиентом.
Случай 1. Ситуация, соответствующая этому случаю, может возникнуть вследствие двух наиболее вероятных причин: наличия
у человека холерического или сангвинического темперамента и физического недомогания, сопровождающегося нервно-психическим расстройством.
В первом случае необходимо будет при помощи психологического тестирования точно определить тип темперамента клиента, и если наличие у него указанного выше типа темперамента подтвердится, то прежде всего поставить об этом в известность самого клиента.
Далее желательно посоветовать ему не переживать по поводу того, что он не всегда в состоянии управлять своими эмоциями, и постараться убедить клиента в том, что повышенная эмоциональность не только не является недостатком личностного плана, но во многих случаях жизни выступает как очевидное достоинство человека.
Во втором случае (вторая причина) проблема решается гораздо проще, за счет отдыха и за счет создания такого режима работы, при котором исключается серьезное физическое утомление, повышенная нервная напряженность и нервно-психические заболевания. Этот случай, однако, больше находится в сфере компетенции врачей, а не психологов, и его мы далее специально обсуждать не будем.
Эмоциональность, о которой речь шла выше, весьма ценится людьми, так как является очевидной демонстрацией того, что человеку не безразлично происходящее вокруг, в частности те люди, с которыми он общается (конечно, речь прежде всего идет о положительных эмоциях).
Для более убедительного доказательства клиенту того, что его эмоциональность не должна его особенно беспокоить, можно сослаться и на следующий аргумент: это качество в людях особенно ценится теми, кто интеллектуально развит, образован и высококультурен.
Иное дело – то, как эмоциональность человека проявляется вовне, в его взаимоотношениях с людьми и поступках. Если повышенная эмоциональность обеспечивает человеку высокие результаты в работе и улучшает его взаимоотношения с людьми, то она, безусловно, является достоинством. Если же чрезмерно выраженная внешняя эмоциональность мешает работе и ухудшает взаимоотношения, то о ней стоит задуматься. В последнем случае проблема касается не эмоциональности как таковой, а умения человека управлять ее внешними проявлениями.
То же самое относится к такому свойству темперамента, как скорость реакции. Ее, как и эмоциональность, практически невозможно постоянно контролировать. Клиенту желательно знать свою природную скорость реакции и то, в чем он отличается от других людей.
Если такое отличие обнаруживается и является настолько существенным, что может осложнить взаимодействие клиента со значимыми для него людьми, то желательно рекомендовать ему заранее
предупреждать людей, с которыми он вступает в контакты, о том, что у него имеются особенности, связанные со скоростью реакции. Подобное предупреждение, данное заведомо, снимет возможные ненужные проблемы, которые у клиента могут возникнуть в связи с его неадекватной скоростью реакции.
Случай 2. Люди, обладающие диаметрально противоположными, психологически не совместимыми темпераментами, например, холерическим и меланхолическим, сангвиническим и флегматическим, обычно испытывают неудобства, напряженность в общении друг с другом.
Особенно часто это проявляется тогда, когда такие люди недостаточно хорошо знакомы друг с другом в начале их общения. Они сами друг другу кажутся психологически несовместимыми, и напряженность, возникающая между ними, может показаться им непреодолимой.
Психологическая несовместимость тяжело переживается людьми и иногда кажется им неразрешимой проблемой на пути установления между ними нормальных человеческих взаимоотношений. На самом деле это далеко не так.
Во-первых, все люди обладают большими возможностями адаптации друг к другу и значительной гибкостью в своем поведении, что позволяет им хорошо приспосабливаться друг к другу. Во-вторых, реализация этих возможностей и конечный результат взаимного приспособления друг к другу в гораздо большей степени зависят от желания людей найти общий язык, чем от исходных природных различий в их темпераментах. В-третьих – и это главное – симпатия или антипатия, любовь или ненависть людей друг к другу практически никак не связаны с тем, какими типами темпераментов они обладают. Положительные или отрицательные чувства друг к другу с одинаковой вероятностью могут испытывать и холерики, и сангвиники, и флегматики, и меланхолики. Поэтому нет сколько-нибудь серьезных оснований для беспокойства о том, что различия в свойствах темперамента могут стать фатальными для личных или деловых взаимоотношений людей. В этом в первую очередь необходимо убедить клиента, обратившегося в психологическую консультацию по поводу разницы в темпераментах значимых для него людей и его самого.
Ссылки на психологическую несовместимость темпераментов часто являются лишь средством скрыть от собственного сознания и от понимания других людей более важные и более глубокие причины неблагоприятных личных и деловых взаимоотношений.
В этой связи следующий важный шаг, который должен предпринять психолог-консультант, работая с жалующимся на психологическую несовместимость клиентом, состоит в следующем: дать понять клиенту, что необходим более глубокий психологический анализ тех отношений, в которых между ним и окружающими людьми обнаруживается психологическая несовместимость.
Если спустя некоторое время после того, как клиент поймет, что реальная проблема его взаимоотношений с людьми не связана с особенностями его темперамента, данная проблема на этом направлении поисков не будет решена, то это значит, что ее причину следует искать в чем-то другом, а не в разнице в темпераментах.
Случай 3. Если клиент жалуется психологу-консультанту на постоянную напряженность, возникающую у него в работе или в общении с людьми, то в основе этого могут также лежать три вероятные причины: отсутствие интереса к выполняемой работе, отсутствие интереса к человеку, с которым ему приходится общаться, и динамика рабочих или коммуникативных движений, не вполне соответствующая природному типу темпераментов взаимодействующих друг с другом людей.
Прежде всего необходимо уточнить, с какой из этих возможных причин психолог-консультант на самом деле столкнулся в практике работы с клиентом.
Если реально действующей является первая или вторая из названных причин, то снять возникшую в связи с ними психологическую напряженность можно только за счет изменения отрицательного отношения к работе или к человеку на положительное.
Если же реальная причина состоит в несоответствии динамических особенностей рабочих движений или общения свойствам темпераментов общающихся друг с другом людей, то можно рекомендовать клиенту перейти на такой темп и скорость работы или общения со своим партнером, которые наиболее удобны для него и для его партнера, наиболее комфортны и менее всего утомительны, т.е. не вызывают напряженности.
При этом клиента желательно убедить в том, что качество его работы и результаты общения с людьми от перехода на более удобные динамические характеристики работы и общения не только не ухудшатся, но, в конечном счете, улучшатся. Поначалу, однако, ему может показаться непривычным и трудным работать и общаться по-новому.
Случай 4. Опасения по поводу замедленного по сравнению с другими людьми темпа работы и по поводу чрезмерно замедленных реакций на их действия в тех или иных ситуациях.
Такие опасения в большинстве случаев не являются достаточно обоснованными. Выше уже много говорилось о том, что медленность темпа и замедленность реакций не являются личными недостатками людей. Они выступают как таковые лишь тогда, когда сопровождают
ся снижением результатов работы и трудностями в общении с людьми, а также повышенной внутренней напряженностью.
Однако довольно редко и только у особо одаренных людей бывает в жизни так, чтобы то, что делается быстро, в то же время было и качественно. Напротив, достаточно часто происходит так, что гораздо более высоким качеством работы отличаются те, кто трудится не торопясь.
Если собрать вместе и взвесить все «за» и «против» быстрой и медленной работы, ускоренных или замедленных умственных или двигательных реакций на действия людей, то окажется, что как раз неторопливая работа и весьма размеренные реакции часто превосходят по качеству и по продуктивности быструю работу и ускоренные реакции.
Поэтому клиенту, жалующемуся психологу-консультанту на то, что он не успевает за другими или, напротив, опережает их, надо порекомендовать сделать как минимум две вещи: во-первых, перестать беспокоиться по поводу этого как о серьезном личностном недостатке; во-вторых, постараться выработать у себя привычку работать и реагировать на действия других людей, заботясь прежде всего о качестве работы и результатах общения и не обращая особого внимания на скорость и темп работы и общения.
Случай 5. Слабость нервной системы и связанные с ней свойства темперамента могут считаться личными недостатками человека лишь по отношению к видам деятельности, вызывающим повышенную напряженность и требующим от человека значительной физической и психологической выносливости.
В настоящее время таких видов деятельности не так уж много, и большинство из них не являются престижными. К таким видам деятельности относится, например, работа человека в условиях постоянного и повышенного шума.
Что касается остальных, наиболее привлекательных для современного человека видов деятельности, то для занятий ими слабость нервной системы – весьма незначимый, а иногда даже и положительный фактор, особенно если данный вид деятельности требует от человека тонкой чувствительности к разного рода воздействиям и ситуациям.
Случай 6. Эмоциональная неуравновешенность в отличие от всех других проблем, связанных с темпераментом человека, действительно является реальной и серьезной проблемой. Ее необходимо решать, а не убеждать клиента в том, что она не существует.
Прежде всего отметим, что эмоциональная неуравновешенность человека – это и внутреннее, и внешнее проявление его темперамента. Оно выражается в том, что в нервной системе человека процессы возбуждения или торможения явно преобладают друг над другом (неуравновешенность может быть и при доминировании возбуждения над торможением, и при преобладании торможения над возбуждением).
Доминирующий нервный процесс находит свое внешнее выражение в неадекватных реакциях человека на ситуацию. Там, где требуется спокойный ответ, человек реагирует слишком бурно, и, напротив, в том случае, если подходящим является эмоционально активный ответ, реакция человека оказывается пассивной.
Если в жизни данный человек чаще всего кажется эмоционально возбужденным, чем эмоционально подавленным, и оказывается не в состоянии контролировать свое поведение, то о нем говорят как о неуравновешенном человеке, с преобладанием возбуждения над торможением. Если, напротив, человек чаще бывает подавленным и торможение в его поведении, очевидно, доминирует над возбуждением, то его характеризуют как эмоционально неуравновешенного человека, с преобладанием торможения над возбуждением.
Психологу-консультанту совместно с клиентом, который обратился к нему с жалобой на свою эмоциональную неуравновешенность, прежде всего необходимо выяснить, к какому из этих двух типов людей относится данный клиент. Важность данного шага связана с тем, что практические советы и рекомендации для людей с разными видами эмоциональной неуравновешенности будут различными.
После этого можно переходить к выяснению причин неуравновешенности, которые у разных людей также могут оказаться различными.
По определенному в ходе психологического диагноза сочетанию этих причин можно будет дать конкретные, индивидуально своеобразные рекомендации по устранению причин эмоциональной неуравновешенности клиента.
Общие рекомендации по коррекции черт характера

Характер человека представляет собой одну из самых сложных проблем для коррекции, и особенно трудно его откорректировать в процессе проведения психологического консультирования. Это связано с тем, что именно характер человека непосредственно определяет его поступки, оцениваемые людьми и переживаемые им самим.
Характер человека в целом, однако, менее стабилен, чем его темперамент, и его, следовательно, в какой-то мере можно изменить, причем не только у ребенка, но также и у взрослого человека. Поэтому, предлагая клиенту рекомендации по вопросам коррекции его характера, психолог-консультант может не ограничиваться только советами, так сказать, приспособительного плана – такими, в которых содержатся лишь идеи о необходимости знать и учитывать свой характер, но не пытаться его как-то изменить.
Вместе с тем хорошо известно, что характер человека, особенно взрослого, достаточно устойчив, и изменить его полностью даже при большом желании человека практически невозможно. Попытки такого рода, начатые слишком поздно и непоследовательно, чаще всего заканчиваются неудачей. Кое-что в характере человека удается изменить, однако многое и не очень приятное для него остается таким, каким оно и было.
Почти во всех случаях, когда речь идет о людях старше подросткового возраста, рекомендации по коррекции черт их характера должны быть двояко направленными: с одной стороны, они должны содержать в себе советы по изменению существующих черт характера, с другой стороны, в них должны содержаться советы по приспособлению, принятию некоторых черт характера такими, какие они есть (если, конечно, изменить их практически невозможно).
Что еще, кроме сказанного, надо иметь в виду, проводя психологическое консультирование по проблемам, связанным с характером?
Прежде всего то, что у человека имеется множество различных черт характера. Даже если не все черты личности человека считать чертами его характера, то все равно среди черт личности наберется немало таких, которые вполне можно рассматривать именно как черты характера.
Приступая к психологическому консультированию и к коррекции черт характера человека, нельзя довольствоваться только тем, что о недостатках своего характера говорит сам клиент. Он может ошибаться и нередко действительно ошибается в оценке того, что не в порядке с его характером. Почти всегда необходимо уточнять, в том числе и при помощи специального тестирования, какие характерологические проблемы у клиента действительно есть и какие из них являются мнимыми, выдуманными самим клиентом или навязанными ему сложившимся о нем у окружающих людей мнением.
Разные черты характера человека делятся на группы, и среди них выделяются как минимум следующие три основные группы: волевые, деловые, коммуникативные. Они не просто представляют собой различные группы черт характера, но появляются и развиваются в онтогенезе человека в разное время и в указанной выше последовательности. Известно также, что, чем раньше возникает у человека та или иная черта характера, тем более устойчивой она является и тем труднее бывает ее изменить.
Следовательно, возможность успешной коррекции черт характера человека постепенно уменьшается в указанной последовательности: коммуникативные, деловые, волевые черты характера.
Первую из названных в этом списке групп черт характера – коммуникативные – в принципе, можно корректировать в течение практически всей жизни человека.
Вторую группу черт характера – деловые – можно эффективно менять до начала взрослости, т.е. приблизительно до двадцати пяти – тридцати лет. Далее эта задача обычно становится трудноразрешимой.
Третью группу черт характера можно изменять в основном только до подросткового возраста, т.е. до четырнадцати-пятнадцати лет. После этого новые волевые черты характера воспитать у человека практически уже невозможно.
В тех случаях, когда клиент жалуется на отсутствие или слабое развитие у него тех черт характера, которые в возрасте, в котором находится клиент, уже практически не меняются, клиенту можно посоветовать следующее. Прежде всего пройти психологическое тестирование, точно определить наличие и степень развития соответствующих черт характера. Затем – принять имеющиеся черты характера такими, какие они есть, и далее постараться перестать переживать по их поводу, не рассматривая данные черты характера как зло.
В тех случаях, когда практическая коррекция черт характера, на которые жалуется клиент, еще возможна, следует исходить из приводимых ниже рекомендаций, относящихся к разным группам черт характера: волевым, деловым, коммуникативным.
Советы по развитию воли

Если к психологу-консультанту по поводу недостаточного развития тех или иных черт характера у детей обращаются взрослые люди, например родители ребенка; если сам ребенок еще мал, например ему меньше 3-х лет, то первое, что следует сделать психологу-консультанту – это заверить клиента в том, что нужные волевые черты характера у ребенка еще вполне можно сформировать. При этом желательно обратить внимание клиента на правильную организацию практики общения взрослых с ребенком, в которой обязательно необходимо будет учесть следующие моменты.
1. Внимательно следить за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечать и всячески поддерживать любые ее признаки.
2. Если ребенок заявляет «Я сам» и явно претендует на то, чтобы делать что-то самостоятельно, без вмешательства со стороны окружающих людей, то в его дела не стоит активно вмешиваться, за исключением, конечно, случаев, когда ребенок может невольно навредить себе или испортить какую-либо ценную вещь. Но и в этих случаях вмешательство взрослого в дела ребенка должно быть ненавязчивым и, по возможности, незаметным для самого ребенка.
3. Самостоятельность ребенка особенно следует приветствовать тогда, когда ребенок старается что-либо сделать как можно лучше, проявляя при этом инициативу и настойчивость, желание и готовность преодолевать препятствия. Поощрение должно иметь место даже в том случае, если ребенок старался что-либо сделать сам, но у него не получилось. Главное состоит в том, чтобы в сознании самого ребенка получаемые им поощрения ассоциировались именно со старанием, а не только и не столько с высокой оценкой взрослыми его способностей.
4. В практике педагогического общения с ребенком поощрения должны доминировать над наказаниями, что в свою очередь играет важную роль в развитии его волевых качеств. Такая практика общения создает благоприятные условия для укрепления мотива к достижению успехов, связанного с волей.
Если по поводу волевых проблем детей к психологу-консультанту обращаются взрослые люди, если их заботит судьба детей, достигших уже дошкольного возраста (от четырех-пяти до шести-семи лет), то общие рекомендации по укреплению воли детей этого возраста будут в основном такими же, как в отношении детей раннего дошкольного возраста (от одного года до трех лет).
Следует, однако, иметь в виду, что этого для детей среднего и старшего дошкольного возраста будет недостаточно, так как, во-первых, воля ребенка к данному возрасту уже в основном сложилась, и, во-вторых, психология детей дошкольного возраста в целом отличается от психологии детей раннего возраста. Последнее обстоятельство необходимо обязательно учитывать, давая рекомендации по развитию воли у дошкольников.
Прежде всего здесь надо иметь в виду то, что волевые качества личности дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности. Это – игра, учение, общение и труд, при доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка.
Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх, требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей.
Положительную роль в развитии воли в дошкольном возрасте выполняют, например, игры – соревнования ребенка с другими детьми и с взрослыми людьми.
Следует иметь в виду и то, что по-настоящему развитая воля основана на разуме и сознании человека, т.е. базируется не на слепой, неосознаваемой, интеллектуально не контролируемой силе типа упрямства, а на сознательных, разумно принимаемых решениях. Даже у разумного человека его решения усилием воли претворяются в жизнь.
Сознание ребенка-дошкольника, особенно достигшего старшего дошкольного возраста, уже достаточно развитое. Поэтому, начиная
с этого возраста, важно добиваться того, чтобы волевое поведение и, соответственно, волевые качества ребенка формировались и укреплялись на вполне разумной основе. В противоположном случае может случиться так, что воля фактически превратится в упрямство или несговорчивость, в капризность ребенка.
Последнее обстоятельство особенно важно принимать в расчет при обращении в психологическую консультацию подростков по вопросам укрепления своей воли. Распространенная в этом возрасте не вполне разумная практика воспитания воли зачастую базируется только на силе и физической выносливости и нередко ведет к весьма далеким от настоящего развития воли человека и от современной культуры последствиям типа повышенной агрессивности, культа грубой силы, безжалостности.
Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера

Существенное значение для развития деловых черт характера имеет воспитание соответствующих черт характера у ребенка с самого детства. Дело в том, что деловые черты характера, как и волевые, начинают оформляться довольно рано, и если к определенному возрасту, например к моменту поступления ребенка в школу, первичные деловые черты характера у него еще не сформировались, то дальнейший процесс их развития будет идти с большими трудностями.
Поясним, что в данном случае имеется в виду под первичными деловыми чертами характера человека. Это, прежде всего, аккуратность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. На базе таких черт характера, оформление которых начинается с того времени, когда ребенок овладевает речью и начинает проявлять активность в предметных играх, в дальнейшем развиваются вторичные черты характера уже взрослого человека, такие, например, как инициативность, деловитость, трудолюбие, находчивость, умение организовать дело или быть хорошим его исполнителем.
Поэтому тогда, когда в психологическую консультацию обращается взрослый человек по поводу развития деловых черт характера у ребенка, то в первую очередь взрослому необходимо рекомендовать немедленно, если ребенку уже минуло полтора – два года, заняться развитием у него тех первичных деловых черт характера, без которых полноценные вторичные деловые черты характера успешно формироваться не могут.
Однако даже если ребенок, о котором идет речь, гораздо старше по возрасту, то рекомендации все же остаются такими же. Только в дан
ном случае одновременно придется заниматься формированием первичных и развитием у ребенка вторичных деловых черт характера.
Практика показывает, что, воспитывая деловые черты характера у взрослого человека, мы зачастую терпим неудачу именно потому, что у взрослого человека трудно выработать те черты характера, которые должны были быть сформированы у него, когда он еще был ребенком.
Деловые черты характера человека развиваются и закрепляются в работе, в его практической деятельности и в деловом общении с людьми, поэтому чем раньше ребенок начинает заниматься серьезным делом, тем вероятнее, что нужные деловые черты характера у него сформируются и своевременно достигнут достаточно высокого уровня развития. Напротив, слишком затянувшееся в этом плане детство является весьма серьезным препятствием на пути развития таких черт характера.
В этой связи важно как можно раньше начать привлекать ребенка к участию в серьезных делах совместно с взрослыми людьми, на примере которых ребенок мог бы развить у себя необходимые ему деловые качества, а также соответствующие им деловые черты характера.
При этом, однако, не стоит забывать о том, что для разностороннего психологического развития детей необходимо их активное участие не только в трудовой, но и других видах деятельности, в том числе в игровой, в учении и в общении. Поэтому по крайней мере до достижения ребенком подросткового возраста время, отводимое на труд, не должно занимать в распорядке дня ребенка более четвертой его части.
В том случае, если к определенному возрасту – такому, в котором они должны быть уже достаточно развитыми, – первичные деловые черты характера у детей не сформировались, их еще можно развить, но только при соблюдении следующих условий:
1. У ребенка, чьи деловые черты характера формируются, или у взрослого, озабоченного необходимостью их развития у ребенка, должно быть достаточно твердое желание выработать такие качества.
2. Необходимо соблюдать определенную последовательность достаточно настойчивых и длительных по времени действий, практически направленных на выработку и закрепление нужных деловых черт характера.
3. Постоянное и весомое (значимое) подкрепление положительного характера, получаемое ребенком при проявлении с его стороны нужных деловых черт характера.
4. Действие механизма не менее весомых отрицательных санкций за проявления прямо противоположных, негативных черт характера, таких, например, как безответственность, необязательность, неаккуратность, лень.
Если нужные деловые черты характера еще не выработаны у подростка, которому исполняется тринадцать-четырнадцать лет, то на их формирование и закрепление в характере может понадобиться много времени и усилий.
Если же деловые черты характера отсутствуют у человека, которому уже исполнилось двадцать пять – тридцать лет, то на ту же работу потребуется, наверное, несколько лет, если решение задачи вообще еще возможно. Это связано не столько с тем, что формирование данных черт характера в этом возрасте затруднено само по себе, сколько с тем, что этому почти наверняка будут препятствовать имеющиеся у данного человека другие, отрицательные черты характера, такие, например, как безответственность.
Наконец, надо иметь в виду и следующее важное обстоятельство. Разные черты характера в психологии человека как личности обычно не существуют отдельно, независимо друг от друга. Они с возрастом складываются в некоторую целостную, довольно стабильную систему, и изменить в этой системе одну из черт характера, не затрагивая другие черты характера, практически невозможно.
Поэтому, прежде чем приступать к коррекции определенных деловых черт характера человека, необходимо выяснить, с какими другими чертами характера человека они функционально взаимосвязаны, и предложить клиенту практические рекомендации по работе со всеми включенными в системную зависимость чертами его характера.
Советы по развитию коммуникативных черт характера

Коммуникативные черты характера у человека проявляются в следующих умениях и навыках:
• в умении правильно воспринимать и оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;
• в умении правильно оценивать сложившуюся жизненную ситуацию и действовать с ее учетом;
• в умении выбирать такие стиль, средства, приемы общения, которые бы с минимальными затратами приводили к намеченной цели общения;
• в умении сочувствовать, сопереживать людям;
• в гибкости мышления, проявляемой в выборе эффективных средств убеждения и оказания влияния на партнеров по общению.
К коммуникативным чертам характера можно отнести ряд волевых и деловых черт характера человека, проявляемых в его общении с людьми. Поэтому под развитием коммуникативных черт характера мы будем иметь в виду укрепление всех черт характера, которые как-то влияют на общение данного человека с людьми. Обсудим рекомендации, которые психолог-консультант мог бы дать клиенту по поводу развития у него отдельных коммуникативных черт характера, коммуникативных умений и навыков.
Для того чтобы у человека развивалось умение правильно воспринимать и оценивать людей, необходимо, во-первых, чтобы он научился внимательно наблюдать за людьми, целенаправленно находить и умело использовать информацию, позволяющую ему судить об индивидуальных особенностях людей, с которыми он вступает в общение. Это означает, что тот, кто желает научиться правильно воспринимать людей, должен будет выработать у себя привычку и постоянно действующую установку на психологическое оценивание людей. Эта установка, в частности, проявляется в том, что, встречаясь с новым человеком, данный человек будет стремиться узнать о нем как можно больше, и в первую очередь то, что позволило бы ему правильно воспринять и оценить его как личность.
Во-вторых, для правильного восприятия и оценки людей необходимо научиться сверять свои собственные впечатления о них с мнениями и оценками других людей. Такая привычка позволит формировать более объективное мнение о человеке, так как собственное мнение воспринимающего лица бывает, как правило, субъективным и односторонним.
О характере человека свидетельствуют, например, его типичные реакции на складывающиеся жизненные обстоятельства и на действия других людей, причем наиболее показательными из них являются такие, которые возникают у человека тогда, когда он находится в обычном для него настроении, типичном расположении духа.
О целях, мотивах и намерениях людей можно судить по тому, какие эмоции они испытывают в случае удач или неудач. Если эти эмоции являются достаточно сильными, явно положительными или явно отрицательными, то на этом основании можно сделать вывод о том, что удачи или неудачи связаны с весьма значимыми для человека потребностями и мотивами.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.