Принцип здорового физического воспитания
Вредно также и совершенно противоречит принципам здорового физического воспитания практиковавшееся еще недавно в детских садах введение маленьких детей в курс медицинской клиники. Я как врач всегда боролся и буду бороться против раннего ознакомления детей с медицинскими терминами, против преждевременных попыток объяснения им происхождения болезней и способов их распространения. Все такие беседы, объяснения, санитарные фильмы не нужны, скучны, в лучшем случае проходят мимо ушей ребенка, в худшем – вселяют в нем бессознательный страх. Воспитание в дошкольном возрасте должно строиться не на нотациях, не на объяснениях, а на силе чувств, впечатлений, на восприимчивости, подражательности ребенка, на рано пробуждающемся в нем стремлении стать лучше, красивее, чище. Поэтому средствами воспитания должно служить бодрое слово, радостная улыбка, веселая песенка, шутка, наглядный показ, пример, дружеская помощь.В ребенке следует воспитывать не страх перед грязью, а брезгливость и Отвращение к ней, не чувство постоянного опасения за здоровье и судьбу своего тела, а уважение к нему, к своей одежде, ко всей окружающей его обстановке. Это создается прежде всего повседневным личным примером и поведением взрослых, их отношением к своему телу, одежде, чистоте, аккуратностью, красотой и уютом во всех мелочах обстановки и быта. Такое воспитание требует прежде всего воспитания самого воспитателя; оно труднее, чем угрозы и запугивания, но кто когда-либо говорил, что воспитание – дело легкое? Итак, правильное физическое воспитание, укрепляющее и закаляющее силы ребенка, предполагает как важнейшую предпосылку, как необходимейшее условие здоровую атмосферу, в которой дышит и развивается ребенок, атмосферу, пропитанную бодростью, спокойной жизнерадостностью, хладнокровной выдержкой и мужеством. Создание такой атмосферы должно быть делом рук воспитателя, ответственного за физическое развитие детей; над ее созданием он должен неустанно трудиться, работая вместе с педагогическим коллективом, с техническим персоналом, с семьей, работая над самим собой. Я подробно остановился на могущественном влиянии психической атмосферы на физическое развитие ребенка, во-первых, потому, что в этом влиянии подтверждается правильность нашего материалистического учения о неразрывности и единстве душевных и телесных процессов в человеческом организме, и, во-вторых, потому, что ни в руководствах по физическому воспитанию, ни в жизни это влияние не находит должной оценки и к нему не привлекается в достаточной мере внимание воспитателей.
Метки: введение, клиника, принцип
Страницы: 1 2