Поведение человека в новой обстановке


07В других случаях поведение человека в новой обстановке соз­дает скорее драматическое впечатление, так как человек оказы­вается «слабым» для данной ситуации. Ольга Ивановна в рас­сказе А. П. Чехова «Попрыгунья» — женщина легкомысленная, ветреная, не понимающая всей глубины и благородства личности своего мужа Осипа Дымова. Но вот Дымов тяжело заболевает. Тогда у «попрыгуньи» возникают новые, еще самой ей неясные чувства отвращения к себе и запоздавшей преданности мужу, у трупа мужа, в необычной для Ольги Ивановны ситуации, ее беспомощность, искренность желания стать другой проявились с большой драматической силой. «Дымов! — звала она его, трепля его за плечо и не веря тому, что он уже никогда не проснется.— Дымов! Дымов же!» Будет ли другой Ольга Ивановна, похоро­нив мужа, сказать трудно. Многое зависит от того, потребуют ли жизненные ситуации от Ольги Ивановны изменения привычных черт ее характера.
Выше (стр. ПО) указывалось, что в некоторых ситуациях че­ловек имеет нехарактерное для себя психическое состояние. Такие ситуации побуждают к переживаниям и действиям, не свойствен­ным данному человеку, но при закреплении могущим привести к формированию новых черт характера. Ученица IX класса была малоинициативная, пассивна, несамостоятельна. Но жизненные обстоятельства неожиданно сложились так, что она должна была сделаться активной помощницей своей матери по дому и в том числе по уходу за маленькой сестрой. В этой новой ситуации уче­ница проявила инициативу и самостоятельность, каких ранее у нее не было. Таким образом, можно различать ситуации, стиму­лирующие проявление имеющихся черт характера, и ситуации, побуждающие формирование новых черт характера.
Для каждой черты характера имеются такие ситуации, в ко­торых эта черта проявляется наиболее ярко. Например, такая мо­ральная черта, как храбрость, лучше проявляется в тех условиях, где имеется опасность, риск. Или, например, ученика считают дисциплинированным. Чтобы проверить это мнение, надо наблю­дать, как ведет себя этот ученик в различных условиях жиз­ни и по отношению к различным людям: учителям, родителям и товарищам, когда за ним наблюдают и когда он остается один.
Иногда люди по-разному проявляют себя наедине с собой и в обществе. Вот почему Макаренко придавал большое значение для оценки дисциплинированности человека его поведению не на виду. Например, если воспитанник, видя на паркетном полу гряз­ную бумажку, поднимает и выбрасывает ее в то время, когда ни­кто за ним не наблюдает,— это значит, что у воспитанника есть внутренняя, а не показная дисциплина.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.