Практическое использование техник Карлоса Кастанеды


Восприятие – одно из важнейших, ключевых понятий в книгах Карлоса Кастанеды. Ведь от того, как мы пользуемся вниманием, зависит наше восприятие реальности, и, таким образом, внимание – это то, на чем держится мир. Вниманием следует называть такое свойство сознания, благодаря которому мы фиксируемся на тех или иных аспектах внешней или внутренней реальности, пренебрегая остальными. Если говорить о сторонниках учения дона Хуана, то для них, как и для современных физиков, реальность – это еще далеко не все, что может быть воспринято непосредственно. В ней содержится еще много такого, что не поддается обычному восприятию.
Современные ученые (физики и химики) используют различные технологии как один из способов улучшения восприятия и способности манипулировать этими обычно недоступными вниманию явлениями «мира невидимого» – например, мира радиоволн, радиации, электромагнитных излучений. С другой стороны, колдуны и маги с незапамятных времен располагают своими собственными, довольно специфическими средствами для восприятия и управления невидимой и недоступной для обычных органов чувств реальностью – магией восприятия. В ходе эволюции человеческое восприятие приобрело несколько особых свойств – в частности, оно не определяется теперь целиком биологическими факторами. Присущее современному человеку видение мира в значительной мере определено нашим воспитанием, которое, в свою очередь, является плодом длительного процесса эволюции.
Наше внимание – довольно сложный феномен, представляющий собой поток восприятия, в ходе которого сознание концентрируется на немногочисленных аспектах реальности, отбрасывая остальные, – Кастанеда называет это «проглядыванием» (VI-284, только в изданиях на испанском языке). Благодаря проглядыванию. мы воспринимаем лишь несколько аспектов реальности, отбрасывая при этом множество других – поэтому мир и кажется нам упорядоченным, а не хаотичным. Магия восприятия заключается в том, что упорядочивается практически все, воспринимаемое нами. Мы не только выбираем лишь некоторые детали мира, мы трансформируем остальные его элементы так, что они совпадают с тем, как их воспринимают другие люди. Но если люди могут оказаться единодушными в восприятии некоего объекта, это еще не значит, что дикие животные воспринимают его точно так же, – они ведь не прошли через горнило процесса социализации. Между прочим, дети появляются на свет, наделенные этим животным восприятием мира, и только впоследствии, в процессе воспитания, они схватывают магию восприятия и научаются воспринимать мир так, как его воспринимают представители их вида, и благодаря этому оказываются способны жить в мире себе подобных. Пределы восприятия. Восприятие ребенка гораздо менее ограничено, чем у взрослого, и ему зачастую доступны такие стороны реальности, о которых взрослые давно забыли и поэтому считают детей фантазерами.
Между тем нетрадиционные психологи больше доверяют этим странным детским фантазиям. В качестве примера можно сослаться на то, что многие дети при надлежащей тренировке способны читать при помощи кожи рук или ног (кожно-оптическое восприятие). Лично я не так давно видел ребенка, игравшего в домино с закрытыми глазами, – глаза ему были не нужны. Этому обучают в некоторых школах, только взрослых в такие группы не принимают: говорят, к этому способны только дети. Дело в том, что восприятие взрослых зашорено, оно сформировано в процессе обучения так, что взрослым уже недоступны те способы восприятия, которые легко доступны детям.

Это явление широко распространено в Мехико, и по телевизору часто рекламируют школы, где учат читать при помощи кожи рук или ног. Маги и их ученики в мире дона Хуана постоянно ведут борьбу за сохранение этой детской способности восприятия и за овладение новыми возможностями. Они учатся им, как учатся дети в школах, учатся проникать в новые области реальности, скрытые от прочих людей. Как только мы научаемся воспринимать реальность так, как учат нас этому в детстве, мы отсекаем возможность восприятия иного, что было некогда доступно нам, – но если мы хорошенько постараемся, если приложим достаточно усилий, то сможем преодолеть созданные в детстве барьеры восприятия и проникнем в иной мир. Дон Хуан учит, что в каждом из нас скрыты способности к восприятию неведомых сторон мира, непознанного, о существовании которого мы часто не можем и помыслить. Первое и второе внимание. Кастанеда называет вид внимания, которым мы пользуемся в повседневной жизни, «первым вниманием» (V-266). Этот вид внимания позволяет нам воспринимать мир так, как воспринимает его большинство людей. Большинство же, как правило, никак иначе реальность и не воспринимает, дверь в иной мир для них закрыта. Но существует и другой вид внимания, который Кастанеда называет «вторым» (там же), малоизвестный и редкий, благодаря которому границы восприятия широко – практически безгранично – раздвигаются, так что для нас становится доступной та часть реальности, которую мы называем иным миром. Он, действительно, кажется совершенно иным по сравнению с привычной нам обыденной жизнью. Эти два внимания функционируют как бы в отдельных мирах, которые, кажется, никак не пересекаются друг с другом. Кастанеда говорил, что они разделены подобно параллельным прямым (VI-292). В качестве примера различия этих двух видов внимания можно привести восприятие человеческого тела: в обычном, первом внимании, оно предстает как знакомое нам тело, во втором же внимании – в виде знаменитого кокона или «светящегося яйца», часто упоминаемого доном Хуаном. Фиксация внимания. Первое и второе внимание обладают способностью притягивать, или провоцировать события. Обычно люди об этом не догадываются и принимают все, что случается с ними, как игру судьбы, фатум. На самом же деле, они просто упорно фиксируют свое внимание, наполненное страхом, желанием, радостью или любопытством, на различных предметах, ситуациях и людях, и тем самым навлекают на себя определенные события.
Чрезмерная фиксация второго внимания может привести к совершенно поразительным явлениям. Например, благодаря ей маги и колдуны, особенно пожилые, способны создавать огромное количество магические объектов для самых разных целей – от крошечных амулетов до гигантских пирамид (VI-17). Согласно учению Кастанеды, открытие второго внимания и объединение его с первым позволяет достичь стадии мистического и непостижимого третьего внимания, известного как «полное освобождение» (VI-294). Однако читателям данной книги гораздо больше пользы принесут не рассуждения о загадочном третьем внимании, но имеющее гораздо более практический характер обсуждение проблем достижения стадии второго внимания, а также обсуждение способов работы над первым вниманием для того, чтобы со временем перейти ко второму. Не-деяние и внимание. Деятельность, в ходе которой первое внимание фокусируется на необычных аспектах известного мира, или на неизвестных (точнее, обычно не фиксируемых) аспектах, приводит к повышению интенсивности и/или к насыщению внимания, затем к состоянию повышенного восприятия и, в конечном итоге, открывает путь ко второму вниманию. Всякие упражнения на не-деяния эго и прекращение внутреннего диалога являются также и упражнениями на внимание, однако здесь, конечно, некоторые акценты будут смещены. Техники.
Ниже приводятся упражнения, которые могут быть названы собственно практикой внимания, так же как и некоторые упражнения, которые Кастанеда называет иногда упражнениями в не-деянии. Однако мы приводим их вместе, так как обе эти группы направлены на привнесение таких изменений в восприятие, благодаря которым его функции. в значительной мере меняются, и мы приближаемся к обретению второго внимания. 52. Созерцание теней (III-194). 1. Найдите большой, пышный куст какого-либо растения. 2. Примите позу, в которой вы чувствуете себя очень комфортно и в которой вам легче расслабиться и сконцентрировать внимание. 3. Выберите какую-нибудь ветку и созерцайте ее листья, точнее, не собственно листья, а их тени – постарайтесь сфокусировать свое внимание так, чтобы вместо «ветки, полной листьев и цветов», видеть ветку, полную теней. 4. Постепенно расширяйте поле зрения, однако помните – вы должны видеть только тени! 5. Постарайтесь воспринять весь куст как состоящий из теней. На более продвинутых стадиях нужно перейти от куста к дереву. Длительность упражнения должна быть не менее получаса. 53. Созерцание скал (III-203-206).
Следующее упражнение на восприятие теней проводится не с деревьями, а со скалами. 1. Поместите (или найдите) небольшой камешек на вершину валуна или скалы и созерцайте его. Идеальное место – большая плоская скала, на которую вы можете лечь лицом вниз, стараясь расположиться так, чтобы ваши глаза находились на расстоянии примерно 30 сантиметров от камешка. Сконцентрируйтесь на восприятии камня, постарайтесь изучить его в мельчайших деталях, найти на нем все трещинки и рытвинки. Занимайтесь этим до тех пор, пока ваше внимание не окажется полностью поглощенным восприятием камня, – пусть он целиком заполнит поле вашего зрения, загородит собой весь мир. 2. Теперь перейдите к созерцанию тени от камня, стараясь представить ее чем-то вроде жидкости, окружающей камень, клейкой жидкости, соединяющей камень и скалу в единое целое. 3. Затем, в соответствии с указаниями Кастанеды в «Путешествии в Икстлан» (III-210), перейдите к созерцанию тени от всей скалы. Для этого вам придется найти две высокие скалы, отбрасывающие параллельные друг другу тени. Примите наиболее удобную позу для концентрации и созерцайте сразу обе тени, пытаясь (скосив глаз) соединить обе тени в одну так, чтобы они слились в единое целое.
Некоторым людям удобнее работать не с большими, а с маленькими или среднего размера скалами – это не имеет большого значения, можете спокойно использовать их в своей практике. 54. Дерево, сотканное из небесной сипи. Эта разновидность предыдущего упражнения дает также очень хорошие результаты. 1. Найдите небольшое дерево, лучше всего такое, которое понравится вам с первого взгляда. Лучше, если это будет не отдельно стоящее дерево, а такое, которое стоит на краю рощицы и отбрасывает длинную тень. В этом случае вы сможете спокойно рассматривать небо, просвечивающее сквозь листья, и яркое солнце не утомит ваше зрение. 2. Сядьте или лягте под выбранным деревом, устройтесь поудобнее. Рассмотрите дерево подробнее – как идет его ствол, как расположены ветки, – но ваше внимание должно быть прежде всего приковано к просветам между листьями, в которые видно небо. Постарайтесь соединить эти кусочки неба в единое целое, как вы поступаете с листьями и ветвями, воспринимая дерево как единое целое. Если небо имеет голубой цвет, постарайтесь научиться воспринимать эти кусочки как дерево «с голубыми листьями» на зеленоватом «водянистом» фоне.
Вам необходимо мысленно расслабиться, но в то же время сосредоточиться, чтобы научиться воспринимать картину целиком, не упуская из виду ни малейшей детали. Сначала нужно увидеть «дерево с голубыми листьями», а затем можно постепенно перейти к более мелким и второстепенным деталям. Однако не стремитесь уделять им слишком много внимания, иначе вы рискуете нарушить целостность картины и волшебство основанного на не-деянии восприятия будет разрушено. 55. Ходьба задом наперед (VI-124). Это упражнение настолько просто, что его можно проделывать на любой местности, в зависимости от состояния здоровья и тренированности ученика. Смысл упражнения заключается в следующем: вы должны двигаться задом наперед, не оглядываясь, не смотря туда, куда движетесь. Разумеется, начать нужно с упражнений на ровной поверхности, где нет опасных ям или рытвин, а затем постепенно увеличивать сложность упражнения. 1. Сначала двигайтесь задом наперед под руководством второго участника. Вы должны соблюдать полную тишину, целиком сконцентрироваться на вашей задаче.
Второй участник должен идти вслед за вами, лицом к вам. Если позади вас окажется опасность, он предупредит об этом. Но сами вы не оглядывайтесь, смотрите только на руки направляющего вас участника. Эта стадия должна продолжаться не менее двадцати минут, потом следует поменяться ролями с напарником. 2. Делайте то же, что и на первом этапе, только обходитесь без напарника. Теперь вашим «поводырем» должно стать ваше знание местности и ваша интуиция, ваши глаза устремлены на почву под вашими ногами. Постарайтесь научиться чувствовать лежащую позади вас поверхность земли. Это упражнение должно выполняться не менее пятнадцати минут. 3. То же, что и на первой стадии (то есть, с «поводырем»), только теперь постарайтесь постепенно ускорять движение, пока в конце концов вы не перейдете на бег трусцой. 4. То же, что и на третьей стадии, только на этот раз без «поводыря». 5. Теперь таким образом прогуляйтесь по знакомой вам тропинке. Через пару часов вы поймете, что такое подлинное не-деяние! 6. То же самое, только в составе группы. Участие нескольких человек требует не меньших усилий, чем одиночное упражнение, однако значительно усиливает эффект и повышает степень восприятия. Комментарии к технике. Важнейший аспект ходьбы задом наперед заключается в том, что так мы учимся воспринимать внешний мир, практически не полагаясь на зрение. – вот почему так важно подавлять в себе стремление оглянуться. Оглядываясь, мы каждый раз останавливаем процесс повышения чувствительности телесного восприятия, который начинается всякий раз, когда мы ставим свое тело в столь непривычные для него условия. Стоит нам оглянуться, и мы превращаем ситуацию в самую обычную прогулку, так что приходится начинать все сначала. Суть в том, что высшая чувствительность позволяет нам «воспринимать окружающее спиной». Только мы не стремимся визуализировать то, что находится за спиной, как поступили бы, будь в нашем распоряжении зрение.
Мы начинаем лихорадочно использовать не связанную со зрением телесную чувствительность, чтобы вырабатывать новое восприятие, позволяющее нам снова почувствовать себя в безопасности. На самом деле все наше тело способно воспринимать окружающее, а не одно лишь зрение. Только надо запастись терпением, уметь расслабляться – а лучше всего, обзавестись внутренним безмолвием. 56. Шляпа с зеркалами (VI-137). Найдите шляпу и прикрепите к ней два зеркала (годится любая шляпа с полями или козырьком). Подвесьте два зеркала по бокам шляпы на расстоянии 12-18 сантиметров от глаз, а одно маленькое зеркало поместите сзади так, чтобы в зеркалах вы могли созерцать все вокруг вас, но чтобы при этом они не мешали вам. Самое важное, сохранить возможно более широкий обзор местности. Зеркала можно прикрепить чем угодно: проволокой, клеем, как-нибудь еще – главное, чтобы система не пострадала при передвижении. Когда вы соорудите такую шляпу, можете приступать к упражнению. 1. Основной элемент – это перемещение задом наперед, используя информацию, получаемую вами при помощи зеркал. Чем дольше вы будете упражняться, тем лучше у вас это будет получаться, так что скоро вы сможете довольно быстро передвигаться по пересеченной местности или по склонам холмов. Глядя на отражение в обоих зеркалах, вы должны достичь такой степени концентрации внимания, чтобы воспринимать одновременно, как единое целое, картину всего, что находится вокруг вас, а не только впереди. 2. То же самое, что и на первом шаге, только теперь можно смотреть не только в зеркала, но и вперед, не упуская из виду того, что находится сзади. 3. Ночное упражнение: то же, что и на первом шаге, только проделывайте упражнение ночью. В идеале – в лесистой местности или в пустыне.
Вначале идите не спеша, присматриваясь к теням. Не пугайтесь, если увидите в зеркалах какие-то «странные вещи». Что может быть неожиданного в странном, если вы сами занимаетесь странными делами в странное время и на странной местности? 4. Практика в составе группы: как и в случае ходьбы задом наперед, групповое упражнение заметно повышает общий эффект, при условии, что это сплоченная группа (то есть все участники работают одинаково прилежно). Возможен (но только после долгой успешной практики) еще один вариант этого упражнения – соедините его с практикой созерцания скелета (из главы о восприятии смерти). Однако не рекомендуется выполнять это упражнение в одиночку. Очищающая упряжь. В «Даре Орла» Кастанеда пишет об использовании упряжи для подвешивания над поверхностью земли, как о форме не-деяния, позволяющей очистить тело и даже способствующей исцелению «нетелесных» (VI-184) заболеваний. Кроме того, он считает, что такие упражнения способствуют укреплению духа перед трудными путешествиями или испытаниями, когда организму предстоит полностью «выложиться» или функционировать на пределе своих возможностей. Кастанеда предлагает читателю две формы подвешивания – подвешивание под потолком, и подвешивание на дереве. Я больше работал с деревьями, поскольку они гораздо более родственны человеку и тем самым помогают ему эффективней укрепить дух. Для того чтобы выполнять такое упражнение, нужно произвести предварительную подготовку: Подготовить упряжь, в которой вы могли бы оставаться подвешенным длительное время, не ощущая неудобства, не говоря уже о боли. Годится страховочное снаряжение, используемое в спелеологии, при прыжках с парашютом, в альпинизме. Впрочем, последнее не столь удобно, так как обычно не рассчитано на длительное пребывание в нем человека в подвешенном состоянии. (Хорошее снаряжение легко купить в любом спортивном магазине, но не трудно изготовить и самостоятельно. Возьмите за образец горноспасательное или спелеологическое снаряжение. Почитайте что-нибудь о таком снаряжении. Сам я использовал ремни безопасности автомобиля, сшив их нейлоновыми лесками. Каждый ремень нужно прошивать не менее трех раз, чтобы обеспечить надлежащую степень безопасности.) Можно использовать канат или стальной трос с минимальным усилием разрыва 500 кг. Я предпочитаю канат – это как-то более естественно, к тому же с ним легче управляться и он меньше весит. Годится девятимиллиметровая веревка для альпинистов или спелеологов. Нужна еще опора для того, чтобы закрепить веревку и подтянуться. Она должна быть расположена достаточно высоко и быть достаточно надежной. Кроме того, она не должна слишком сильно тереть веревку. 57. Подвешивание под потолком. Для этого нам нужно найти соответствующее помещение – склад, гараж или что-то в этом роде, где имелись бы удобно расположенные металлические или деревянные балки. Необходимо, чтобы через них можно было перекинуть веревку или канат и чтобы они выдерживали вес человека. Лучше, если веревка не будет прилегать непосредственно к балке, закрепите ее при помощи нескольких карабинов. Карабины достаточно надежны и не повредят веревку, она может скользить по ним, не перетираясь. Их можно купить в спортивном магазине. Когда все технические проблемы решены, можно приступать к самому упражнению. Оно довольно просто. Прежде всего, перекиньте веревку или канат сквозь карабины через балку. Оденьте на себя упряжь и прикрепите ее к канату. Если за канат потянут двое сильных мужчин, то они легко подтянут вас к самому потолку. Закрепите свободный конец веревки на земле (чем-нибудь вроде якоря). В таком положении вы можете пребывать сколь угодно долго. Обычно упражнение длится от восьми до двенадцати часов. Лучше всего проделывать его ночью, когда власть эго и привычных органов чувств ослаблена. После завершения упражнения опустите себя на пол. Повторяйте упражнение по мере необходимости, 58. Подвешивание на дереве Используется то же снаряжение, за исключением стального троса – деревья не очень-то любят такие вещи. Постарайтесь не причинять дереву вреда, даже если решите использовать не трос, а что-то другое.
Последовательность выполнения упражнения такова: 1. Найдите большое дерево с крепкими ветвями. 2. Попросите у дерева разрешения на проведение упражнения – выскажите свою просьбу вслух, громко, объясните, для чего вам необходимо все это проделать. Конечно, это не укладывается в рамки привычного, но иногда дерево может быть против, тогда оно выразит свое несогласие при помощи какого-нибудь сверхчувственного послания – в этом случае просто найдите другое дерево, которое согласится помочь вам. 3. Подберите подходящую ветку, заберитесь на нее и подготовьте ветку для перекидывания веревки и закрепления карабинов. Проще всего обернуть ветку какой-нибудь тканью, крепко привязав ее к стволу. Это обережет ветку от повреждений. 4. Как только меры безопасности приняты, перекиньте веревку через ветку, оденьте упряжь и подтянитесь вверх. 5. Будьте внимательны, прислушивайтесь к дереву – как оно прореагирует на ваше упражнение? Помните, что вы находитесь внутри его «сияющего кокона». 6. Поговорите с деревом; расскажите ему о том, что вы чувствуете, или спойте. 7. Это упражнение лучше всего выполнять в уединенной местности, чтобы не привлекать внимания посторонних. Комментарии к технике. Подвешивание можно использовать в самых разных целях. Лично я использовал его (самостоятельно и в ходе практикумов) с целью преодоления депрессии, психических кризисов, состояний подавленности. Немало пользы оно принесло при подготовке к практикумам на природе, экскурсиям и путешествиям (в том числе, марш-броскам по горам и пустыням).
После подвешивания обычно чувствуешь, что организм как-то очистился, словно тебя подзарядили и ты стал легче. При подвешивании необходимо помнить о соблюдении трех условий: сохранении полного молчания, темноте и состоянии сосредоточенности на стадии подготовки. Эффект от упражнения тем сильнее, чем больше высота и чем дольше продолжается подвешивание, – при подвешивании на дереве, по возможности, следует выбирать деревья с ветвями, расположенными не ниже десяти метров над землей. Это упражнение можно практиковать на протяжении нескольких дней, а можно потратить на него целые сутки, но тогда лучше всего начать на рассвете, а завершить с рассветом следующего дня. И еще – очень важно не заснуть в процессе упражнения. Попросите кого-нибудь понаблюдать за вами в это время, и в нужный момент будить вас.

В принципе, спать в подвешенном состоянии полезно, можно даже в гамаке – только это будет уже совсем другое упражнение. После такого упражнения в не-деянии у вас возникает совершенно особое состояние сознания и восприятия, и ни в коем случае нельзя дать ему пропасть зря. Поэтому, спустившись с дерева, старайтесь не терять состояния внимания и тишины, избегайте шума и такого рода деятельности, которая может низвести вас с достигнутой высоты. Комментарий к упражнениям на внимание и не-деяние. Все эти упражнения должны выполняться в состоянии покоя, без спешки, потому что эффект от выполнения этих упражнений имеет свойство накапливаться. Большинству людей эти упражнения на не-деяние кажутся скучными и утомительными по сравнению с «активным действием», особенно если они не достигают быстрых результатов. Между тем терпение и прилежание самое важное в этих упражнениях. Долгие часы упражнений обязательно, в той или иной форме, себя проявят, даже если будет казаться, что «ничего не произошло». Итак, одна из самых важных вещей, которыми нужно овладеть с самого начала, – это концентрация. Мы привыкли к тому, что мысли наши блуждают, не поддаваясь никакому контролю. Тем не менее, мы в состоянии постепенно научиться управлять своим внимание и концентрироваться. Только после этого мы можем достичь состояния «внутренней тишины» и овладеть такими формами внимания, о существовании которых и не подозревали.

Доступ к отдельной реальности (практики для левой стороны).Овладение сновидением.Сон в западной культуре. Мы привыкли считать, что сны – это иллюзорная реальность, не имеющая никакого отношения к настоящей реальности. Мы вообще привыкли думать, что все, что не соответствует нашим привычным представлениям о реальности, попросту не существует. Например, такие явления, как способность летать, превращаться в каких-то странных существ или разговаривать с животными. Наибольшего прогресса в отношении к снам западная наука достигла с возникновением в конце XIX века психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Важнейшей составной частью этой теории был раздел интерпретации снов. Если не вдаваться в подробности – вроде Эдипова комплекса, фаллизма и прочего, – суть этой теории в том, что в снах в символической форме проявляются подавленные нашим сознанием желания, страхи и тревоги. Они проявляются не в прямой форме, а в образах, на первый взгляд ничего общего с породившими их причинами не имеющими: например, страх перед грозной фигурой отца превращается в образ огромного дерева, грозящего обрушиться на сновидца, а женщина, о которой мечтаешь, является во сне в образе непокорной кобылицы, никак не дающей оседлать себя. Впрочем, большинство наших современников до сих пор не имеет сколько-нибудь ясного представления о теории Фрейда. Тем не менее, в общем эта теория вполне приложима к большинству людей – в снах действительно отражаются наши страхи и желания. Сны в других культурах. Однако теория Фрейда – не единственно возможная интерпретация феномена сна. Если проанализировать отношение ко сну и функцию сна в Других культурах как прошлого, так и современности, то обнаружим, что психоанализ (и его варианты) вовсе не является монополистом в этой области, что он приложим не ко всем культурам и не ко всем эпохам. Возьмем, например, проблему подавления сексуальности, особенно волновавшую Фрейда. Если в западных обществах сексуальность подавляется (и тем самым влечет появление одержимости) идеей секса), то в других культурах мы сталкиваемся с более открытым и здоровым отношением к сексуальности. Достаточно обратиться, например, к описаниям жизни бушменских племен в Калахари или полинезийцев на Самоа.

Легко можно показать, что не все люди видят одинаковые сны, и не все сны поддаются фрейдистской интерпретации. Живя среди индейцев-уйчолей, я убедился в том, что они чрезвычайно интересуются снами. Часто можно видеть, как отец спрашивает маленького сына, едва научившегося говорить: «Ну, что тебе сегодня снилось, сынок? Попытайся припомнить, что тебе снилось?» Благодаря такому воспитанию, уйчоли довольно рано привыкают к тому, что сны представляют большой интерес, и поэтому они не только лучше помнят свои сны, но эти сны занимают в их жизни совершенно иное место, отличное от того, что отведено им теорией Фрейда. Они видят в снах особого рода послания, знамения и предупреждения. Для них видеть сны – такая же полезная вещь. как сажать растения, строить дома, рожать детей и складывать песни. Сны играют важную роль в их повседневной жизни и сильно влияют на процесс принятия решения. Мир снов представляется для них естественным продолжением мира реальности, о чем люди Запада и помыслить не смеют. Все это касается только снов обычных людей – сны шаманов (маракаме) близки к состояниями, описанным Кастанедой. И наконец, самое невероятное заключается в том, что все эти виды снов – сны уйчолей, фрейдистские сны и даже сны в состоянии второго внимания (или сновидения), обладают, по сути, универсальными возможностями. Так что дело не в том, что мы, живя в своей культуре, привыкли интерпретировать сны во фрейдистском ключе – это вовсе не единственная возможность понимания снов. Для нас всегда открыты и другие возможности, позволяющие нам вступить в доселе закрытые области бытия. Эти пути ведут в сферу второго внимания, силы и осознания своего второго «я». И эти пути вполне доступны, мы можем научиться создавать, или программировать, сновидения. Сновидение: не-деяние во сне. Согласно Кастанеде, одно из двух основных направлений в практике воинов-нагуалей – это действие в мире снов (второе направление – сталкинг). Дон Хуан всегда выделял практику сна как один из важнейших путей к Силе и придавал ей колоссальное значение в своей системе знания. Согласно его определению, сновидение – это сон без отключения сознания, и начинается он только тогда, когда вы понимаете, что вы спите. Я постараюсь подробно описать то, как понимал практику сновидения Кастанеда, и при этом буду приводить в качестве примера собственные ощущения, полученные при освоения техники Кастанеды. Техника программирования сновидения кажется несложной (III-114) – нужно представить себе во сне, что вы смотрите на свои руки. Что может быть проще? Перед тем как заснуть, нужно приказать себе посмотреть во сне на руки. Однако практика говорит о том, что это не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. С этим согласится каждый, кто пытался это сделать и кому это удалось. В первый раз возникает столь странное и сильное ощущение, что в этот момент все, что окружало нас во сне, попросту исчезает, замещенное какой-то иной, более призрачной, чем сон, реальностью. Мы словно открываем иной, неведомый мир и, разумеется, переживаем сильное возбуждение. Итак, когда нам удается посмотреть на наши руки во сне, мы испытываем чрезвычайное удивление. Когда наши тела сновидения оказываются в состоянии увидеть свои руки, они переходят под контроль иного мира, о существовании которого они никогда не подозревали. Верно и обратное – для сновидящего обычный мир становится иным миром, и сновидящий, представляющий собой один из аспектов нашего второго «я», ничего не знает и не помнит о спящем или его привычном мире. Сновидящий ничего не знает о тонале, поскольку сам является частью нагуаля. Обыденная реальность не воспринимается сновидящим, она столь же нереальна для него, как мир сновидящего нереален для обычных людей. Второе «я» второго «я». Примечательно, что спящий и сновидящий друг о друге ничего не знают и не помнят: они живут как бы в параллельных мирах, связанные и одновременно разделенные. Для сновидящего наш мир – инореальность, а мы сами – его другое «я». Мы же или вынуждены считать (в силу нашей привычки к рациональному мышлению), что мир сновидящего есть просто ирреальное, фантастическое продолжение нашего мира, иллюзорный мир небытия, или попросту забываем о нем. Чтобы сохранить о том мире какие-то впечатления, нужно войти в мир сна сновидящего, то есть суметь посмотреть на свои руки. Только тогда сновидящий понимает, что это сновидение и узнает о спящем и его мире. Это простое на первый взгляд действие позволяет получить колоссальный эффект – две формы, две стороны одн
ого и того же сознания, одного и того же мира, обычно не имеющие никакого представления о существовании друг друга, соприкасаются, вступают в контакт, который в обычном состоянии немыслим. Вот почему дон Хуан называл искусство сновидения мостом между двумя мирами, между двумя сторонами «я», – ведь оно помогает соединить две стороны сознания, тональ и нагуаль, создать их бытийное, экзистенциальное единство и обрести целостность своего «я» (IV-270). Основной целью как сталкинга, так и сновидения является припоминание своего второго «я» и интеграция обеих сторон личности. Поэтому дон Хуан говорил, что сновидение – лучший путь к обретению Силы, ибо это дверь, открывающаяся прямо в нагуаль, возвращающий нам неизвестную и загадочную часть нашего сознания. Сновидение – это своего рода не-деяние сна, аналогичная формам не-деяния в мире бодрствования. Подобно тому, как сталкинг позволяет нам (в состоянии бодрствования) сдвинуть точку сборки с тем, чтобы припомнить наше второе «я», сновидение позволяет сновидящему сместить эту точку с тем, чтобы припомнить спящего. Обе формы недеяния направлены на то, чтобы две стороны нашего «я» припомнили и ощутили друг друга. Одним из преимуществ не-деяния во сне является то, что во время сна точка сборки естественным путем сдвигается со своей привычной позиции. Поскольку во сне эта позиция практически «растворяется» – даже если речь идет о самом обычном сне, – то и передвинуть ее в сторону нового и неведомого становится гораздо легче. Практически невозможно перечислить все способы, какими мы можем использовать сновидение. Лично я вижу в этом, в частности, то преимущество, что сновидение позволяет не пропасть даром тому времени, которое у большинства людей тратится впустую (или, самое большее, на отдых). Соответствие двух миров. Проникновение в мир сновидения важно, в частности, и потому, что между этим миром и нашим привычным существует обоюдная связь – мир снов тесно совпадает с миром бодрствования. Речь не идет о полном совпадении, они не схожи, как две капли воды, – просто от того, как мы живем, зависит характер наших снов. Например, если мы живем «по Фрейду», то и сны мы видим «фрейдистские», и, соответственно, не-деяние в обычном мире влечет за собой не-деяние и в мире снов – то есть, сновидение. Значение такого соответствия колоссально: стоит нам изменить свой образ жизни, как меняется и наш сон, мир нашего сна, и наоборот – стоит нам изменить мир нашего сна, и поменяется наш образ жизни. Таким образом, мир сна превращается в арену борьбы за совершенствование нашей личности и внутреннюю свободу. Изменив сны, мы можем изменить жизнь – наше второе «я» может помочь нам произвести такие перемены в первом «я», какие невозможно совершить при помощи обычных методов. Это становится возможным благодаря тому, что второе «я» обладает непосредственным доступом ко второму вниманию – и для этого достаточно всего лишь во время сновидения сфокусировать внимание на этой стороне личности! Мощь «нагуальской стороны» сознания дает нам возможность найти нетривиальные способы разрешения насущных проблем, кажущихся нам неразрешимыми. С помощью сновидения мы можем даже повлиять на ход событий и найти решения застарелых, мучительных проблем. Кстати, источник способности к подлинному творчеству находится как раз на «левой стороне» сознания. Кастанеда также поведал нам о том. что воины его отряда сумели расширить свои способности и изменить свою жизнь именно благодаря сновидению (VI-54). Например, плотник Паблито открыл новый способ создания вещей, травник Нестор изобрел новые способы лечения, а гадатель Бениньо обрел новые возможности предсказания судеб и решения проблем своих клиентов. Таким образом, сновидение является неисчерпаемым источником творчества и изобретательства. Упражнения в не-деянии во сне не только могут наделить нас способностью отыскивать утерянные вещи или пропавших людей, исцелять болезни и принимать оптимальные решения в жизни, они раскрывают перед нами неведомый, чудесный мир сновидящих. Сновидение, в конечном итоге, позволяет нам сконцентрировать внимание на объектах как этого чудесного мира, так и нашего мира бодрствования. Скрытые возможности второго «я». Овладев посредством сновидения контролем над сознанием, мы не только обогащаем нашего спящего новыми возможностями ведения дел в нашем мире, но и наша обычная жизнь получает новую перспективу, мы обретаем новое видение. Позволю себе описать то, что испытал я сам, впервые увидев свои руки во сне. В то время я занимался антропол