Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам


О мотивах, в свою очередь, можно судить по анализу целенаправленности действий, приводящих, соответственно, к удаче или неудаче. Конечная цель этих действий выступает в качестве исходного мотива поведения человека. Что же касается настроения, то оно обычно хорошо идентифицируется по выражению лица человека, но его голосу и по реакциям на слова и действия других людей.
Умение психологически правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать в соответствии с ней вырабатывается в результате привычки осматриваться, обращая особое внимание на сложившуюся обстановку, особенно на такие ее аспекты, которые важны для выбора подходящего стиля, средств и способов общения.
Чем чаще человек оказывается в различных ситуациях и чем больше он наблюдает за тем, как разные люди ведут себя в этих ситуациях, чем внимательнее он оценивает последствия предпринимаемых ими действий, тем быстрее он сам учится правильно воспринимать ситуацию и разумно действовать в ней.
Умение выбирать адекватные стиль и средства общения, с наименьшими затратами сил и времени приводящие к намеченным целям и результатам общения, вырабатывается в личном опыте. Главное здесь – внимательно наблюдать за теми людьми, кому общение удается, стараться им подражать, обучаться на их примерах, а также чаще экспериментировать над самим собой, усваивая новые, заимствованные у других, приемы и средства общения.
Кроме того, выработка умения правильно выбирать стиль и средства общения предполагает экспериментирование человека над собой в самостоятельном использовании самых разнообразных приемов и средств общения, а также сравнительную оценку их эффективности, включая сопоставление достигнутых результатов с намеченными целями общения. Это значит, что человек должен внимательно наблюдать за самим собой, за тем, что и как он делает в процессе общения с людьми, быть всегда готовым ответить на вопрос, почему одни средства и приемы общения предпочтительнее других.
Развитая эмпатия – это умение сочувствовать, сопереживать людям. Она имеет большое значение в общении с людьми. Благодаря эмпатии между людьми возникает взаимопонимание, они становятся более открытыми и больше доверяют друг другу. В свою очередь умения располагать людей к себе, устранять или уменьшать силу психологических защитных реакций, снимать барьеры в общении, делать людей открытыми непосредственно связаны с эмпатией.
Развивать эмпатические способности у человека вполне возможно, и начинать их формирование следует с осознания человеком факта взаимности эмпатических отношений.
Дело в том, что характер общения непосредственно зависит от личных взаимоотношений общающихся друг с другом людей, а взаимоотношения почти всегда определенны по своей эмоциональной окраске: они или положительны, или отрицательны и редко бывают амбивалентными, т.е. двойственными. Как мы лично относимся к людям, так в большинстве случаев жизни и они относятся к нам. В этом и состоит эмоциональная однозначность человеческих взаимоотношений.
Если мы хотим сделать человека психологически открытой личностью, добиться взаимопонимания с ним, то прежде всего необходимо сделать так, чтобы мы сами стали достаточно открытыми по отношению к окружающим людям, демонстрировали им наше собственное стремление к взаимопониманию.
Этому может способствовать внимательный анализ человеком тех специфических чувств, которые он сам испытывает по отношению к людям. Без такого анализа, без искренней убежденности в том, что наши собственные чувства в отношении других людей являются доброжелательными, мы сами вряд ли сможем рассчитывать на взаимность с их стороны и, следовательно, на эмоционально положительное, открытое общение с ними.
Высокоразвитый интеллект является одной из общих способностей человека, которая одинаково важна для развития умений и навыков в любом виде деятельности, в том числе и в общении с людьми. Здесь, правда, проявляются далеко не все возможные свойства интеллекта, в первую очередь – те, которые относятся к выбору человеком техники, средств и приемов общения, а также к анализу и оценке его результатов. Интеллект человека в данном конкретном случае проявляется, в частности, в гибкости стратегии и тактики общения с людьми.
Развитие интеллектуальных коммуникативных способностей зависит, во-первых, от общего уровня умственного развития человека, во-вторых, от активности его участия в обмене информацией с людьми, в-третьих, от того, находятся ли рядом с этим человеком другие люди, представляющие для него своим поведением хорошие образцы для личного подражания. Последнее обстоятельство особенно важно для развития так называемого коммуникативного интеллекта (так условно обозначается этот специфический вид мышления).

Определим прежде всего, что мы далее будем называть потребностно-мотивационными проблемами.
Это, в первую очередь, такие проблемы, которые возникают и проявляются, например, в утрате человеком интереса к людям, к работе, к происходящему вокруг него.
Следствием возникновения потребностно-мотивационных проблем становится снижение активности человека, потеря цели, смысла жизни.
При возникновении таких проблем, несомненно, страдает дело и люди, вовлеченные в него, причем не только те, к которым данный человек утратил интерес, но и сам этот человек, так как перестает получать от других людей стимулы, поддерживающие на нормальном уровне его человеческое существование.
Теряя интерес к людям, человек фактически лишается возможности общения с ними и хронически недополучает то, что необходимо ему самому для поддержания своего психологического благополучия.
Хорошо известно, что люди, обладающие достаточно широкими интересами и множеством самых разнообразных потребностей, физически и морально чувствуют себя намного лучше, чем те, у кого не развиты познавательные интересы и ограничен круг общения. Это связано с тем, что мотивационно богатый человек обычно намного более активен, чем мотивационно бедный человек. Повышенная же активность – это основной признак и главное условие благополучного человеческого существования.
Как установить, что для клиента, обратившегося в психологическую консультацию, характерны проблемы именно мотивационно-потребностного плана?
Об этом можно судить, например, по следующим частным признакам. Во-первых, проблемный в плане мотивации человек почти всегда выглядит апатичным и усталым. Это, в свою очередь, чаще всего является естественным следствием отсутствия у него выраженного интереса к людям и к происходящему вокруг него. Основным стимулом социальной активности человека являются его мотивы и потребности.
Во-вторых, человек, у которого слабо развита мотивационная сфера, как правило, мало интересуется тем, что происходит с ним и с другими людьми, и почти никак не реагирует на то, на что обычно довольно живо и эмоционально откликаются другие люди. Такой человек заметно выделяется среди окружающих его людей именно своими неэмоциональными реакциями на происходящее.
В-третьих, человек, имеющий проблемы потребностно-мотивационного плана, довольствуется тем, что у него уже есть, даже если это явно меньше того, что ему на самом деле нужно и на достижение чего он по праву мог бы рассчитывать, приложив небольшие усилия.
В дополнение к наблюдению за клиентом можно прибегнуть к помощи специальных психологических тестов. Они, однако, в отличие, например, от тестов характера, чаще всего являются специфическими и позволяют диагностировать лишь отдельные потребности, мотивы и интересы человека, а не всю его мотивационную сферу в целом.
Поэтому, прежде чем обращаться к психологическому тестированию мотивации, желательно собрать об изучаемом человеке всю доступную информацию и, обобщив ее, сформулировать вполне конкретную гипотезу о его мотивационной проблеме. Только после этого можно будет точно подобрать необходимые психологические тесты и, воспользовавшись ими, получить нужную и достаточно точную информацию о мотивации клиента.
Допустим, что психолог-консультант уже определил, что у клиента действительно имеются проблемы, связанные с мотивацией. Этого, однако, недостаточно для того, чтобы сразу же непосредственно приступить к их практическому решению. Необходимо также сориентироваться в том, что явилось подлинной причиной возникновения у клиента данной мотивационной проблемы, и уточнить, в чем она конкретно состоит.
Рассмотрим в этой связи некоторые типичные случаи возникновения у человека проблем мотивационного характера, а также их возможные причины и жизненные проявления.
Проблема 1. Отсутствие у человека, например у ребенка, интереса к тому, к чему он естественно должен бы был проявлять повышенный интерес. Такой проблемой, к примеру, может стать нежелание приобретать те или иные полезные для жизни знания, умения, навыки.
Одной из вероятных причин появления у человека такой проблемы может стать то, что он живет лишь сиюминутными интересами, в число которых не входит приобретение знаний, умений и навыков на будущее. В них у данного человека просто нет необходимости, так как они не нужны для удовлетворения его сиюминутных потребностей.
Еще один показательный пример: ребенок определенного возраста может быть занят интересными играми и общением со сверстниками, но не испытывать никакой потребности в приобретении знаний, умений и навыков, к которым побуждают его взрослые люди. И до тех пор, пока то, на чем настаивают взрослые люди, не окажется непосредственно связанным с актуальными потребностями ребенка, вряд ли можно будет рассчитывать на усиление его интереса к приобретению знаний, умений и навыков.
Другой возможной причиной отсутствия интереса может быть привычка вовсе не думать о будущем, заранее к нему не готовиться. В этом случае практическое решение мотивационной проблемы видится в том, чтобы побудить человека задуматься о своем будущем, сделать так, чтобы он осознал, что его личное благополучие завтра будет прямо зависеть от того, что он сделает сегодня.
Дать понять это детям довольно трудно потому, что их поведение непосредственно и импульсивно, а также потому, что у них отсутствует жизненный опыт и собственный разум не настолько еще развит, чтобы без посторонней помощи понять справедливость требований взрослых людей и, исходя из этого, начать всерьез готовить себя к будущему.
Вместе с тем, решить эту задачу в детстве вполне возможно, потому что детство – это такое время, которое само по себе сориентировано на будущее. Важно только добиться того, чтобы в сознании ребенка его будущее не представлялось чем-то непонятным и абстрактным, а выглядело бы как вполне конкретное, реальное, связанное с актуальными интересами и потребностями.
Третьей возможной причиной возникновения обсуждаемой проблемы может стать несвязанность тех знаний, умений и навыков, к усвоению которых стараются стимулировать данного человека окружающие, с теми его потребностями, которыми он живет в настоящее время. В силу этого обстоятельства навязываемые человеку знания и умения кажутся ему совершенно не нужными и у него не возникает серьезных стимулов к их освоению в данный момент времени.
Проблема 2. Отсутствие у клиента какой-либо достаточно весомой, серьезной жизненной цели, определяющей смысл его существования.
Это психологически весьма глубокая мотивационная проблема, неразрешенность которой чревата для человека далеко идущими последствиями. Цель жизни, если она имеется у человека, стимулирует его к систематическим занятиям различными видами деятельности, делая тем самым жизнь вполне осмысленной и достаточно интересной для человека.
Целью жизни обычно становится то, что соответствует самым важным жизненным потребностям человека – таким, от удовлетворения которых данный человек может получить наиболее сильное, эмоционально положительное подкрепление.
У всех людей с детства, как правило, есть определенная жизненная цель. Но если она является единственной и практически не достижимой в силу ряда объективных и субъективных причин или если, добившись этой цели, человек не получает ожидаемого эмоционального удовлетворения, то наступает разочарование, частично или полностью утрачивается смысл жизни. Старая, привычная жизненная цель пропадает, а новая не появляется.
Для того чтобы этого не произошло, человек не должен ограничивать свои жизненные устремления одной-единственной целью. Если это ребенок, то его с детства необходимо обучать и воспитывать таким образом, чтобы у него было несколько взаимно дополняющих или взаимно заменяющих друг друга жизненных целей. Речь идет о таких целях, стремление к каждой из которых будет способствовать достижению других целей, а утрата одной из них не сделает жизнь данного человека полностью бессмысленной. Иными словами, каждый человек должен иметь в своей жизни несколько разных целей, достаточных для того, чтобы при любых жизненных утратах у него оставалась хотя бы одна из важных жизненных целей.
Если взрослый человек, который имеет одну-единственную жизненную цель, вдруг неожиданно утрачивает ее и его жизнь в результате этого становится бесцельной (бессмысленной), то с таким человеком необходимо проводить специальную и достаточно длительную психотерапевтическую работу, используя, например, процедуру логотерапии по В. Франклу.
Суть этой процедуры состоит в том, чтобы человеку, потерявшему прежнюю, актуальную для него цель и утратившему в результате этого смысл жизни, открыть, что в действительности жизнь настолько богата и интересна, что в ней каждый человек сможет при желании выбрать для себя не одну, а несколько новых, достаточно интересных, привлекательных жизненных целей.
Важно, однако, при этом добиться того, чтобы клиент, приняв новую для себя жизненную цель и приступив к ее реализации, сразу же смог получить необходимые эмоциональные положительные подкрепления.
Проблема 3. Суть данной проблемы – отсутствие у человека выраженного стремления к достижению поставленной цели, когда он или не приступает к практическим действиям по ее реализации, или, приступив к таким действиям и потерпев первые неудачи на этом пути, прекращает усилия, направленные на преодоление возникших препятствий.
В основе данной мотивационной проблемы могут лежать следующие возможные причины:
1. Недостаточная уверенность человека в себе, низкая самооценка, заниженный уровень притязаний.
2. Слаборазвитый мотив достижения успехов.
3. Слишком сильно развитый мотив избежания неудачи. В первом из указанных случаев человек не предпринимает должных усилий, направленных на достижение поставленной цели, и это происходит потому, что он не уверен в себе или не убежден в том, что сможет этой цели достичь. Данную отрицательную мотивационную тенденцию обычно усиливает и низкая самооценка. Человек в этом случае недооценивает свои способности и, исходя из этого, ошибочно полагает, что ему никогда не удастся добиться успехов.
Что же касается заниженного уровня притязаний, то он обычно приводит к тому, что человек просто не ставит перед собой отдален.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ И СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Контрольные вопросы
1. В чем состоит проблема отсутствия у клиента интереса к людям?
2. Как организовать и провести психологическое консультирование в случае отсутствия у клиента интереса к людям?
3. В чем конкретно проявляется в жизни неумение человека привлекать к себе внимание со стороны окружающих людей?
4. Каковы объективные и субъективные причины неумения клиента привлекать к себе внимание, вызывать интерес со стороны, людей?
5. Как проводить психологическое консультирование в случае жалобы клиента на неспособность привлекать к себе внимание?
6. Что можно рекомендовать клиенту, если его жалобы на отсутствие внимания со стороны людей обусловлены субъективными причинами?
7. Что посоветовать клиенту, если его жалобы на отсутствие внимания со стороны людей вызваны объективными причинами?
8. В чем в реальной жизни практически проявляется проблема, связанная с неумением клиента высказывать комплименты в адрес других людей и правильно реагировать на их комплименты в свой адрес?
9. Каковы возможные причины и следствия неспособности высказывать комплименты и правильно реагировать на них?
10. Каким образом практически можно решить проблему неумения клиента высказывать комплименты в адрес других людей?
11. Что можно рекомендовать клиенту, который жалуется на неспособность управлять своим поведением и эмоциями?
12. Каковы жизненные проявления неумения правильно воспринимать и точно оценивать социальные роли людей?
13. В чем заключаются правило нормального ролевого взаимодействия людей в общении друг с другом?
14. Какие вопросы консультант-психолог может задать клиенту для того, чтобы выяснить, действительно ли у него имеются проблемы, касающиеся исполнения социальных ролей?
15. Каковы типичные ошибки психолога-консультанта при работе над решением проблемы эффективного социально-ролевого взаимодействия клиента с людьми?
16. Что можно рекомендовать клиенту, желающему научиться правильно воспринимать и точно оценивать социальные роли людей?
Поскольку в жизни довольно много разнообразных коммуникативных и социально-перцептивных форм поведения, в освоении которых человек может испытывать затруднения, выделим и обсудим типичные случаи обращения клиентов по этому поводу в психологическую консультацию и дадим самые общие рекомендации по каждому из подобных случаев.
Под оптимальной формой общения понимается такая, которая в наилучшей степени способствует установлению между людьми хороших личных взаимоотношений типа симпатии, уважения, признания, личного расположения, доверия и т.п.
Может быть несколько возможных причин затруднений в освоении оптимальных форм общения. Такие причины допустимо разделить на две основные группы: внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся, например, отсутствие или слабое развитие у данного человека интереса к людям, неуверенность человека в себе, боязнь быть отвергнутым, неумение эмоционально положительно общаться с людьми, вовремя находить нужные слова и формы поведения. К числу возможных внешних причин дефицита нормального общения можно отнести неблагоприятность ситуации общения, отрицательные индивидуальные особенности общающихся друг с другом людей. В этой главе мы коснемся в основном анализа и устранения причин внутреннего характера.
Отсутствие интереса к людям

Проблема отсутствия интереса человека к людям – это в основном проблема мотивационного характера. Она касается отношения данного человека к людям, причем проблема затрагивает не только того человека, у которого нет особого интереса к активному личному общению с людьми, но и тех людей, которые имеют такой интерес и стремятся к установлению с ним хороших личных контактов, а он, со своей стороны, на такие контакты не идет.
Правда, в конечном счете от такого поведения страдает и сам этот человек, так как со временем перестает получать от других людей информацию, полезную для собственного психологического развития. Он лишается необходимой эмоциональной поддержки со стороны других людей в трудные минуты жизни, хотя сам этого не осознает или осознает не сразу, со значительным опозданием.
Следовательно, при проведении психологического консультирования по этой проблематике перед психологом возникает задача двоякого рода. С одной стороны, ему необходимо помочь клиенту осознать, что отсутствие или недостаточное развитие у него самого интереса к людям наносит ему вред. С другой стороны, консультанту надо дать понять клиенту, что от этого страдают и значимые для него люди.
Приоритет в выборе и в первостепенном решении одной из этих двух задач зависит от того, что для клиента в данный момент времени более значимо: делать добро для других людей или психологически развиваться самому. Это и предстоит выяснить психологу-консультанту в начале личной беседы с клиентом, а затем уже приступить к основной части психологического консультирования.
Если наиболее важное для клиента состоит в том, что от отсутствия выраженного интереса к близким людям существенно задерживается его собственное развитие, то психологическую консультацию можно проводить, обращая внимание клиента на следующие вопросы и предлагая ему соответствующие рекомендации:
1. Следует объяснить клиенту, что может дать ему повышенный интерес с его стороны к окружающим людям.
Во-первых, благодаря такому интересу, жизнь человека становится более насыщенной.
Во-вторых, свои положительные качества человек приобретает в основном путем подражания другим людям, и интерес к ним обогащает его, как личность. Наблюдая за другими людьми, подражая им, человек сам становится более развитым и интересным для людей.
В-третьих, интерес к другому человеку располагает данного человека по отношению к тому человеку, кто со своей стороны проявляет к нему интерес. Благодаря этому, мы можем рассчитывать на взаимные чувства и, следовательно, на поддержку других людей в трудные минуты своей жизни. Напротив, отсутствие интереса к людям обрекает нас самих на психологическое одиночество, на отсутствие интереса к нам со стороны других людей.
Подробно разъяснив все это клиенту, психолог-консультант не только поможет ему лучше и глубже понять собственную проблему, но и сформирует у клиента потребность как можно больше интересоваться людьми, создав тем самым определенную мотивационно положительную настройку на сотрудничество.
2. Консультант должен обстоятельно продумать, как сделать так, чтобы у человека возник или усилился интерес к людям.
Этого можно добиться при помощи следующих действий психолога-консультанта:
Во-первых, клиенту необходимо показать, что лично для него может представлять интерес в других людях, какую пользу такой интерес может ему принести.
Во-вторых, клиенту необходимо подсказать приемы и средства, воспользовавшись которыми, он сам может вызвать интерес к себе со стороны окружающих людей. Заметим, что интерес людей друг к другу, как правило, является не односторонним, а взаимным, и человек, осознав тот факт, что он интересен для других людей, сам начинает проявлять интерес к людям.
В-третьих, проявляемый интерес к людям должен получить с их стороны положительное подкрепление. Это означает, что человек, имеющий такой интерес, сам должен ощущать, что интерес к людям приносит лично ему пользу.
Вначале для этого бывает достаточно сделать следующие две вещи: добиться того, чтобы человек осознал то, что лично ему принесет его собственный интерес к людям, и указать способы, при помощи которых он может добиться проявления интереса к себе самому со стороны других людей.
Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей

На этапе исповеди клиент жалуется психологу-консультанту, что значимые для него окружающие люди не обращают на него должного внимания, а главное – он не знает, как сделать так, чтобы эти люди им положительно заинтересовались. В конечном счете проблема клиента сводится к тому, что он хотел бы, но не может, привлечь к себе внимание, желал бы, но фактически не в состоянии, оказывать на людей благоприятное впечатление.
Заметим, что такие жалобы могут быть обусловленными как объективными, так и субъективными причинами.
В первом случае (объективные причины) мы имеем дело с тем, что человек лишен внимания со стороны окружающих людей независимо от его личности и незаслуженно, он вправе рассчитывать на такое внимание, но не зависящие от него обстоятельства мешают это сделать.
Во втором случае (субъективные причины) претензии человека на внимание со стороны других людей, как правило, не обоснованы и никак не связаны с его личными достоинствами. Скорее, наоборот, имеющиеся у этого человека недостатки должны отталкивать от него людей, а он, не замечая этих недостатков, все же претендует на внимание с их стороны.
Может быть и так, что человек вниманием со стороны других людей не обделен, но ему этого явно недостаточно: он желает пользоваться особым вниманием и расположением людей, выделяться в этом плане в лучшую сторону на фоне других людей. В том и другом случае рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту, могут быть различными.
Отметим, прежде всего, что даже тогда, когда жалобы клиента на невнимание к нему со стороны окружающих людей объективно обусловлены, причины недостаточного внимания могут находиться как в самом клиенте, так и вне него, т.е. могут быть связаны с его собственной психологией и поведением или же с независимо от него складывающимися обстоятельствами. И здесь рекомендации по изменению сложившейся ситуации, предлагаемые клиенту, будут, очевидно, различными.
Исходя из этого, первая задача, которую должен будет решить психолог, проводящий консультацию по данному вопросу, заключается в том, чтобы уточнить подлинный характер причин недостаточного внимания к клиенту со стороны окружающих людей:
1. Жалобы на недостаточное внимание к клиенту со стороны окружающих людей объективны и обусловлены его личностными особенностями.
2. Жалобы на недостаточное внимание к клиенту со стороны окружающих людей объективны, но обусловлены обстоятельствами, складывающимися независимо от него.
3. Жалобы клиента на недостаточное внимание к нему носят субъективный характер и на самом деле не вполне обоснованы.
Какими могут быть практические советы психолога-консультанта клиенту в каждом из этих частных случаев?
Случай 1. Беседуя с клиентом, необходимо обратить внимание на его индивидуальные особенности, которые, наверное, делают его человеком, малопривлекательным для окружающих людей. В первую очередь желательно выяснить, старается ли сам клиент привлекать к себе внимание или же пассивно ожидает, что на него обратят внимание окружающие люди. Если имеет место последнее, то клиенту можно рекомендовать самому вести себя в общении с людьми более активно и сознательно стараться обратить на себя их внимание.
Здесь, правда, небезразличен выбор средств достижения поставленной цели. Не рекомендуется, например, использовать экстравагантные, эпатажные средства привлечения внимания, явно нарушающие сложившиеся нормы морали или этики. Подобные средства, хотя и способны временно привлечь внимание к человеку, но сами по себе могут в конечном счете и оттолкнуть людей, так как будут расценены ими как признак малокультурное™ или невоспитанности человека.
Выбранные средства привлечения внимания должны быть такими, чтобы они соответствовали интересам и потребностям того человека, чье внимание с их помощью привлекается. Это означает, что один человек, обративший внимание на другого человека, сам должен понимать, чем этот, другой, интересен и полезен для него, в какой степени он способен или не способен удовлетворить его собственные актуальные интересы и потребности.
Затем или вместе с тем, о чем говорилось выше, необходимо выяснить, есть ли у клиента нечто такое, что способно оттолкнуть от него людей. Если такие качества у клиента имеются, то прежде всего необходимо понять, каковы они и чем вызваны.
Полезную роль в решении данного вопроса может сыграть предоставление клиенту возможности взглянуть на себя как бы со стороны, а для этого желательно произвести видеозапись поведения клиента в ситуации общения с людьми. Психолог-консультант, просматривая эту запись вместе с клиентом, может помочь ему разобраться в своем поведении и увидеть как бы со стороны собственные недостатки в манере и стиле общения с людьми.
Далее психолог-консультант должен подсказать клиенту, каким образом можно практически избавиться от тех недостатков, которые очевидны для психолога-консультанта и которые за собой признает сам клиент. Если это необходимо, консультант должен быть готов предложить клиенту действенную помощь в устранении соответствующих недостатков или же рекомендовать клиенту обратиться за такой помощью к другому специалисту.
Случай 2. Прежде всего следует обратить внимание клиента на ту ситуацию общения с людьми, в которой он оказался, и найти способ ее преобразования таким образом, чтобы она способствовала привлечению внимания к клиенту со стороны других людей.
Желательно, например, если есть такая возможность, таким образом выбрать ситуацию, условия общения, чтобы они позволили клиенту проявить свои наилучшие качества в общении с людьми, и тем самым привлечь к себе внимание со стороны. Вместе с тем, необходимо избегать попадания в такие ситуации, где клиент будет вынужден вести себя не самым лучшим образом.
Случай 3. Если претензии клиента на внимание к нему со стороны других людей субъективны и чрезмерны, т.е. если он претендует на внимание, какого на самом деле не заслуживает и которое явно выше его возможностей, то первое, что в этом случае должен сделать психолог-консультант – это дать понять клиенту, что его личные претензии на внимание со стороны людей необоснованны. Сделать это необходимо достаточно деликатно, воспользовавшись, к примеру, одним из следующих способов:
1. Попросить клиента подробно объяснить, почему он считает, что лично ему окружающие люди уделяют недостаточное внимание.
2. Попросить клиента некоторое время понаблюдать за окружающими людьми и ответить на вопрос, кому из них, по его мнению, уделяется большее внимание, чем ему, и почему.
Полезные сведения о клиенте, позволяющие точно установить, являются ли его претензии на внимание со стороны других людей чрезмерными, можно получить путем изучения характера клиента, особенно имеющихся в его характере акцентуаций. Дело в том, что среди акцентуированных черт характера есть такие, которые сами по себе порождают необоснованные претензии человека на внимание со стороны. Это, например, гипертимность и истеричность.
Если обнаружится, что у клиента имеются подобные акцентуации в характере, то для психолога-консультанта это может быть достаточным основанием для того, чтобы утверждать, что претензии клиента на внимание со стороны действительно чрезмерные и носят в основном субъективный характер. Практическое решение проблемы в данном случае видится в том, чтобы свести к минимуму или вовсе исключить проявление соответствующих акцентуаций в характере клиента в его поведении по отношению к окружающим людям.
Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них

Данного рода неумение часто ставит человека в неловкое положение, особенно тогда, когда ему необходимо сказать что-то доброе тем, кто этого заслуживает, высказать в их адрес комплимент.
Почти такая же неловкая ситуация возникает тогда, когда кто-либо другой говорит что-то приятное в адрес человека, а он не знает, как на это отреагировать. Он стесняется, конфузится, теряется, испытывает чувство неловкости. В результате поведение данного человека другими людьми, которые общаются с ним, может быть понято и проинтерпретировано неправильно, как якобы свидетельствующее о сознательном нежелании человека общаться с ними.
Это – весьма серьезная проблема, затрудняющая межличностное общение людей, и с ней обычно сталкиваются многие люди, обращающиеся в психологическую консультацию по вопросам межличностного общения, даже если сами они эту проблему, как присущую лично им, не осознают. Значение выявления и своевременного решения этой проблемы клиента обусловлено и тем, что ее нерешенность может повлечь за собой другие, весьма серьезные проблемы в межличностных отношениях.
Практические трудности в решении данной проблемы, возникающие в жизни человека, могут быть вызваны несколькими различными причинами. Наиболее существенные и часто встречающиеся из них следующие:
• боязнь клиента показаться неловким и смешным в глазах окружающих людей, если он попытается говорить им комплименты,
• отсутствие у клиента желания говорить добрые слова в адрес других людей,
• наличие у клиента такого желания одновременно с дефицитом умения практически его реализовать,
• неспособность клиента управлять собой, регулировать свои психофизические состояния таким образом, чтобы они соответствовали ситуации,
• незнание клиентом того, как правильно реагировать на комплименты в свой адрес, или неумение это делать.
Все названные причины связаны друг с другом, могут существовать и действовать одновременно, в любом их сочетании, и для устранения этих причин требуется, как правило, комплексный подход. Однако каждая из них может рассматриваться отдельно, если речь идет о практических рекомендациях по ее решению, и это будет сделано далее.
Первую причину – боязнь клиента показаться смешным в глазах окружающих людей – можно устранить следующим образом. Во-первых, предложить клиенту некоторое время внимательно понаблюдать за теми людьми, кого он лично хорошо знает. Это должны быть люди, которые достаточно умело высказывают комплименты в адрес других людей или же правильно реагируют на комплименты в свой собственный адрес. Здесь клиент должен будет ответить на следующий вопрос: действительно ли эти люди, говоря комплименты или, реагируя на них, выглядят смешными?
Затем желательно предложить клиенту и самому попробовать высказать несколько комплиментов в адрес других людей и внимательно посмотреть на то, как они на это отреагируют. Здесь перед партнерами по общению или перед теми, кто наблюдает за поведением клиента со стороны, может быть поставлен вопрос, аналогичный сформулированному выше: выглядит ли смешным сам клиент, когда произносит комплименты или же реагирует на них?
В результате такого, сравнительно простого социально-психологического эксперимента над собой, клиент сможет убедиться в том, что его опасения выглядеть смешным оказались напрасными. Напротив, окружающие люди, скорее всего, похвалят его, и, выслушав их, клиент успокоится.
Наконец, если представится такая возможность, то желательно будет провести аудио- или видеозапись комплиментарного (связанного с высказыванием или реагированием на комплименты) поведения клиента в те самые моменты, когда он произносит добрые слова в адрес других людей. Такая процедура покажет клиенту, что он со стороны вовсе не выглядит таким неловким, как ему казалось вначале, и это будет способствовать избавлению от психологических барьеров и комплексов, связанных с высказыванием комплиментов или реагированием на них.
Вторую причину – отсутствие желания говорить людям добрые слова – устранить труднее, чем первую, но также вполне возможно, а главное – необходимо. Дело в том, что дефицит такого желания у человека обычно связан с недобрым отношением данного человека к людям. Если ему самому не удастся изменить свое отношение к людям, то вряд ли он сможет когда-либо рассчитывать на доброе отношение к себе со стороны людей.
Столкнувшись с такой проблемой, психолог-консультант должен в первую очередь убедить клиента в том, что он не сможет рассчитывать на улучшение взаимоотношений с людьми, если не изменит своего собственного отношения к ним.
Иногда только одного словесного убеждения клиента в этом вопросе недостаточно, и необходимо найти другие, более весомые аргументы. Ими может стать, например, демонстрация клиенту его собственного поведения со стороны. Если клиент сам увидит, как он ведет себя по отношению к людям, то это гораздо лучше убедит его в необходимости что-то изменить в своем поведении, чем любые слова.
В данному случае для демонстрации клиенту сущности и существенности его проблемы полезными могут оказаться те же самые приемы, которые мы рекомендовали использовать для устранения первой из названных выше причин – неумения высказывать комплименты в адрес других людей.
Кроме того, желание говорить людям добрые слова должно быть чем-то подкреплено. Таким подкреплением могут стать, например, позитивные реакции людей на обращенные к ним добрые слова.
Для того чтобы эти реакции были замечены и должным образом оценены клиентом, необходимо научить самого клиента внимательно наблюдать за партнерами по общению и фиксировать то, что свидетельствует о положительности или отрицательности реагирования партнеров на воспринимаемые им действия и слова.
Сравнительно легче, чем предыдущие, устраняется третья причина неумения высказывать комплименты людям, но при условии, что человек действительно очень хочет ее устранить. Правда, потенциальная (на самом деле – только видимая, а не реальная) легкость решения этой задачи не должна вводить в заблуждение и благодушно настраивать психолога-консультанта и клиента. Для полного устранения этой причины требуются значительные усилия и время.
Это, в частности, связано с тем, что человек должен, во-первых, снять имеющийся у него психологический барьер, мешающий произносить комплименты вслух, во-вторых, точно знать, что, как и при каких условиях следует говорить людям, в-третьих, усвоить нужные для этого невербальные формы поведения, и, наконец, в-четвертых, превратить усвоенные умения в навыки, то есть в автоматически возникающие реакции на коммуникативную ситуацию.
Для того чтобы это все действительно произошло, клиенту необходимо затратить в среднем от трех-четырех месяцев до года на систематическую работу над собой. Хорошо, если в этом ему постоянно будет помогать психолог-консультант или какой-либо другой, опытный практический психолог. И еще лучше, если сам клиент пройдет специальную, например тренинговую, подготовку и затем сумеет обратить приобретенные в ходе ее знания в практические умения и навыки общения с людьми.
Последняя из указанных выше причин – неспособность клиента управлять собой, регулировать свои психофизические состояния – одна из самых трудноустранимых. Это связано с тем, что данная причина касается темперамента человека, а он почти не изменяется в течение жизни. Его одним из основных свойств является эмоциональность.
Кроме того, эмоциональные реакции человека на ситуацию, возникшую в процессе общения с людьми, являются обычно автоматическими и потому трудноконтролируемыми сознанием. Они, как правило, возникают почти мгновенно, неосознанно и реализуются еще до того, как будет осмыслена сама ситуация и будет найдено разумное решение связанной с ней проблемы.
Тем не менее и здесь многое можно было бы сделать при помощи, например, аутотренинга. Поэтому клиенту, жалующемуся на неспособность управлять собой, своими эмоциями, можно рекомендовать овладеть (самостоятельно или при помощи психолога-тренера) техникой саморегуляции, хорошо представленной в аутотренинге.
Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей

Немало проблем в сфере межличностных отношений возникает из-за того, что, общаясь друг с другом, люди нарушают известные правила и нормы ролевого взаимодействия. Некоторые из этих правил, например, следующие:
1. Если человек в общении с другим человеком уже взял на себя определенную роль, то этот, другой, так или иначе должен учитывать данный факт и брать на себя соответствующую роль, согласованную с ролью своего собеседника. В противном случае – при рассогласовании ролей собеседников в общении – нормального взаимодействия между ними не получится, и они вряд ли добьются взаимопонимания.
2. Для того чтобы добиться взаимопонимания в общении с партнером, человек, знающий его роль, должен использовать один из следующих способов:
– принять эту роль и просто подстроиться под нее;
– постараться изменить роль другого человека таким образом, чтобы она соответствовала его собственной роли;
– найти компромисс между двумя этими способами действий, т.е., изменяя роль партнера, одновременно менять и свою собственную роль.
3. Человек, как участник процесса общения, должен осознать ту реальную роль, которую он играет сам, а также уметь распознавать роли, играемые другими людьми.
4. Лишь в крайнем случае человек должен стремиться изменить роль другого человека в общении с ним. В большинстве же других случаев ему следует постараться принять роль другого человека такой, какая она есть, и, по возможности, подстроиться под нее.
5. Собственное ролевое поведение в общении каждого человека с другими людьми должно быть достаточно гибким для того, чтобы он умел хорошо общаться с ними.
Во время приема клиента и проведения с ним психодиагностической беседы перед психологом-консультантом стоит важная задача: определить меру соответствия и степень соблюдения данным клиентом всех, сформулированных выше, правил. Если обнаружится, что все или хотя бы некоторые из них нарушаются, то это будет означать, что у клиента действительно есть проблемы.
К сожалению, специальных психологических тестов, прямо подходящих для этой цели и позволяющих разносторонне оценивать ролевое поведение клиента, на данный момент времени не существует, и поэтому психологу-консультанту приходится опираться в основном на косвенные данные, на результаты своего наблюдения за поведением клиента во время личной беседы с ним и на реакции клиента на задаваемые ему вопросы.
Среди этих вопросов могут быть, к примеру, следующие1:
1 Перед тем как задавать клиенту все эти вопросы, психолог-консультант должен объяснить ему, что такое роль человека в общении с людьми и что такое ролевое поведение.

• Могли бы вы достаточно точно определить те роли, которые вы обычно играете в общении с другими людьми?
• Как вы думаете, насколько хорошо вам удается играть эти роли и те, которые ждут от вас окружающие люди?
• Всегда ли вас устраивают те роли, которые в общении с вами берут на себя другие люди?
• Насколько успешно вам удается изменять роли других людей, если они вас почему-то не вполне устраивают?
Следует также иметь в виду, что существует несколько различных ролевых психологических теорий, и, интерпретируя ролевое поведение клиента, психологу-консультанту следует опираться на все эти теории. В этой связи хотелось бы предостеречь начинающего психолога-консультанта от типичных ошибок, которые он может допустить, практически решая данный вопрос.
Первая такая ошибка – это кажущаяся простота вопроса. Неопытному психологу-консультанту может показаться, что для оценки и интерпретации ролевого поведения нет необходимости хорошо знать социально-психологическую теорию ролей, что для этого достаточно обычного жизненного опыта и житейского представления о ролях.
К сожалению, интерпретация, основанная на опыте и на житейских представлениях, может оказаться недостаточно точной, научно не вполне обоснованной.
Вторая типичная ошибка состоит в том, что, зная лишь одну из теорий ролей и не имея представления о других теориях, психолог-консультант опирается только на нее.
В этом случае возникает опасность односторонности, ограниченности предлагаемых им интерпретаций и выводов.
Третья типичная ошибка может заключаться в том, что, будучи знакомым сразу с несколькими теориями ролей, психолог-консультант все же предпочитает иметь дело только с одной из них, которая с его точки зрения является более правильной. В этом случае неизбежно будет повторяться, но в более смягченной форме, предыдущая ошибка в интерпретации.
Для того чтобы свести к минимуму возможность возникновения всех этих ошибок, психологу-консультанту следует знать и опираться в своих выводах на все теории ролей, так как каждая из них несет в себе определенную долю истины1.
1 Указанные возможные ошибки и связанные с ними недостатки в интерпретациях и рекомендациях, предлагаемых клиенту, характерны для тех ситуаций психологического консультирования, когда психологу-консультанту приходится обращаться к использованию научных теорий.

Как научить человека правильно воспринимать и оценивать роли, принятые в общении им самим и другими людьми?
Это вполне возможно сделать, но лишь при обязательном соблюдении следующих условий:
• если данный человек будет знать те роли, в которых он сам и другие люди могут выступать в общении с окружающими людьми;
• если ему, кроме того, будут известны признаки, ориентируясь на которые, он мог бы точно идентифицировать исполняемую человеком роль, отличая ее от других возможных ролей;
• если ему удастся приобрести достаточный опыт наблюдения за собой и иными людьми в общении друг с другом, т.е. опыт, позволяющий ему самому правильно воспринимать и оценивать коммуникативные роли людей.
Первое из указанных условий можно соблюсти, рассказав клиенту о тех ролях, которые люди чаще всего берут на себя, общаясь с другими людьми. При этом можно рекомендовать клиенту найти и самостоятельно ознакомиться с соответствующей научной и научно-популярной литературой.
Второе из условий практически реализуется тем же самым путем.
Что же касается третьего условия, то добиться соответствия ему можно, поработав некоторое время с клиентом, оценив его роли в общении с другими людьми и предложив ему самому сделать это в отношении себя и других людей.
Упражнения
1. Выберите кого-либо из своих знакомых в качестве потенциального клиента. Дайте ему рекомендации по усилению его интереса к людям.
2. Повторите для себя основные этапы проведения психологического консультирования, связанные с решением проблемы неумения человека привлекать к себе внимание со стороны окружающих людей.
3. Назовите основные причины, в силу которых у человека может проявиться неумение высказывать комплименты в адрес других людей и неспособность правильно реагировать на комплименты.
4. Перечислите возможные причины неспособности человека точно воспринимать и правильно оценивать социальные роли людей.
Практические задания
1. Выберите кого-либо в качестве клиента и, пользуясь рекомендациями, изложенными в данной главе, выясните, есть ли у него проблемы, связанные с отсутствием интереса к людям.
2. Определите касающиеся лично вас, субъективные причины недостаточного умения привлекать к себе внимание со стороны других людей (если, конечно, это неумение характерно для вас).
3. Выберите кого-либо в качестве потенциального клиента и проведите с ним психологическую консультацию на тему неумения высказывать комплименты и правильно реагировать на них.
4. Проведите психологическое консультирование кого-либо, кто, па ваш взгляд, не умеет правильно воспринимать и оценивать социальные роли людей, которые они берут на себя в процессе общения.
Ключевые слова
Социально-перцептивное психологическое консультирование. Личное общение людей.
Интерес человека к людям. Психологическое подкрепление в системе межличностных отношений.
Объективные и субъективные причины неумения человека привлекать к себе внимание людей. Эпатажные средства привлечения к себе внимания. Гипертимность. Истеричность.
Комплиментарное поведение. Аутотренинг.
Ролевое взаимодействие людей в общении. Социально-психологическая теория ролей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Контрольные вопросы
1. Что такое неудачи в эмоциональной саморегуляции деловой жизни?
2. Каковы вероятные внутренние и внешние причины таких неудач?
3. Каким образом можно практически решать проблемы, связанные с неудачами в области эмоциональной саморегуляции?
4. Как диагностировать и решать такую частную проблему, как неуверенность человека в себе и его повышенная эмоциональная возбудимость?
5. По каким признакам можно судить о том, что клиента действительно преследуют неудачи в выборе профессии, условий и места работы?
6. Каковы основные причины возникновения неудач в выборе профессии, условий и места работы?
7. Какую практическую помощь консультант-психолог может оказать клиенту, жалующемуся на неудачи в выборе профессии, условий и места работы?
8. С какими трудностями может столкнуться психолог-консультант, оказывая помощь клиенту в выборе профессии, условий и места работы ?
9. По какому плану консультанту-психологу следует действовать, оказывая клиенту помощь в связи с его неудачами в выборе профессии, места и условий работы?
10. Каковы основные объективные и субъективные причины неудач клиента в продвижении по службе?
11. Какие действия может предпринять и что может рекомендовать психолог-консультант клиенту, который жалуется на неудачи в продвижении по службе?
12. В чем состоят возможные причины снижения работоспособности человека?
13. Как практически определить реальные причины понижения работоспособности человека?
14. Какие практические рекомендации можно дать клиенту с пониженной работоспособностью в зависимости от тех или иных причин ее снижения?
15. В чем обычно проявляются неудачи человека в соревновании с другими людьми?
16. Каковы возможные причины неудач человека в соревновании с людьми?
17. Как проводить психологическое консультирование, если от клиента поступают жалобы на неудачи в соревновании с людьми?
18. Что можно рекомендовать клиенту для устранения реальных причин его неудач в соревновании с людьми?
Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни

Жизненные неудачи, связанные с недостатками эмоциональной саморегуляции, могут быть обусловлены самыми разными причинами, но большинство из них относится к особенностям внутреннего, психологического мира человека или к взаимоотношениям, складывающимся у него с окружающими людьми.
Если проблемы касаются психологии человека, то они называются внутренними или субъективными, если же проблемы относятся к обстоятельствам, не зависящим от человека, то они называются внешними или объективными.
К внутренним причинам неудач в эмоциональной саморегуляции могут быть отнесены следующие причины:
1. Борьба между собой равнозначных, равносильных мотивов человека, каждый из которых не в состоянии преодолеть сопротивление конкурирующего с ним, другого мотива.
2. Слабость воли человека.
3. Наличие у человека не совместимых друг с другом черт характера, которые придают его поведению непредсказуемость и непоследовательность.
4. Повышенная эмоциональная возбудимость человека, с которой он сам не в состоянии успешно справиться.
5. Неуверенность человека в себе.
6. Медлительность в принятии и реализации решений. К числу возможных причин внешнего характера могут быть отнесены следующие причины:
1. Слишком большая зависимость человека от складывающихся жизненных обстоятельств.
2. Чрезмерная личная и деловая зависимость человека от окружающих людей.
3. Неопределенность ситуации, в которой оказался человек и в которой трудно по объективным причинам принимать или реализовывать разумные решения.
4. Сложные, противоречивые отношения человека с окружающими людьми.
Рассмотрим более подробно каждую из названных выше причин.
Под борьбой равнозначных или равносильных мотивов имеется в виду ситуация, когда в мотивации поведения человека друг с другом конкурируют два или более разных мотивов, две или более, трудносовместимых друг с другом, потребности, причем каждая из них актуальна и достаточно сильна. В результате человек оказывается не в состоянии предпочесть какую-либо одну из них, так как не может полностью отказаться от любой из них.
Если, к примеру, он следует только одному из реально действующих мотивов и приступает к его реализации, то спустя некоторое время, когда данный мотив уже будет частично удовлетворен, актуальным сразу же становится другой, неудовлетворенный мотив. Эта ситуация многократно воспроизводится с чередующимся доминированием то одного, то другого мотива. В итоге человек постоянно будет находиться перед выбором: как действовать и что предпочесть. Он будет не в состоянии контролировать свои эмоции, связанные с конфликтом несовместимых друг с другом мотивов поведения.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.