Психология спецконтингента


Отрыв от подразделения, мест постоянной дислокации. Особенно у конвоя. Часовой в коридоре спецвагона находится один на один со спецконтингентом, на вышке в одиночестве, в условиях ограниченной подвижности, монотонности и однообразия впечатлений от окружающей местности и охраняемых объектов. Недостаток ощущений и восприятия действует на него угнетающе, в результате чего снижается работоспособность, ухудшаются память, внимание.
В некоторых подразделениях конвоя в спецвагонах верхняя часть стены над дверью для выхода в рабочий тамбур раскрашена в цвета радуги. Таким образом, идет воздействие на психоэмоциональное состояние сотрудника.
Ритмы жизнедеятельности сотрудника нарушаются, они определяются не естественными потребностями, а нуждами службы. Санитарно-гигиенические условия, организация питания также значительно отличается от привычных.
Опытные сотрудники советуют не бриться на вагоне в плановых караулах во время всего пути следования, так как любой порез бритвой может повлиять на здоровье: приходится везти больных туберкулезом и т.д.

Сотрудники в ночное время постоянно пьют воду из фляги небольшими глотками. Это помогает им бороться с усталостью.
Тушенка и другие продукты могут содержать много жира, поэтому у сотрудников болит печень. Наблюдается злоупотребление кофе, чаем, сигаретами.
Способность действовать нужным образом в критической ситуации
Особенности службы. При представлении НК перед обыском или в момент передачи спецконтингента в СИ, осужденного заставляют снять головной убор, застегнуться, поставить сумку рядом, ноги сделать вместе. Это продиктовано и мерами безопасности .
Это лишь некоторые особенности службы сотрудников, свидетельствующие о необходимости психологической готовности л/с в период выполнения своих служебных обязанностей.

Одной из основных проблем уголовно-исполнительной системы на современном этапе является недостаток подготовленных сотрудников для несения службы в учреждениях УИС. Задачи, стоящие перед учебными центрами УИС, в деле улучшения подготовки кадров, требуют к себе безотлагательного внимания. Поиск новых подходов в учебном процессе неизбежно приводит нас к качественно новому пониманию задач, стоящих при обучении сотрудников.
С переходом в конце 90-х гг. ХХ века уголовно-исполнительной системы из подчинения МВД в ведение Минюста вопрос о подготовке кадров встал с новой остротой. Начали образовываться новые учебные центры, обладающие малым штатом преподавателей, скудной материальной базой.
В связи с постоянным некомплектом младшего начальствующего состава в подразделениях УИС юга области срок обучения в учебном центре УИН по Тюменской области снизился до двух месяцев. До 50% личного состава на каждом потоке Учебного центра УИН составляют женщины, не прошедшие в отличие от мужчин службу в армии, и не имеющих опыта обращения с оружием. Учитывая создавшиеся условия, назрела необходимость уделить особое внимание подготовке женщин с учетом их психических состояний и свойств личности.
Актуальность. С каждым годом процент сотрудников-женщин в подразделениях уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) возрастает. Женщины несут службу с оружием по охране объектов – следственных изоляторов и колоний, выполняют функции кинологов при конвоировании спецконтингента. В связи с этим очень актуальным становится вопрос об эффективной огневой подготовке женщин – сотрудников УИС на курсах первоначальной подготовки при Учебном центре УИН Минюста России по Тюменской области.
Для некоторых женщин это первая встреча в жизни с огнестрельным оружием, что может приводить к повышению тревожности во время подготовки к стрельбам и неадекватному поведению на огневом рубеже.
Стремление к повышению эффективности подготовки вызвано еще и экономией боеприпасов, так как материальное оснащение УИС по этой части нуждается в значительном улучшении.
Проблема. В данной работе мы рассматриваем влияние психологического фактора на подготовку женщин-сотрудников УИН к стрельбе.
Объектом исследования является уровень тревожности.
Предметом данной работы является состояние тревожности в ходе тренинга.
Гипотеза. Мы предполагаем, что, используя тренинговую программу в работе с женщинами-сотрудниками УИН на курсах первоначальной подготовки при подготовке к стрельбам можно снизить уровень тревожности, а, следовательно, избежать проявления неадекватного поведения на огневом рубеже и способствовать эффективности попадания в цель.
Цель работы: рассмотреть влияние тренинга на снижение уровня тревожности при подготовке женщин-сотрудников УИН к стрельбе из пистолета Макарова.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по изучаемой проблеме.
2. Рассмотреть особенности проявления тревожности при подготовке и в момент стрельбы.
3. Провести диагностику на определение уровня тревожности у испытуемых.
4. Разработать тренинг, способствующий нормализации уровня тревожности.
5. Отследить результаты воздействия тренинга на понижение уровня тревожности и эффективность стрельбы.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили работы зарубежных авторов, посвященных изучению психологии личности. Среди них: Р. Кэттелл, Ч.Д. Спилбергер, Дж. Тейлор. Отечественные авторы: Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, В.Р. Кисловская, Т.А. Немчин, В.Г. Норакидзе Ю.Л. Ханин.
Методы. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
1. Анкетирования, тестирования, включенного наблюдения, вербализации, работа по рефлексии, проведение упражнений для снижения тревожности.
2. Метод сравнения выборочных данных.
Теоретическая новизна работы состоит в том, что мы исследуем пути снижения уровня тревожности применительно женщинам-сотрудникам УИС на курсах первоначальной подготовки.
Практическая значимость. Полагаем, что данная тренинговая программа будет иметь применение в работе психологов с сотрудниками УИС и охранных предприятий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Уровень тревожности зависит от наличия опыта общения с оружием.
2. У женщин может развиваться повышенная тревожность, которая будет иметь негативные проявления в сферах жизнедеятельности сотрудника.
3. Повышенная тревожность может влиять на поведение женщин-сотрудниц при подготовке к стрельбе и на огневом рубеже.

ГЛАВА 1. Тревога и тревожность как психические состояния.
1.1.Определение тревоги

Понятие «тревога» было введено в психологию З. Фрейдом в 1925 году. И в настоящее время многими учеными рассматривается как разновидность страха. Так, Фрейд наряду с конкретным страхом выделял неопределенный, безотчетный страх. О.А. Черникова пишет о тревоге как «страхе» ожидания», а О. Кондаш – о страхе перед испытанием ?8, с.142?. Ф. Перлз определяет тревогу как разрыв между «теперь» и «позже» или как «страх перед аудиторией», а так же как «переживание трудности трудности дыхания во время заблокированного возбуждения» ?18, с. 150?. Тревога является результатом активности воображения, фантазии будущего. Тревога появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, не дающей возможности разрядить возбуждение. В связи с этим тревога понимается как эмоциональное состояние острого мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности.
Выраженная тревога проявляется как тягостное неопределенное ощущение «беспокойства», «дрожания», «кипения», «бурления» в различных частях тела, чаще в груди, и нередко сопровождается различными сомато-вегетативными расстройствами (тахикардией, потливостью, учащением мочеиспускания, кожным зудом).
Как пишет Э. Шостром, тревога подобна сосущему чувству голода. Человек, пребывающий в тревоге, не осуществляет полное действие и занят тем, что подавляет растущую агрессию, в результате чего впадает в апатию.

Тревога, как правило, нарастает вечером и сопровождается двигательным беспокойством. По мере приближения важного для человека события уровень тревоги нарастает, причем в большей степени у высокотревожных субъектов. В связи с этим можно выделить предрабочую и рабочую тревогу.
Хотя тревога связана с опасением человека за благополучный исход важного для него дела и поэтому близка психологически к эмоции боязни, она все же отличается от страха. Боязнь имеет конкретный источник переживания, связана с определенным объектом, который оценивается как безусловно опасный. Тревога же не имеет четкого и конкретного повода для своего возникновения. Это вероятностное переживание неудачи («а вдруг…»). В отличие от страха, являющегося биологической реакцией на конкретную угрозу, тревога часто понимается как переживание неопределенной, диффузной или беспредметной угрозы человеку как социальному существу, когда опасности подвергаются его ценности, представление о себе, положение в обществе. Таким образом, в данном контексте тревога понимается как переживание возможности фрустрации социальной потребности.
К. Ясперс считает, что тревога отражает беспокойство и не обязательно связана с пониманием угрозы. Поэтому кроме «объективной» тревоги, связанной с реально существующей угрозой, выделяют и собственно тревогу («неадекватную» тревогу), появляющуюся в нейтральных, не угрожающих ситуациях. Такому взгляду соответствует возникновение тревоги у детей.
К. Изард считает, что тревога – это не некий отдельный самостоятельный феномен, а комбинация состояния страха с одной или несколькими другими эмоциями: гневом, виной, стыдом, интересом.
Ф.Б. Березин описал стадии (уровни) развития тревоги по мере нарастания ее интенсивности («явления тревожного ряда»). Наименьшую интенсивность тревоги выражает ощущение внутренней напряженности, выражающееся в переживаниях напряжения, настороженности, дискомфорта. Оно не несет еще в себе признака угрозы, а служит лишь сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. На второй стадии появляются гиперстезические реакции, которые либо присоединяются к ощущению внутреннего напряжения, либо сменяют его. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении – отрицательную эмоциональную окраску. Это недифференциальное реагирование, характеризуемое как раздражительность. На третьей стадии – собственно тревоги – человек начинает переживать неопределенную угрозу, чувство неясной опасности. На четвертой стадии при нарастании тревоги появляется страх, когда человек конкретизирует бывшую ранее неопределенную опасность. При этом объекты, связываемые со страхом, не обязательно представляют действительную угрозу. На пятой стадии у человека возникает ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. Человек переживает ужас. При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги, так как подобное переживание может вызывать и неопределенная, бессодержательная, но очень сильная тревога. Наконец, на шестой стадии появляется тревожно-боязливое возбуждение, выражающееся в паническом поиске помощи, в потребности в двигательной разрядке. Дезорганизация поведения и деятельности на этой стадии достигает максимума.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появления тревоги в разнообразных ситуациях.

1.2. Понятие и проявление тревожности

У многих людей имеется высокая тревожность, т.е. выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частным проявлениям тревоги (беспокойства) в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают. В.С. Мерлин (1973) определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению К. Изарда, тревожность понимается как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали.
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.
Высокая тревожность проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги. Тревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя неуверенно в группе.
Некоторые авторы говорят не об общей тревожности, а о частной, специфической, связанной с постоянным реагированием, состоянием тревоги только на определенные ситуации. Саразон (1972) ввел понятие «тестовой» тревожности, отражающей склонность к этому состоянию в ситуациях экзамена, тестирования. В других исследованиях говорится о частной личностной тревожности, связанной с публичным выступлением, общением, обучением плаванию, участием в соревнованиях, конкурсах.
О.Г. Мельниченко (1979) показала, что для высокотревожных характерны эмоциональная неуравновешенность, робость, неуверенность в себе и взвинченность, напряженность. У них более высокий и менее стабильный уровень притязаний.
Высокотревожным трудно выдерживать нервно-психическое напряжение, связанное со сдачей зачетов и экзаменов. Низкая же тревожность, наоборот, не вызывает ответственного отношения к учебе, что тоже приводит к плачевным результатам. Преуспевают в учебе чаще всего студенты со средней степенью тревожности.
Р. Кэттелл и И. Шрейер показали, что высокий уровень тревожности снижает успешность профессиональной деятельности. Спортивный психолог В.М. Миленин (1970) установили, что высокотревожные спортсмены на ответственных соревнованиях, как правило, выступают плохо.
Очевидно, что меньшая успешность высокотревожных обусловлена стандартными подходами в обучении, без учета их психологических особенностей. При разработке методов обучения, адекватных для высокотревожных, их успешность может быть не меньшей, чем у низкотревожных.

1.3. Проблемы исследования тревожности (по Ч.Д.Спилбергеру).

Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает, по-видимому, из того факта, что различные исследователи используют термин «тревога» в различных значениях.
Тревога как состояние и как свойство. В вводной главе к сборнику «Тревога и поведение» в 1966 г. Ч. Спилбергер предположил, что основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся все-таки к совершенно различным понятиям. Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активацией автономной нервной системы.
Состояние тревоги (СТ) возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид.
Термин «тревога» или, точнее, «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность (ЛТ), не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникают состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью, например невротическая личность, склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. Следовательно, индивиды с высоким уровнем тревожности более подвержены влиянию стресса и склонны переживать состояния тревоги большей интенсивности и значительно чаще, чем индивиды с низким уровнем тревожности.
Существует ряд достаточно разработанных концепций тревоги как состояния.
В обзоре исследований тревоги Филлипс, Мартин и Майерс отмечают, что результаты многих работ противоречат друг другу. Тем не менее, заключают эти авторы, важным пунктом теоретического сходства исследований тревоги является положение о том, что тревога вызывается той или иной формой стресса. Значительно меньше согласия между исследователями в определении стресса, описании характера реакций тревоги и природы механизмов, опосредующих тревогу и вызывающих ее стрессовые стимулы.
Филлипс с соавторами отмечают также, что концептуальное различие между тревогой как преходящим эмоциональным состоянием и как относительно устойчивой чертой личности, по-видимому, является конструктивным. Такое различение было введено Кэттеллом и Шейсром (1961), и с тех пор этому аспекту проблемы уделяется все большее внимание. Разделение тревоги как состояния и как свойства наиболее отчетливо выражено в работах Кэттелла и Спилбергера. Однако каждый из них реализует несколько отличный от другого подход к концептуализации и измерению соответствующих переменных. Это же различение тревоги как свойства и как состояния занимает центральное место в работах И. Г. Сэразона; предэкзаменационная тревожность отражает индивидуальные различия в склонности субъекта испытывать тревогу в ситуации оценки, экзамена.
Подразумеваемое в неявном виде разграничение тревоги как свойства и как состояния можно заметить и в гипотезе Бека о том, что индивидуальные различия в чувствительности к стрессу являются важным фактором в развитии психосоматических симптомов. По Беку, длительные психофизиологические реакции, связанные с состояниями тревоги, у тех лиц, которые склонны отвечать на стрессовые факторы состоянием тревоги, несомненно, могут вести к развитию психосоматических расстройств.
Основное внимание в работах Изарда направлено на выяснение природы эмоциональных реакций, вызываемых различными видами стресса. При этом используются различные критерии тревоги и других эмоциональных состояний. Эпштейн и Лазарус исследовали влияние лабораторных и реальных стрессов на процесс, связующий состояние тревоги с вызывающими его стрессовыми стимулами. И хотя Изард, Эпштейн и Лазарус в целом не акцентируют внимания на значении индивидуальных различий в выраженности личностной тревожности при активации тревоги как эмоционального состояния, в их работах явно признается значение разделения тревоги как свойства и как состояния для исследования проблемы.
Можно еще раз подчеркнуть: исследователи тревоги едины в мнении о том, что именно стресс порождает состояние тревоги; кроме того, можно отметить все большее согласие в том, что в активации тревоги (впрочем, как и других эмоциональных состояний) решающую роль играют когнитивные факторы. Когнитивные оценки опасности, по-видимому, являются первым звеном в возникновении состояния тревоги, а когнитивная переоценка определяет интенсивность таких состояний и их устойчивость во времени. Хотя в настоящее время имеется ряд общих точек в концепциях тревоги, а теоретическая и методическая оснащенность исследований в этой области возрастает, еще рано ожидать значительной интеграции в теории и исследовательской стратегии изучения тревоги.
Основной трудностью в оценке исследования является то, что большинство исследователей определяют тревогу как сложный личностный процесс с множественными компонентами. Каждый исследователь стремится учесть те аспекты или компоненты, которые вытекают из его теоретических построений. Попытаемся уяснить концепцию тревоги как процесса в связи с различением тревоги как свойства и тревоги как состояния.
Тревога как эмоциональный процесс. Сейчас становится очевидно, что с концептуальным различением тревоги как преходящего состояния и свойства личности, или личностной диспозиции, следует связать понимание тревоги как процесса. В рамках этой концепции тревога рассматривается как последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных форм стресса. Этот процесс может быть вызван внешним стрессовым раздражителем или некоторым внутренним источником, интерпретируемым субъектом как опасный или угрожающий. Когнитивная оценка опасности влечет за собой состояние тревоги или возрастание наличного уровня интенсивности этого состояния. Таким образом, состояние тревоги включено в структуру общего процесса тревоги, а концепция тревоги как процесса должна включать следующие во времени компоненты:

Стресс — восприятие угрозы — состояние тревоги

Поскольку возрастание состояния тревоги переживается индивидом как неприятное, болезненное, постольку когнитивные и поведенческие реакции, включенные в это состояние, несут функцию минимизации возникающего дискомфорта. Возникший процесс тревоги сопровождается процессом переоценки стрессовых условий, эта переоценка способствует выбору соответствующих перекрывающих механизмов, облегчающих переживание стресса, а также активации некоторых механизмов типа избегания, выводящих индивида из ситуации, вызывающей тревогу.
Если же возможности преодолеть или избежать стресс не существует, включаются механизмы психологической защиты, функция которых состоит в уменьшении состояния тревоги. Эти механизмы: подавление, отрицание, проекция и другие — искажают восприятие стимула, вызывающего тревогу. Итак, состояние тревоги влечет за собой такую последовательность реакций:

Состояние тревоги — когнитивная переоценка — механизмы перекрытия, избегания или психологической защиты

Процессуальные определения страха и тревоги. Чтобы понимание тревоги как процесса стало более ясным, разберем традиционное различение страха и тревоги. Термин «страх» используется обычно для описания процесса, включающего эмоциональную реакцию, связанную с антиципацией определенного ущерба вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении.
Определяющей характеристикой страха является то, что интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна величине опасности, вызывающей ее. Термин «тревога» традиционно используется для описания эмоциональной реакции, которая обычно рассматривается как «беспредметная», потому что стимулы или условия, порождающие ее, неизвестны. Особенностью тревоги является то, что интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности. Таким образом, понятия страха и тревоги относятся к эмоциональным реакциям или состояниям, которые вызываются различными процессами.
Хотя оба понятия связаны с описанием и объяснением oпределенных видов эмоциональных реакций, проблема выявления и сопоставления особенностей реакций, которые характеризуют соответствующие эмоциональные состояния, до настоящего времени не привлекала достаточного внимания исследователей. Действительно, чаще всего предполагается, что состояния страха и тревоги идентичны, и возникает мнение, что основное различие между ними обусловливается источником стресса и процессами, которые их порождают. Поэтому, когда страх и тревога различаются именно таким образом, эти понятия оказываются значимыми только при применении конкретных методов, дающих информацию одновременно по эмоциональному состоянию, его источнику и когнитивным структурам, опосредующим их.
Эпштейн предполагает, что если эмоциональные состояния, соответствующие страху и тревоге, идентичны, то лучше было бы использовать одно слово, отмечая при этом, при необходимости, известна или неизвестна соответствующая объективная реальность. Можно согласиться с тем, что концептуальное различение тревоги и страха практически ничего не дает, если при этом не разделяются специфические характеристики реакций, вплетенные в ткань соответствующих состояний. Парадоксально, но в традиционных определениях страха и тревоги специфические особенности соответствующих реакций не учитываются; это происходит, видимо, из-за того, что основное внимание в этих традиционных определениях сконцентрировано почти полностью на стимулах, порождающих соответствующие состояния.
Выводы и заключение. Развитие общей теории тревоги предполагает в первую очередь уяснение взаимосвязи между тремя различными пониманиями тревоги: тревога как преходящее состояние, тревога как сложный процесс, включающий компоненты стресса и угрозы, а также тревога (тревожность) как личностное свойство.
Исследование тревоги должно начинаться с точного определения особенностей реакций, характеризующих состояние тревоги. Субъективные (феноменологические) ощущения напряжения и опасения представляют собой основные черты тревоги как эмоционального состояния. Критерии активности автономной нервной системы также представляют собой существенные показатели физиологических сдвигов, проявляющихся в состоянии тревоги.
Состояние тревоги включено в сложный процесс. Понимание тревоги как процесса представляет собой теорию тревоги, в которой основной акцент делается на выделении фундаментальных компонентов процесса тревоги. Общая теория тревоги должна включать следующие основные понятия: стресс, угроза, состояние тревоги, когнитивная оценка и переоценка, механизмы психологической защиты, механизмы перекрытия и поведение избегания. В теорию тревоги должно включаться также понятие склонности к переживанию состояния тревоги, или, вернее, концептуальная система, относящаяся к индивидуальным различиям, предрасположении переживать состояние тревоги в различных типах стрессовых ситуаций.
Прогресс в исследовании тревоги в значительной степени зависит от терминологического согласия, способствующего лучшему пониманию исследователями описания тревоги как процесса. Терминологический аспект связан с разработкой терминов для описаний физиологического, поведенческого и феноменологического аспектов тревоги. Чрезвычайно существенным является четкое различение между языком экспериментатора и языком субъекта при описании субъективного переживания тревоги. Термин «стресс» должен использоваться в связи с реальными опасностями в объективных ситуациях; в свою очередь, термин «угроза» скорее должен относиться к феноменологическому опыту субъекта. Наконец, непосредственную основу того, что обозначается как «состояние тревоги», представляют собой эмоциональные реакции, характеризующиеся ощущением напряжения и опасения и сопровождающиеся повышением активности автономной нервной системы.

1.4. Проявления страха

Каждый человек в своей жизни ни раз испытывал аффективное состояние под названием страх. Это состояние может возникать у женщин-сотрудников уголовно-исполнительной системы при подготовке к стрельбам из пистолета Макарова.
К философским размышлениям о страхе обращались многие философы, но только с трудов Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» страх начинают рассматривать с научно-психологической точки зрения. Взгляды Дарвина на эмоцию страха базировались на двух основных положениях:
1) способность к переживанию страха, является врожденной особенностью человека и животных и играет большую роль в естественном отборе;
2) ученый считал, что на протяжении жизни множества поколений этот адаптивный механизм совершенствовался, так как выживал и побеждал всегда тот, кто наиболее удачно мог избежать и преодолеть опасности.
Страх – это то, что можно почувствовать. Ощущения, возникающие при страхе, носят характер неудовольствия. Фрейд говорил, что страх – не только сигнал тревоги при опасности. Он является, прежде всего воспроизведением родового травматизма. Из этого следует, что родовой травматизм представляет нечто вроде прототипа всех страхов человека в его жизни, а также необходимую биологическую реакцию на опасность.
Страх без нервозности З. Фрейд называл реальным в противоположность невротическому. Реальный страх является для нас чем-то вполне рациональным и понятным. Он представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, т.е. ожидаемого, предполагаемого повреждения, связан с рефлексией бегства, и его можно рассматривать как выражение инстинкта самосохранения. Перед какими объектами и в каких ситуациях проявляется страх, в большей мере, разумеется, зависит от состояния нашего знания и от ощущения собственной силы перед внешним миром.
Единственно целесообразным поведением при угрожающей опасности была бы спокойная оценка собственных сил по сравнению с величиной угрозы и затем решение, что обещает большую надежду на благополучный исход: бегство, защита или нападение. Но в таком случае для страха вообще не остается места; все что происходит, произошло бы так же хорошо и, вероятно, еще лучше, если бы дело не дошло до развития страха. Если страх чрезмерно силен, то он крайне нецелесообразен, он парализует тогда любое действие, в том числе и бегство. Обычно реакция на опасность состоит из смеси аффекта страха и защитного действия.
Первым в ситуации страха является готовность к опасности, выражающаяся в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении. Эту готовность ожидания следует признать большим преимуществом, ее же отсутствие может привести к серьезным последствиям. Из нее исходит, с одной стороны, моторное действие, сначала бегство, на более высокой ступени деятельная защита, с другой стороны, то, что ощущаем, как состояние страха. Чем больше развитие страха ограничивается только подготовкой, только сигналом, тем беспрепятственней совершается переход готовности к страху в действие, тем целесообразней протекает весь процесс. Поэтому в том, что мы называем страхом, готовность к страху (Angstbereitschaft) казалась З. Фрейду целесообразной, развитие же страха – нецелесообразным.
Фрейд полагал, что «страх» относится к состоянию и не выражает внимания к объекту, между тем как «боязнь» указывает как раз на объект. Напротив, «испуг», кажется, имеет особый смысл, а именно подчеркивает действие опасности, когда не было готовности к страху. Так что можно было бы сказать, что от испуга человек защищается страхом.
Под страхом по большей части понимают субъективное состояние, в которое попадают благодаря ощущению благодаря ощущению «развития страха», и называют его аффектом.
Невротический страх характеризуется общей боязливостью, свободным страхом, готовым привязаться к любому более или менее подходящему содержанию представления. Он оказывает влияние на суждение выбирает ожидания, подстерегает любой случай, чтобы найти себе оправдание. Фрейд называл это состояние «страхом ожидания» или «боязливым ожиданием». Лица, страдающие этим страхом, всегда предвидят из всех возможностей самую страшную, считают любую случайность предвестником несчастья, используют любую неуверенность в дурном смысле. Склонность к такому ожиданию несчастья как черта характера встречается у многих людей, которых нельзя назвать больными, их считают слишком боязливыми или пессимистичными; но необычная степень страха ожидания всегда имеет отношение к нервному заболеванию, которое Фрейд назвал неврозом страха и причислял к актуальным неврозам.
Вторая форма страха, в противоположность только что описанной, психически более связана и соединена с определенными объектами или ситуациями. Это страх в форме чрезвычайно многообразных и часто очень странных фобий.
Не только наше сознание, но и все наше тело бурно реагирует на опасные сигналы, исходящие от внутренних и внешних раздражителей, которые действительно представляют собой угрозу, и раздражители, которые мы сами себе воображаем или представляем в фантазии. Чем интенсивнее и живее подобное представление, тем более оно способно вызывать ощущение страха. Фрейд пишет, что страх имеет два источника происхождения. Один страх невольный, автоматический, всякий раз экономически оправданный, если создалась ситуация опасности… другой продуцированный «Я», когда такая ситуация лишь угрожает, призванный для того, чтобы её избежать. При этом и внешние, и воображаемые опасности могут недооцениваться, переоцениваться или оцениваться верно.
Наиболее распространенными являются опасности, грозящие нам из вне, которые способны причинить нам ущерб или даже привести к смерти: дикое животное, молния или другие природные явления, разъяренный человек, а также все те события, которые способны вызвать у нас неприятные переживания, как-то: насмешка, голод, жажда, ситуация экзамена, наказание и многое другое. Фрейд писал, что в отношении этих опасностей возникает ощущение беспомощности, вызывающее чувство страха. Беспомощность представляет собой одно из самых неприятных для человека переживаний, которые человек стремиться устранить любым способом.
Еще одним видом страха является страх перед чуждым и неизвестным. Источником этого страха является представление о том, что новая, неизвестная нам ситуация или вещь в конечном счете окажется неприятной. Кроме того, неизвестное внушает страх еще и потому, что мы не можем контролировать его, и поэтому следует опасаться оказаться в его власти. Чем чаще человек встречается с новыми ситуациями, приключениями в течение своей жизни, тем менее сильный страх внушает ему что-то новое. Страх перед неизвестным вынуждает многих людей воспринимать новую идею как угрозу, и потому все новое и неизвестное подвергается «нападению».
Страх неизвестного и чуждого постоянно возникает в процессе научения (когда предстоит шагнуть на новую ступень), перед важными шагами в жизни: при выборе профессии, вступлении в брак, решении завести ребенка, уходе на пенсию. Сюда можно отнести и страх экзаменов. Если все эти шаги не совершаются и страх переходит в хронический, то тогда достаточно незначительного конфликта, чтобы началась болезнь.
С точки зрения К. Хорни, факторами, провоцирующими наиболее мучительный страх, являются внезапная угроза идеализированному образу или растущее напряжение, чаще всего вызываемое бессознательной яростью, которое подвергает опасности строжайший самоконтроль. «Например, женщина, которая считала себя уравновешенной и храброй, испытала приступ паники, когда в трудной ситуации ее охватило чувство беспомощности, мрачные предчувствия и яростный гнев. Ее идеализированный образ, который, подобно стальному обручу, придавал ей некоторую целостность, внезапно лопнул, и она оказалась перед страхом гибели».
Паника может охватить человека, когда ему приходится идти на службу в армию, жизнь вынуждает устраиваться в органы милиции, уголовно-исполнительной системы. При уходе в армию возникает щемящее чувство тоски. Человек, прощаясь со своей комнатой, наполненной ярким майским солнцем перед долгой разлукой, скользит взглядом по рядам любимых книг на полках. Пытается запомнить мельчайшие детали привычного окружения.
У человека возникает страх потери равновесия. Обычно этот страх предстает не столь явным образом. Тогда он предстает в смутной, расплывчатой форме и может обостряться в результате любого изменения привычного образа жизни. Подверженные ему лица могут ощущать глубокое беспокойство, если им предстоит путешествие, переезд, смена работы. Они пытаются избежать этих изменений, когда только это возможно.
Еще одним видом страха, порождаемого защитной структурой, является страх разоблачения. Его источник лежит во множестве разнообразных уловок и притворств, которые используются в процессе развития и поддержания самой этой структуры. Невротик хочет казаться как себе, так и другим людям не тем, кем он в действительности является, а более гармоничным, более здравомыслящим, более великодушным, могущественным или беспощадным. Трудно сказать, боится ли он больше разоблачения перед собой или перед другими. На сознательном уровне его более всего заботит мнение о нем других людей, и чем в большей степени происходит экстернализация его страха, тем сильнее он озабочен тем, чтобы его не разоблачили.
Страх разоблачения может вызывать любая ситуация, которая для невротика означает возможность подвергнуться испытанию. Сюда относятся начало новой работы, попытка подружиться с новыми людьми, экзамены. Часто то, что сознательно воспринимается как страх неудачи, в действительности связано со страхом разоблачения и поэтому не снимается в результате успеха. Человек будет просто чувствовать, что на этот раз его «пронесло», но что будет дальше? А если он потерпит неудачу, то убедится в еще большей степени, что всегда был обманщиком, и что на этот раз его поймали.
Есть еще один вид страха – страх пренебрежения, унижения и высмеивания, происходящий из оскорбленного чувства собственного достоинства.
Тут мы сталкиваемся с двумя видами процессов, которые можно уподобить движению качелей. По мере того, как падает реальное самоуважение, возрастает не соответствующая действительности гордость – гордость своим совершенством, агрессивностью, уникальностью, могуществом или всеведением. На других «качелях» мы находим умаление невротиком своего подлинного «я» за счет возвышения других людей до уровня гигантов. Вместе взятые вышеназванные процессы объясняют крайнюю уязвимость невротика в отношении к пренебрежению, унижению и высмеиванию. А эти процессы образуют столь значительную часть любого невроза, что чрезмерная чувствительность такого рода встречается крайне часто.
В общем, следствием этого страха является отчуждение невротика от других людей, а также его враждебность к ним. Но еще более важно, что этот страх способен подрезать крылья у тех, кто им страдает в достаточно сильной степени. Они не смеют ничего ожидать от других или ставить перед собой высокие цели. Сгущение всех страхов – страх каких-либо изменений в себе.
Мелани Кляйн описывает раннюю форму страха, где проецируются собственные агрессивные побуждения. Мы опасаемся того, на кого сами их спроецировали. Подобную структуру имеют все паранойяльные страхи. Аналогичные страхи испытывает каждый человек чуть ли не ежедневно. Когда человек в плохом настроении он склонен проявлять большую боязливость в контакте с людьми, особенно если человек, с которым происходит общение, очень важен.
Страх – очень сильная эмоция, которая оказывает влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Учеными было установлено, что не только наше сознание, но и все наше тело бурно реагирует на опасные ситуации. Взаимосвязь между эмоцией страха и состоянием внутренних органов многообразна и неоднозначна. С одной стороны страх и тревожные мысли неблагоприятно сказываются на работе внутренних органов, с другой сторон – нарушения в работе внутренних органов могут вызвать эмоцию страха. Исходя из такой двусторонней связи, американский психолог Уильям Джеймс считал, что эмоции первоначально рождаются не в глубинах нашего мозга, а на периферии организма. Согласно его гипотезе, воздействие внешней среды автоматически вызывают определенные сдвиги во внутреннем состоянии организма, и только потом мозг присваивает этим изменениям «ярлык» соответствующей эмоции. Например, вид незнакомого человека в темной аллее может вызвать замирание сердца и потоотделение. Мозг начинает воспринимать эти сигналы от внутренних органов и в какой-то момент наступает осознание: «если я так реагирую, значит, я напугана». Таким образом, исходя из гипотезы Джеймса, мы боимся, или охвачены ужасом потому, что дрожим.
Испуганного человека распознать даже в огромной толпе не составляет труда. Его внешний вид может рассказать о многом. Еще Ч. Дарвин дал описание внешнего проявления страха: «испуганный человек сначала останавливается как вкопанный без движения, без дыхания, или припадает к земле, как бы инстинктивно стремясь уйти от увиденного». Одним из самых выраженных симптомов является дрожание всех мышц тела. Это связано с тем, что при сильном страхе нарушается нормальная координация деятельности мышечной системы, повышается тонус скелетной мускулатуры, а движения теряют плавность, становятся дерганными и напряженными. Появляется мелкая дрожь, которую ученые называют тремор. Глаза при страхе раскрыты очень широко, чем в обычном состоянии, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято. Брови почти прямые и кажутся слегка приподнятыми. Внутренние углы бровей сдвинуты друг к другу, имеются горизонтальные морщины на лбу. Из-за этого. А также из-за сухости во рту голос становиться хриплым или неотчетливым, а иногда пропадает совсем.
Вегетативные изменения при сильном страхе, также ярко выражены. Сердце бьется сильно и быстро, поднимается артериальное давление, нарушается привычный ритм дыхания. Поверхность кожи холодна, но из нее медленно выступает на лоб и ладони пот, который получил название «холодный».
При страхе затормаживаются процессы восприятия, оно становиться более узким, сфокусированным на каком-то одном объекте. Мышление замедляется. Становиться более ригидным, ухудшается память, сужается объем внимания, нарушается координация движения. Наблюдается общая скованность, человек с трудом владеет собой, теряет самоконтроль. Иногда это может привести к потере сознания.
Когда причина, которая вызвала сильный страх исчезает, наш организм еще долго не может нормально функционировать, это связано с тем, что выделившиеся гормоны и другие биологически активные вещества продолжаю еще некоторое время циркулировать в крови, оказывая свое действие на организм человека.
Изучавшие эмоцию страха, как отечественные, так и зарубежные ученые дают свое определение страха. Так, например, Раншбург Й. определяет страх, как эмоциональное состояние, которое появляется перед определенным событием и как бы предвещает наступающее фиаско. Следовательно, человек ощущает страх не просто в опасной ситуации, а тогда, когда он не верит в успех избежать опасность, т.е. индивид исходит из того, что беда, от которой он бежит, все равно настигнет его. Захаров А.И. говорит о страхе, как об эффективном (эмоциональном застревании) отражении в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Временным переживанием гипертрофированного страха в экстремальных условиях является паника. Она определяет неуправляемое, нерегулируемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания, неспособностью к реагированию на призывы и изменения чувства долга и чести.
В основе паники – переживание беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того, чтобы бороться с ней.
Психофизиологический механизм паники заключается в индукционном торможении больших участков коры головного мозга, что предопределяет понижение сознательной активности. В итоге неадекватность мышления, неадекватная эмоциональность восприятия, гиперболизация опасности, резкое повышение внушаемости.
Биологическое толкование паники заключается в сравнении ее с гипобулическими реакциями у животных – бессмысленной активностью, как, например, в тех случаях, когда птица бьется внутри клетки.
Психология паники, помимо взаимной индукции «психического заражения», «эмоционального отравления», во многом определяется резким повышением внушаемости из-за перевозбуждения психики. При таком перевозбуждении достаточно иногда резкого командного голоса, контрастного воздействия со стороны авторитетного командира, чтобы паникующая масса в таком же порыве, как и при бегстве, пошла в атаку.
Паника бывает не только групповая, но также индивидуальная. Нередко говорят, что «человек паникует», имея в виду поспешность, неадекватность поступков, принятие явно ошибочных решений и выраженное стремление избежать мнимой опасности или, не принимая возможных защитных мер, когда опасность реальная.
Целесообразно выделить два типа паники:
1 тип – после непосредственного экстремального устрашающего воздействия, ошеломления, воспринимаемыми как смертельная опасность;
2 тип – после длительного пребывания в состоянии тревоги, напряжения, ведущего к нервному истощению и фиксировании внимания на предмете тревоги.
Итак, страх – это эмоция, возникающая при угрозе биологическому или социальному существованию человека и подразумевающая переживание реальной или воображаемой опасности.
Какую же пользу может извлечь человек первоначально из реакции страха?
Во-первых страх мобилизует силы человека для активной деятельности. Это бывает необходимо, когда мы попадаем в какую-либо критическую ситуацию. При этом происходит выброс адреналина в кровь, улучшающего снабжение мышц кислородом и питательными веществами, это позволяет развивать большую мощность.
Во-вторых, страх выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка. Страх перед наказанием сдерживает проявление первичной биологической агрессии.
В-третьих, страх способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий. Это качество страха было впервые научно доказано 1951 году американским ученым Миллером. Он сделал вывод, что не только сознание, но и все наше тело(бессознательно) способно запоминать условия, в которых когда-либо нам было страшно. Психиатры утверждают, что такие условно-рефлекторные связи сохраняются на долгие годы. Но иногда может сработать механизм психологической защиты и тогда страшные события вытесняются из сознания и вместо запоминания имеет место «кажущееся» забывание эмоционально значимого события. Вытесненный из сознания страх не исчезает совсем, он только «погружается» в глубины подсознания, всплывая оттуда ночью во снах или днем, в определенных обстоятельствах, как-то связанных с той ситуацией, когда этот страх возник впервые. Длительное сохранение в памяти событий, которые когда-то способствовали возникновению страха, могут осложнить жизнь человека, нанося ему психологические травмы. Кажется, что сознание уже давно забыло о неприятном и страшном случае, а тело еще многие годы помнит об этом и каждый раз старается напомнить об этом.
Четвертое, важное значение страха – возможность действовать в условиях недостатка информации, когда ее не хватает для того, чтобы принять верное решение и тогда стратегию поведения диктует страх.
Академик П.В.Симонов, считает, что эмоция страха развивается при недостатке сведений, коорые нужны для защиты. Именно в этом случае человеку необходимо реагировать на все сигналы, чтобы не пропустить действительно важный, который может стоить жизни.
Страх – обострят действие органов чувств человека. Это позволяет людям видеть или даже предчувствовать мельчайшие признаки опасности. А.Кемпинский в своей книге «Психопатия неврозов» писал: «Иногда у некоторых людей можно наблюдать способность предугадывать грозящую опасность: в актуальной картине действительности нет ничего, что бы могло на нее указывать, а тем не менее появляется беспокойство, которому сопутствуют во сне или наяву картины приближающегося несчастья. Эти явления принадлежат парапсихологии, исключено, однако, что в человеке скрыты возможности более выраженного видения будущего. Кроме того, подпороговые раздражители, не проникающие в сознание, могут сигнализировать об угрожающей опасности».
Еще одно положительное значение страха заключается в том, что преодолевая страх человек совершенствуется. Фриц Риман писал «…если мы наш мучительный страх будем понимать также, как указание на необходимость поиска ошибок в собственном поведении или как боязнь новых требований жизни, вследствие которых мы не решаемся понять его как приглашение к выходу на новую ступень нашего развития, как призыв к новой свободе, и, вместе с тем, к новому порядку и новой ответственности. В этом смысле мы должны рассматривать страх в его позитивном, творческом аспекте, как инициатора перемен».
Страх окрашивает и определяет всю психическую установку, ставит человека в определенное отношение к предмету страха, дает его оценку. В результате этого мы либо отступаем перед предметом страха либо, испытывая чувство страха, рисуем броситься навстречу опасности.
Положительное значение страха по отношению к его отрицательному значению ничтожно мало. Ведь эмоция страха способна держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволять личности реализовываться в полную силу. Он сковывает активность человека, а иногда может и парализовать его. Если тревога и страх держат человека в постоянном напряжении, то в организме могут возникнуть и развиться различные психосоматические болезни.
Страх издавна использовался, как средство манипуляции над другими людьми. Манипулятор, способен заставить человека, которым владеет страх делать нечто, чего не удалось добиться другими способами. И тогда человеком можно управлять при помощи полунамека или даже легкого движения бровями. Этим механизмом виртуозно владели диктаторы.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.