Отрицательные эмоции


В наших наблюдениях постоянно отмечались факты развития отрицательных эмоциональных реакций у детей 2—4 лет при выработке у них даже грубых дифференцировок, т. е. при сравнительно легкой задаче. При попытке получить более тонкие дифференцировки или запаздывательное торможение регистрировались агрессивные реакции, направленные на тормозной сигнал (иногда и на экспериментатора).
Нами получены факты, свидетельствующие и об обратных влияниях, — с эмоциональной сферы на условнорефлекторную деятельность. Если ребенок перед экспериментом поссорился с кем-то из приятелей или был наказан, то этот отрицательный эмоциональный фон сказывается неблагоприятно на протекании работы: напротив, если ребенок был в спокойном, веселом настроении, то условнорефлекторная деятельность отличалась четкостью и адекватностью реакций. Были случаи, когда что-нибудь в лабораторной обстановке тревожило ребенка, и это тоже мешало работе. Например, Сережа Г., 4 лет, упорно давал в лаборатории пассивно-оборонительную реакцию, хотя были приняты все меры, чтобы погасить ее. Во время опытов мальчик оставался напряженным, пугался подаваемых раздражителей. Наконец выясняюсь, что он боялся висевшей на стене картинки с изображением волка: «А вдруг волк живой? Он меня глазками пугает!». Картинку убрали, оборонительная реакция ребенка исчезла, и его условнорефлекторная деятельность наладилась. Дальнейший специальный анализ показал, что неудовлетворительные результаты Ври изучении условнорефлекторной деятельности детей в большом проценте случаев связаны с отрицательным эмоциональным фоном.
1есная взаимосвязь эмоциональной сферы и реакций первой сигнальной системы объясняется, по-видимому, близостью локализации рейдирующих эмоции вегетативных центров и центров безусловных рефлексов: реакции первой сигнальной системы вырабатываются по преимуществу на безусловном подкреплении и испытывают на себе очень сильные влияния эмоциональной сферы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.