Охрана материнства

В первые же дни после установления Советской власти пра­вительство Страны Советов провозгласило охрану материнства и детства государственной задачей. В декабре 1917 г. при На­родном комиссариате государственного призрения был органи­зован Отдел охраны материнства и младенчества, который начал свою деятельность с широкой организации домов ребенка и домов матери и ребенка. Только за два года после революции было развернуто 207 приютов для грудных детей и 108 домов матери и ребенка; к 1922 г. их число было доведено до 765. В тяжелые годы гражданской войны, интервенции, разрухи, голода, эпиде­мий потребность в домах ребенка была очень велика. Частым явлением было подкидывание детей: их подкидывали голодаю­щие семьи, батрачки, одинокие матери, оставленные мужьями жены. В этот период дома ребенка сыграли колоссальную роль, сохранив многие тысячи детских жизней.

Следует подчеркнуть, что организация домов ребенка с само­го начала рассматривалась государственными органами как орга­низация учреждений нового типа. Эта работа была поставлена под контроль общественности. Работники отделов охраны мате­ринства и младенчества, женотделов подыскивали помещения для домов ребенка, заботились об обеспечении их инвентарем, одеждой, снабжении продуктами, подбирали обслуживающий персонал, осуществляли контроль за работой этих учреждении. Для подготовки медицинских кадров и решения многих трудных организационно-методических вопросов работы домов ребенка в 1922 г. на базе московского воспитательного дома был открыт Дом охраны младенца, вскоре преобразованный в Центральный науч­ный институт охраны материнства и младенчества. Директором его был назначен Г. Н. Сперанский, посвятивший много лет своей плодотворной научной деятельности разработке вопросов разви­тия и воспитания здорового ребенка.

Метки: , ,

Эмоциональное состояние маленьких детей

01Эффективность всех процессов зависит от эмоционального состояния. Трудно накормить, уложить спать, одеть ребенка, находящегося в отрицательном эмоциональном состоянии, даже если причина его – чувство голода или нежелание спать. Характер активности детей в режимных процессах определяется уровнем их развития (понимание, активная речь, общие движения, движения руки, способность наблюдать и подражать, обучаться и др.).
Эти и другие особенности детей раннего возраста определяют правила, соблюдение которых облегчает работу персонала, улучшает состояние детей и повышает эффективность режимных процессов.

Метки: , ,

Гигиенические требования к оборудованию

33К оборудованию домов ребенка относится мебель, используе­мая детьми в период бодрствования, игр, организованных заня­тий, кормления, занятий физкультурой и сна, а также мебель, необходимая для обслуживающего персонала. Одним из основных требований к оборудованию является соответствие размеров ме­бели росту и пропорциям тела ребенка. Для определения размера мебели измеряют рост детей в обуви с помощью ростомера или специальной линейки, на которую цветными красками нанесены деления, соответствующие группам роста. Для определения рос­товых групп можно также пользоваться антропометрическими данными из медицинских карт. В этом случае к показателям роста следует добавить 1 —1,5 см на толщину подошвы или каб­лука.
Мебель, используемая детьми, должна быть удобной и спо­собствовать правильному физическому развитию, выработке у них правильной осанки. Оборудование каждого помещения зави­сит от его функционального назначения и возраста детей. Набор оборудования обусловлен спецификой воспитательного процесса, а число изделий зависит от числа детей в группе.

Метки: , ,

Особенности растущего организма

011Основной особенностью растущего организма является на­пряженность обменных процессов. Процессы обмена включают в себя ряд последовательных фаз — всасывание в кишечнике, внут­риклеточные процессы усвоения, пластические процессы накоп­ления и расход энергии. Обмен в организме трех основных пита­тельных веществ — белков, жиров и углеводов находится в тесной связи и взаиморегулируется. Особое значение для организма ре­бенка имеют белки, поскольку они являются пластическим мате­риалом для построения новых клеток.
Органы пищеварения у детей раннего возраста имеют свои особенности.
Полость рта относительно невелика. Жевательные мышцы развиты хорошо, язык относительно больших размеров, но корот­кий и широкий. Слизистая оболочка нежная, богата кровенос­ными сосудами, имеет яркую окраску.

Метки: , ,

Краткий исторический обзор

9lcd29_cont1Среди многочисленных учреждений, стоящих на страже здоровья ребенка, особое место занимают дома ребенка — первые учреждения новой государственной системы охраны материнства и младенчества, созданной в нашей стране после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Дома ребенка, дома младенца, или, как они раньше назывались, дома призрения, приюты для внебрачных детей, сирот и подкидышей, существовали и в дореволюционной России, но состояние их было плачевным, а результаты деятельности ничтожны. Содержались они на средства благотворительности, которые поступали от случая к случаю и не могли обеспечить необходимые условия для воспитания детей. Скученность, неправильное вскармливание, плохой уход приводили к высокой смертности детей в этих учреждениях. Известный педиатр Н. П. Гундобин в 1900 г. писал: «Только в два столичных воспитательных дома ежегодно приносится до 20 000 подкинутых детей. Смертность громадна». Г. Н. Сперанский в 1914 г. назвал эти учреждения «фабриками ангелов», где смертность достигает колоссальных размеров. «В одном таком общественном учреждении, — говорится в его предисловии к книге Л. Мейера “Госпитализм детей грудного возраста”, — смертность за один год была 103%, т. е. погибли не только все те дети, которые поступили в отчетном году, но и те, которые оставались от прошлого года».

Метки: , ,

Введение (продолжение)

Наконец, в повседневную деятельность домов ребенка входят правовые вопросы, в частности охрана прав детей раннего возра­ста, правила и принципы усыновления детей, привлечение обще­ственных организаций и учреждений к попечительской и шефской помощи, с которыми врачи недостаточно знакомы.
Забота об этих детях полностью ложатся на плечи государст­ва, советские и партийные органы, является предметом неусып­ного внимания органов здравоохранения, народного образования, общественных организаций. За последние годы с целью улучше­ния воспитания, охраны жизни и здоровья таких детей издан ряд важных директивных, инструктивных и методических материа­лов, регламентирующих и направляющих работу домов ребенка. В частности, утверждены новые нормы питания детей в этих уч­реждениях, пересмотрены и утверждены штатные нормативы обслуживающего персонала, изданы новое положение о доме ре­бенка, инструкция о порядке приема детей в дом ребенка и вы­писке из него, новый табель оборудования дома ребенка, методи­ческие рекомендации по питанию, физическому воспитанию де­тей в домах ребенка и другие документы.
Ученые (педиатры, физиологи, гигиенисты, специалисты по преддошкольной педагогике), организаторы детского здравоохра­нения, широко используя данные фундаментальных исследований, накопили большой теоретический и практический опыт в об­ласти физиологии, патологии и воспитания детей раннего возра­ста, в том числе в условиях детских учреждений интернатного типа. Лучшие из этих учреждений успешно внедряют достижения науки в практику, изыскивают новые формы и методы работы.

Метки: , ,

Введение

Дом ребенка является особым учреждением, где воспитыва­ются дети, с самого раннего возраста лишенные попечения роди­телей. Очень важно, чтобы эти дети выросли, по возможности не испытывая недостатка ласки, эмоционального общения, чтобы им были обеспечены все необходимые оздоровительные и воспи­тательные мероприятия. Однако специфика дома ребенка, как учреждения интернатного типа и особенности, воспитывающихся там детей требуют специальных знаний по содержанию и пра­вильной организации работы, глубокого понимания особенностей развития детей раннего возраста, в том числе подвергшихся воз­действию многих факторов риска, умения обеспечить этим детям весь комплекс профилактических, лечебно-оздоровительных и вос­питательных воздействий.

Врач, работающий в доме ребенка, должен строить свою ра­боту с учетом анатомо-физиологических особенностей раннего детского возраста, закономерностей развития высшей нервной деятельности, которые обусловливают гармоничное развитие ре­бенка и формирование у него социального поведения. Большое внимание должно уделяться правильной организации режима и режимных моментов, физического воспитания, предупреждению возникновения невротических реакций. Форма социальной адап­тации имеет в доме ребенка свою специфику. Работа по предот­вращению тяжелой адаптации входит в обязательную деятель­ность врача этого учреждения, так как тяжелая адаптация приво­дит к значительному ухудшению состояния здоровья ребенка. В доме ребенка, как ни в одном другом детском лечебно-профи­лактическом учреждении, врачу необходимо хорошо знать преддошкольную педагогику. Он должен уметь совместно с педагогом правильно оценивать и корригировать воспитательную работу, проводимую персоналом групп, так как дефицит педагогических воздействий или их несоответствие возрасту, уровню развития и состоянию здоровья ребенка приводит к неблагоприятным сдви­гам в его организме.

Метки: , ,

Пластичность нервной системы

01Именно на пластичности нервной системы основан характер как по преимуществу та организация нервных процессов, которая связана с влиянием среды. Эта пластичность нервной системы не исключает наличия в ней более устойчивых функциональных образований или систем. «Если, с одной точки зрения, кору больших полушарий можно рассматривать как мозаику, состоящую из бесчисленной массы отдельных пунктов с определенной физиологической ролью в данный момент, то с другой – мы имеем в ней сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению (интеграции) и к стереотипности объединенной деятельности».
Системность как выражение тенденции нервных связей к объединению, или интеграции, является физиологической основой характера. Динамический стереотип есть только частный, хотя и очень важный, случай системности работы больших полушарии. И. П. Павлов связывал проявления динамического стереотипа в первую очередь с типом нервной системы. Так, «упорство стереотипа», а также его «быструю податливость» следует чаще искать у представителей крайне неуравновешенного типа.
Давая оценку стереотипности, Павлов в основу ее, как и всех других закономерностей высшей нервной деятельности, ставил соответствие требованиям жизни. Одним из признаков слабости нервной системы является то, что слабый человек в новой об остановке теряется, а сильный человек правильно поступает в любых условиях. Слабость нервной системы может выражаться не только в слабости раздражительного или тормозного процесса, но и в том, что эта система как нечто целое слишком чувствительна и тем самым легко ранима при столкновении с сильными и непривычными раздражителями.

Метки: , ,

Гипотрофия

01Лечение гипервитаминоза В состоит в отмене витамина В. И» рациона питания исключают продукты с высоким содержанием кальция (творог, несколько ограничивают цельное молоко – кашу готовят на разведенном молоке и овощных отварах). С целью снятия токсикоза назначают достаточное количество жидкости. В тяжелых случаях назначают гормонотерапию, внутривенное введение жидкости, инсулиноглюкозную терапию. По показаниям – симптоматическая терапия.
Гипотрофия у детей раннего возраста чаще всего возникает в результате неправильного вскармливания, нарушений количественного и качественного состава рациона, перенесенных острых и хронических заболеваний, особенно желудочно-кишечного трак-га, неправильного режима и ухода. Причинами гипотрофии могут быть также внутриутробные факторы (внутриутробные нарушения питания плода, возникающие при заболеваниях матери), наследственные болезни (синдром Дауна, Шерешевского – Тернера) и, наконец, генетически детерминированные болезни, протекающие с синдромом мальабсорбции: лактозная недостаточность, галактоземия, целиакия, муковисцидоз. Гипотрофия часто возникает у детей, перенесших родовые травмы и другие повреждения центральной нервной системы, нередко сопровождающиеся тяжелой анорексией центрального происхождения. Такие формы гипотрофии носят упорный характер и трудно поддаются терапевтическим мероприятиям.
Патогенез. Гипотрофия, возникающая в результате неправильного и неполноценного вскармливания, сводится к недостаточному поступлению в организм необходимых пищевых веществ и энергетического материала, что приводит к голоданию и дистрофическим изменениям. Это в свою очередь приводит к изменениям функционального состояния пищеварительной системы; снижается кислотовыделительная функция и активность ферментов желудка, поджелудочной железы, кишечника, нарушается полостное н пристеночное пищеварение и всасывание пищевых веществ; развиваются явления дисбактериоза.
Аналогичные изменения развиваются при гипотрофии, возникшей после некоторых острых и хронических заболеваний. Как правило, они сопровождаются значительными изменениями функции пищеварения, недостаточным выделением пищеварительных соков и ферментов, нарушением процессов переваривания и ассимиляции пищи
Гипотрофии, возникающие в результате генетически обусловленных болезней, имеют своп особенности, связанные с патогенезом основной болезни. Так, при лактозной недостаточности в результате нерасщепления лактозы в кишечнике накапливаются органические кислоты (молочная, уксусная и др.), что ведет к усилению перистальтики и развитию диспепсии.

Метки: , ,

Страница 732 из 732« Первая...1020304050728729730731732